Особенности структуры факультативного курса языковой направленности
рабочая программа
Реализация и методическое обеспечение, способы и особенности организации тематических секций факультативного лингвистического курса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х – начале 70-х гг. Свое название они получили от латинского слова facultatis. Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика). (8 м\64ч\2)
Факультативные занятия изучаются по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.
Считаю, что важное педагогическое значение факультативных занятий состоит в удовлетворении запросов Тем, кто хочет путешествовать в англоговорящие страны
Сможете свободно общаться с носителями языка, смотреть фильмы в оригинале, сможете перечитывать любимые произведения на языке оригинала и не дожидаться перевода новых книг.
Тем, кто имеет уровень владения английским языком B1 и желает совершенствовать свои знания.
учащихся для более глубокого изучения предмета информатики, развитии учебно-познавательные интересов, творческих способностей и дарования учащихся.
Моя задача - заинтересовать, учащихся. Для решения этой задачи я основываюсь на следующих дидактических аспектах организации факультативных занятий.
Обучение в школе – это не только получение качественного образования, но и подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору в современных социально-экономических условиях, Тем, кто стремится к поставленной цели
Заметите результаты обучения уже после первого занятия. Поработаете с обратной связью от профессиональных преподавателей, занимаясь по индивидуальной программе .
свободное их ориентирование в многообразных информационных потоках, привитие гражданской позиции, а также развитие навыков непрерывного обновления знаний и умений в течение всей жизни.
Типовые учебные планы обеспечивают непрерывный режим изучения учебных предметов с периодической аттестацией (сделать разговорные навыки более гибкими и уверенными, чтобы собеседники (в том числе носители языка) понимали без затруднений.). Порядок и режимы Тем, кому не хватает разговорной практики
Преодолеете языковой барьер. и заговорите на английском без бессмысленного заучивания слов и грамматики.
согласованной деятельности учителя и учащихся могут быть коллективными, групповыми, парными и индивидуальными. Тем, кто имеет уровень владения английским языком B1 и желает совершенствовать свои знания.
Причем равноправными видами организации обучения могут выступать урок, факультатив, консультация, экскурсия, семинар, лекция, практикум.
Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
Функции факультативных занятий:
предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам (обогащение словарного запаса. Говорение, аудирование, чтение, письмо. Обучающиеся учатся высказывать своё мнение по абстрактным темам и аргументировать точку зрения, а также активно использовать идиомы и фразовые глаголы в речи).
- мотивирующаяся: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения (структурированное и аргументированное изложение мыслей. Основные задачи включают развитие навыков структурированного письма по заданным темам, а также умение создавать отчёты и рецензии с чёткой структурой и логикой изложения);
- общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций (Аудирование. На уровне B2 ученики переходят от прослушивания «учебной» речи к восприятию реальной разговорной речи носителей. Основные задачи включают восприятие разговорной речи носителей, разбор акцентов, улавливание смыслов и подтекстов);
- профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для “профессиональных проб”, что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению (Переход к более сложным текстам. На уровне B2 обучающиеся переходят от учебных текстов к полноценным статьям, книгам и новостям. Основные цели при чтении включают чтение аутентичных текстов, понимание подтекста и скрытого смысла, скорочтение и выделение ключевых моментов.
Принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях. Лексика: описание внешнего вида и характера человека; мода, одежда, ткани, материалы. Лексика: здание и дом, помещения и их оборудование; жизнь в городе. Грамматика: группы настоящих времен – present tenses; глаголы состояния – state verbs; глаголы чувственного восприятия – verbs of the senses; наречия частоты и другие выражения времени – frequency adverbs + time expressions. Страноведение: английское жилище – дом или квартира. Грамматика:порядок постановки прилагательных перед существительным – adjective order; порядок слов в предложении – word order; образование вопросительных предложений – question formation. Страноведение: английская вежливость. Лексика: здоровый образ жизни – диета, спорт, сон; проблемы со здоровьем – стресс, болезни, лечение. Грамматика: глагольные формы герундий и инфинитив – gerunds, infinitives. Страноведение: экстренная медицинская помощь. Лексика: жизнь в прошлом – исторические периоды, войны, колониальные завоевания, знаменитые люди; культурное наследие – искусство, литература, архитектура. Грамматика: группы прошедших времен – past tenses; конструкции для выражения прошлого used to, would; выражение будущего в прошедшем – future in the past. Страноведение: исторические факты. Лексика: наука и технологии – изобретения, открытия, научные исследования, роботизация и информационные технологии. Грамматика: группы будущих времен – future tenses; модальные глаголы – may/might; условные предложения – conditional sentences и придаточные предложения времени – time clauses. Страноведение: образование и наука. Лексика: школа и образование; работа. Граммматика: условные предложения 2-го и 3-го типа – unreal conditionals и смешанные условные предложения – mixed conditionals; конструкции с I wish и if only. Страноведение: рынок труда в Лондоне Лексика: школа и образование; работа. Граммматика: условные предложения 2-го и 3-го типа – unreal conditionals и смешанные условные предложения – mixed conditionals; конструкции с I wish и if only. Страноведение: рынок труда в Лондоне.
Управленческие и дидактические принципы, способствующие успешной реализации функций факультативных занятий: предметно-повышающей, мотивирующей, общеобразовательной, профориентационной.
1. Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы (Речевая компетенция. Развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся на выбор тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей (Языковая компетенция. Овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения. Освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке).
3. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом (Социокультурная компетенция. Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка. Формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).
4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов (Компенсаторная компетенция. Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации).
5. Принцип доступности – предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне (Учебно-познавательная компетенция. Дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений. Ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий).
.
6. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.
7. Принцип двойственного характера образовательного процесса.
Предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного в игровой форме заложить прочную базу и мотивировать учащихся младшего школьного возраста на дальнейшее изучение языка.
Способствовать приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению; сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Расширение общеобразовательного кругозора детей; Выработка у учащихся навыков правильного произношения английских звуков; Изучение основ грамматики и практическая отработка этих правил в устной разговорной речи; Изучение основ чтения и практическое применение этих правил; Формирование навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой.
компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.
8. Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.
9. Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны обучающимся предоставляется доступ к следующим учебно-методическим материалам: онлайн-уроки курса (общее количество учебных модулей: 8 / онлайн-уроков: 16) – по 2 урока в каждом модуле). Домашние задания (общее количество домашних заданий – 8). Итоговый тест. Дополнительное учебно-методическое обеспечение: − грамматический справочник «Английский для среднего уровня extra»; − англо-русский и русско-английский словарь;
к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.
10. Принцип преемственности обучения в диаде “уроки – факультативные занятия”. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое riendsamily ексика:. amily words - члены семьи, характер, отношения (aunt, stepmother, dad, etc). грамматика: притяжательный падеж в английском языке рossessives ‘s, принадлежность, владение чем-то вопрос «hose?» («Чей?/Чья?/Чьё?») lurals множественное число (-s,-es) y time ексика: ree time activities chool subjects (art and design, technology, etc) hobbies&sport (football, tennis, etc) рамматика: онструкция here is\there are потребление ome\any with nouns в отрицательных, утвердительных и вопросительных предложениях ealthy living ексика: ood&drinks (rice, vegetables, juice, etc) ethods of cooking (boiled, fried) рамматика: счесляемы и неисчесляемые имена существительные ountable\ uncountable nouns, правила употребления артиклей a\an\the опросительные фразы на английском языке «сколько?»ow much\how many lothes ексика: описание внешнего вида и характера человека; мода, одежда, ткани, материалы. рамматика: лагол as got to be в resent imple потребление to be с личными местоимениями аречия частоты, регулярности действий adverbs of frequency ействие в настоящем resent ontinuous лова-маркеры времен uperlative oing places ексика: nationalities (Italian, English, etc) places in a town здание и дом, помещения и их оборудование; жизнь в городе vents in life (was born, Died, etc) рамматика: rregular verbs Make do\have\take ast imple forms Предлоги места repositions of the place (on, in, between, etc) he world of work Лексика: школа и образование; работа. ork&jobs ransport Граммматика: конструкция going to uffixes er\or\ist (dancer, artist, etc)
значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.
Учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, уровнями познавательного самоопределения.
Целями факультативных занятий могут быть:
- подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
- подготовка одаренных школьников к олимпиадам;
- формирование профориентационной компетентности учащихся;
- общекультурное развитие учащихся;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
- коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.
Виды факультативных занятий
Факультативы профориентационной направленности Их предназначение – помочь выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении.
На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и централизованном тестировании.
Общекультурные и развивающие факультативы направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей. Представленные в курсе упражнения сопровождаются видеофрагментами, аудиозаписями, анимацией. Учебный материал изложен с использованием большого количества цветных иллюстраций (фотографий, рисунков, таблиц), ориентированных на разные каналы восприятия. Онлайн уроки отличаются интенсивной подачей как лексического, так и грамматического материала, многочисленные диалоги предусматривают различные модели индивидуальной работы, благодаря чему эффект «погружения в языковую среду» усилен многократно. Работать с онлайн-курсом обучающийся может как на стационарном компьютере, так и на планшете или смартфоне. В онлайн-курсе интенсифицирован процесс развития навыков аудирования, все упражнения сопровождаются аудиозаписями и предполагают выполнение заданий имитационного, подстановочного, трансформационного характера, которые обеспечивают усвоение особенностей английского произношения, совершенствование навыков аудирования аутентичной английской речи и тренировку интонационных структур. Уроки сопровождаются краткими методическими рекомендациями, касающимися приемов и методов обучения. Разнообразные задания и упражнения (в том числе кроссворды, работа с иллюстративным материалом, прослушивание современных песен, психологические тесты, картография и т.д.), подобраны с опорой на концепцию Edutainment (образование + развлечение), позволяющую сделать процесс обучения максимально увлекательным, разнообразным и эффективным, превратить его в своеобразную коммуникативную игру. В ходе выполнения упражнений интенсивно отрабатываются все четыре языковых навыка (чтение, аудирование, говорение и письмо). Особое внимание в курсе уделяется языковой практике: в двух учебных модулях, предлагаются комплексы упражнений на повторение, закрепление и углубление изученного материала в новых коммуникативных ситуациях.
Дидактические средства, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.
“Презентация учащимися образовательных продуктов”: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т.п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт. Интерактивная презентация «Грамматические упражнения по теме: «Gerund & Infinitive». Рекомендации для участников курса (необходимое оборудование, формы взаимодействия, порядок прохождения). Учебный модуль состоит из двух онлайн-уроков, имеющих единую структуру. Каждый онлайн-урок начинается с указания целей и задач, которые должны быть реализованы в результате его освоения. По мере изучения материала обучающийся контролирует достигнутые успехи. В начале урока предлагается вводная языковая разминка, после чего изучаются новые грамматические правила, структуры, которые сразу же закрепляются в упражнениях. Следующий раздел онлайн-урока направлен на развитие навыков речевого общения. Данный раздел включает новую лексику с упражнениями на ее употребление в соответствующем контексте, упражнения на аудирование, чтение, говорение и письмо. Второй онлайн-урок каждого учебного модуля содержит раздел, в котором представлены англоязычные страны и различные культурные аспекты, необходимые для правильного общения на английском языке. Учебный модуль завершается тестом для самоконтроля по материалам двух онлайн уроков, а также содержит обобщающий грамматический материал. Все учебные модули включают словарь изученных в двух онлайн-уроках новых слов и руководство пользователя - помощь. Лексический и грамматический материал курса, реализованный с использованием современных компьютерных технологий, позволяет обучающемуся активно тренировать языковые навыки в интерактивном режиме и оценивать эффективность работы над уроками с помощью ключей к упражнениям и автоматической проверки.
“Эталонный продукт”. Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования. Узнает: о правилах английского этикета научится:
Описывать внешний вид и характер человека. Получит возможность научиться: правильно употреблять в устной и письменной речи пройденные лексические и грамматические единицы
«Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся”. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель В возрасте от 8-10 лет С легкостью сможет воспринимать материал курса, программа адаптирована с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Хочет изучать новое на английском Заметите результаты обучения уже после первого занятия. Поработаете с обратной связью от профессиональных преподавателей, занимаясь по индивидуальной программе. Стремится к коммуникации на иностранном языке Преодолеет языковой барьер, и заговорит на английском без бессмысленного заучивания слов и грамматики. Уже имеет начальные знания, умения и навыки английского и желает совершенствоваться. Если трудно усваивает школьный материал заполнит пробелы и сможет улучшить навыки английского Готов уделять 2 часа в неделю интерактивным игровым занятиям и практиковать английский и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.
“Похвала”. Оценивается не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.
“Выставки и конференции”. Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Некоторые особенности употребления английской грамматики"
Данный факультативный курс поможет обучающимся восполнить пробелы в грамматике, сократить ошибки в разговорной речи из-за поверхностного знакомства с грамматическими правилами....

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО об особенностях преподавания факультативного курса «Основы религиоведения» в общеобразовательных школах Республики Казахстан
Об особенностях преподавания «Основы религиоведения» в общеобразовательных организациях Респ...
Рабочая программа факультативного курса «Совершенствуй свой английский» (общеинтеллектуальное направление) для 9-х классов (основное общее образование)
Рабочая программа факультативного курса «Совершенствуй свой английский» (общеинтеллектуальное направление) для 9-х классов (основное общее образование)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Факультативный курс "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" для 9 класса.
Факультативный курс "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет програ...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...

Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...