Как помочь тревожному ребёнку
консультация
Материал составлен в виде буклета. Кратко освещены причины эмоциональных нарушений у детей; предложен тест на определения тревожности. Рекомендованы игры на снятия тревожности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Признаки тревожности
Уважаемые родители! Прочтите предложенные утверждения, поставьте "+" рядом с теми, которые можно отнести к Вашему ребенку.
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.
Основные правила профилактики тревожности
1. Повышать самооценку ребенка:
• называть ребенка по имени;
• хвалить ребенка в присутствии других детей (похвала должна быть искренней, т.к. дети очень остро реагируют на ложь);хвалить ребенка просто так нельзя, он обязательно должен знать, за что его хвалят;
• хвалить даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.
• учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить;
• откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка
• не сравнивать своего ребенка с другими, сравнивайте достижения ребенка с его же результатами.
2. Обучать ребенка умению управлять своим поведением:
• проводить доверительные беседы с ребенком о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях;
• показать примеры в преодолении страха;
3. Снятие мышечного напряжения:
• релаксация (под спокойную, приятную музыку);
• игры на телесный контакт, массаж, ласковые прикосновения;
• «рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»);
• игры на дыхание («воздушный шарик» - надуваем шарик руки на животе: вздох – шарик надули, выдох — сдули).
ГБУСО «Центр «Детство»»
Консультация для родителей
Как помочь тревожному ребёнку
Составила: педагог-психолог
Шукайло Ольга Анатольевна
ИГРЫ
на снятие эмоционального и мышечного напряжения.
«Покатай куклу»
Цель: Игра способствует снятию зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка в себе.
Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Надо научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях). Затем взрослый спрашивает ребенка, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх.
«Драка»
Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
«Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию ощущений.
Содержание: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине (или руке)? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка нарисует
После окончания игры взрослый нежным движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела ребенка.
«Добрый – злой, веселый - грустный»
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем дети рисуют или рассматривают картинки с этими персонажами. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.
Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь тревожному ребенку"
Проведение родительского собрания на тему "как помочь тревожному ребенку". Здесь представлены причины тревожности, рекомендации родителям....

«Как помочь своему ребёнку в преодолении тревожности?»
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.Важно научить ребенка ставить п...

Как помочь тревожному ребёнку (памятка для родителей)
Как помочь тревожному ребёнку (памятка для родителей)...

Газета любознательных родителей "Как помочь тревожному ребенку?"
Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но иногда действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соотв...




