Дизартрия:симптомы,причины,прогноз
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрия Речевая дисфункция, возникающая в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы
Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин , т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Основные проявления дизартрии расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации
Причины возникновения Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития Несовместимость по резус-фактору Воздействие инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка Детский церебральный паралич
Диагностика Электромиография (ЭНМГ) Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) Компьютерная томография (КТ) Электроэнцефалография (ЭЭГ) Магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ)
Классификация клинических форм дизартрии Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения и голосообразования, артикуляционной моторикой, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия, в разной степени поддаются коррекции
Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) Проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга . При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов ( языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого )
Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга
Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной "рубленой" речью , иногда сопровождается выкриками отдельных звуков В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко
Корковая дизартрия (представляет большие трудности для выделения и распознавания) При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата - затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. В отличие от детей с моторной алалией , у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии . Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому.
Стертая (лёгкая) форма Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить: - токсикоз беременности; - хроническую гипоксию плода; - острые и хронические заболевания матери в период беременности; - минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода; - легкую асфиксию; - родовые травмы; - острые инфекционные заболевания дете й в младенческом возрасте и т.д.
Псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии П севдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез , обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
Три степени псевдобульбарной дизартрии
Лечение Медикаментозная терапия Занятия с логопедом Лечебная гимнастика Массаж Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Система коррекционной работы
Работа над звукопроизношением Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации,социальной адаптации ребенка. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа. Поэтапность . Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза. При тяжелых нарушениях работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.
Прогноз при коррекции нарушения Успешность лечения патологии зависит от сроков постановки диагноза. Благоприятный прогноз формируется при раннем начале работы ребёнка с логопедом. Значительный вклад в борьбу с симптомами речевых расстройств вносит лечение основного заболевания. Пациенты, прошедшие курс восстановительных мероприятий, могут успешно обучаться в школе и общаться со сверстниками. Тяжёлые формы дизартрии не поддаются полной коррекции.
Спасибо за внимание
