Мастер-класс для педагогов и специалистов
методическая разработка
Содержит игры и упражнения для педагогов и специалистов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.03 КБ | |
| 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед: Нурманова К.А.
Цель: создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.
Оборудование:
1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.
2. Одноразовые тарелки.
3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Футбол», «Осьминожки», «Гусенички», «Ароматные цветочки».
4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.
5. Мешочек с чистоговорками.
6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.
7. Мозаика, крабик, шнуровки, бутылочки с крупой.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
1. Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;
2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
5 . Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.
Ход мастер-класса:
Организационный момент. (3 мин)
Вводная часть (2 мин)
Основная часть (30 мин):
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие речевого дыхания
- Работа с дикцией
- Сенсорное развитие
Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)
Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».
Организационный момент (3 минуты)
Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, быстро отвечайте.
Он слон – она …
Он лось – она …
Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
Он заяц – она …
Он бык – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
Он тигр – она …
Он осел – она …
Он баран – она …
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.
Вводная часть (2 минуты)
Мой мастер-класс называется так «Простые секреты учителя-логопеда.»
Итак, представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик с речевой патологией.
И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?
В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.
Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда.
Основная часть (20 минут)
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.
Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.
А теперь попробуем творческий прием.
Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.
«Упражнения с соломинкой»
1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.
2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.
4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.
«Упражнения с сушкой»
1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.
2. «Слоник»- на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.
3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.
Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.
«Упражнения с долькой апельсина»
1.Облизать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.
Развитие речевого дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
«Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.
«Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.
«Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
«Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
«Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.
«Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».
Работа с дикцией.
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
«Вошебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.
Шел гуськом гусак с гусаком,
Смотрит свысока гусак на гусака;
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Дятел, дятел - наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Развить ощущения, помогут следующие игры:
"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Звенящие бутылочки»
Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.
«Мозаика»
Собрать рисунок. Назвать цвета.
«Шнуровка»
Зашнуровать фетровых животных
«Крабик»
Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.
Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут)
Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих. Вы что-то нашли для себя полезное?
Далее вашему вниманию представляю видео коллаж из истории моих занятий (посмотрите на экран).
Мои занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!
По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по теме: «Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников»
1. Организационный момент
– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы весело и с пользой проведем время: нам предстоит побывать и в роли ребенка и самим придумать, разработать и внедрить обучающую практику для развития речи детей.
Наш мастер-класс мы начнем с игры: прошу громко отвечать «Да» или «Нет».
1. Игра «Да – нет».
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? (нет или да)
– Чтоб деткам своим во всем помогать,
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
– Кошмар этот помним с студенческих лет:
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
– Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
– Тогда Вас прошу нам во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать!
2. Основная часть
Тема нашего мастер-класса – «Логопедические игры как средство формирования правильной речи школьников с ОВЗ»
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, происходит его обучение, развитие. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
Для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократное повторение одного и того же материала утомляет не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Активное применение игровых технологий на лого занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС.
Основной функцией игры является: формирование устойчивого интереса к учению и навыков в самостоятельной учебной работе. Сегодня на мастер-классе мы хотим показать, как интересно можно организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи.
Упражнение «Корабль желаний».
Участники по очереди (по 3 человека), по желанию выходят к тазику с водой (по периметру прикреплены цветные карточки с пожеланиями), выполняют упражнение на дыхание (через соломинку дуют на кораблик так, чтобы он пристал к карточке), зачитывают пожелание.
Рефлексия:
– Коллеги, на что направлено данное упражнение? (на формирование речевого дыхания).
Игра «Дорожки».
Выходят два участника, перед ними – две дорожки, которые заканчиваются мягкой игрушкой (собака). Каждый участник по очереди совершает шаг, приближаясь к собаке, отвечая на вопрос: «Что делает собака?» (называет глагол в 3 л. ед. ч.). Победит тот, кто назовет больше глаголов.
Рефлексия:
– Коллеги, на что направлена данная игра? (на развитие предикативного словаря).
Упражнение «Волшебный мешочек».
Выходят два участника, перед ними – «волшебный мешочек». Каждый по очереди опускает руку в мешок, описывает, что там лежит (ощущения: мягкое, пушистое…или…), а другой отгадывает, что это (ведущие обновляют содержимое «волшебного мешочка»).
Рефлексия:
– Как считаете, на что направлено данное упражнение? (развитие словаря прилагательных, развитие сенсорного восприятия).
Упражнение «Скороговорки».
Участники по очереди выходят к столу, вытягивают листок и в быстром темпе произносят:
– Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
– В Кабардино- Балкарии, волокардин из Болгарии.
– Дефибриллятор дефибриллировал, дефибллирировал да не выдефибриллировал.
– Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап!
Рефлексия:
– Как считаете, на что направлено данное упражнение? (автоматизация звуков [Р, Рь], четкость речи, ССС).
3. Этап обратной связи (разработка и применение логопедических упражнений в практической деятельности)
Участники делятся на 4 группы, присваивают себе названия («непослушные язычки», «красивые губки», «белые зубки», «дамские пальчики»).
Команды расходятся к столам, где приготовлен инвентарь, с помощью которого надо придумать логопедическое упражнение, рассказать о том, какие задачи оно решает и с детьми какого возраста, какого речевого нарушения можно провести данное упражнение.
4. Итог
– Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. Как вы считаете, какие задачи Вам удалось решить в ходе данного мероприятия? Что полезного для себя почерпнули?
Домашнее задание: подготовить и провести логопедическую игру в рамках занятия на своей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"
Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".
Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".
Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.
В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

мастер-класс для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"
Занятие для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"Смотреть https://youtu.be/zpZMMENvOig...

