Пальцы помогают говорить
консультация
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Физиологическая основа: В коре головного мозга речевые центры находятся по соседству с центрами, отвечающими за движение пальцев рук. (Показать схему мозга на слайде). Когда мы выполняем тонкие, дифференцированные движения пальцами, мы возбуждаем речевые центры, стимулируя их активность. Это как «массаж» для речевых зон.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Пальцы помогают говорить»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании разнообразных приемов развития мелкой моторики для стимуляции речевой активности детей.
Задачи:
- Теоретически обосновать связь между развитием мелкой моторики и речевыми центрами мозга.
- Познакомить педагогов с комплексом разнообразных методик и технологий развития мелкой моторики.
- Обучить практическим приемам, которые можно сразу применять в работе с детьми.
- Создать благоприятную атмосферу для профессионального обмена опытом.
Оборудование и материалы:
- Проектор и экран для презентации.
- Раздаточный материал: памятки с комплексами игр и упражнений.
- Практические материалы на каждого участника/на столы: массажные мячики (су-джок), прищепки, крупы (фасоль, гречка) в мисках, шнурки, бусины разного размера, пуговицы, тесто для лепки, листы бумаги, карандаши.
Ход мастер-класса
I. Вводная часть
Логопед: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Предлагаю начать с небольшой разминки, которая напрямую связана с нашей темой.
Упражнение-приветствие «Пальчиковое рукопожатие»
Логопед: Давайте поздороваемся не как обычно, а нашими пальчиками.
- Сначала коснемся друг друга подушечками указательных пальцев.
- А теперь мизинцами.
- А теперь всей ладонью.
- Сделаем «рукопожатие» косточками сжатых в кулак пальцев.
Логопед: Вы почувствовали, какие разные тактильные ощущения? Именно с них начинается путь к развитию речи. Сегодня мы с вами будем доказывать, что наши пальцы – это не просто часть тела, а мощный инструмент для запуска и развития речи ребенка.
II. Теоретическая часть
Логопед:
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Физиологическая основа: В коре головного мозга речевые центры находятся по соседству с центрами, отвечающими за движение пальцев рук. (Показать схему мозга на слайде). Когда мы выполняем тонкие, дифференцированные движения пальцами, мы возбуждаем речевые центры, стимулируя их активность. Это как «массаж» для речевых зон.
Простые цифры: Около 1/3 всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Она расположена очень близко к речевой моторной зоне (зоне Брока).
Развивая мелкую моторику, мы не просто учим ребенка ловко управлять руками, мы активно влияем на формирование его речи.
III. Практическая часть
Логопед: А теперь перейдем к самому интересному – практике. Я предлагаю вам не просто посмотреть, а активно поучаствовать и пополнить свою педагогическую копилку.
Станция 1: «Массаж и самомассаж» (Слайд 3: Массажные техники)
Су-Джок шарики: Каждому участнику раздается шарик.
Упражнения: прокатывать между ладонями, по каждому пальцу, сжимать в кулаке, сопровождая стихами («Ежик, ежик, колкий, где твои иголки?»).
Массаж рук с помощью подручных средств:
Карандаш: прокатывание ребристого карандаша между ладонями, по пальцам.
Шишки, грецкие орехи: прокатывание между ладонями.
Пальчиковая гимнастика: Выполняем всем залом известную «Сороку-ворону», но в усложненном варианте – с проговариванием и быстрым темпом.
Станция 2: «Пальчиковые игры и театр» (Слайд 4: Игры и театр)
Игры с прищепками: Коллеги, возьмите прищепки. Давайте «превратим» их.
«Солнышко»: прищепки-лучики на желтом круге.
«Ежик»: прищепки-иголки на картонке-ежике.
«Постираем платочки»: развешиваем платочки на веревочке с помощью прищепок.
Пальчиковый театр: Показываем, как с помощью пальцев можно изобразить семью («Этот пальчик – дедушка...»), животных (зайчик, волк, собака). Предлагаю коллегам в парах показать мини-диалог двух персонажей.
Станция 3: «Сенсорные коробки и игры с сыпучими материалами» (Слайд 5: Сенсорные игры)
На столах стоят миски с крупой.
Упражнения:
«Клад»: найти спрятанные в крупе мелкие игрушки. «Рисуем на крупе»: пальцем рисуем узоры на поверхности манки.
«Пересыпание»: пересыпаем крупу из кулачка в миску, из миски в миску с помощью воронки.
Обсуждение: Какие ощущения? Какие группы мышц работают? (Тактильное восприятие, щипковый захват, координация).
Станция 4: «Конструирование и шнуровка»
Шнуровка: Предлагается обувь с шнурками или специальные планшеты для шнуровки. Показываем разные способы шнуровки.
Нанизывание: Нанизываем бусины разного размера на шнурок. Можно усложнить: «Собери бусы по схеме (чередование цветов/форм)».
Конструкторы: Лего, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Быстрое задание: «Построй башню за 30 секунд».
Станция 5: «Графические упражнения»
(Слайд 6: Подготовка руки к письму)
«Сухой бассейн»: Рисование пальцем на подносе с манкой.
Обводка трафаретов.
Штриховка в разных направлениях.
Лабиринты и дорожки.
IV. Рефлексия и обмен опытом
(Слайд 7: «Наши находки»)
Логопед:
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Что для вас было новым?
Какие приемы вы уже используете и что возьмете на вооружение?
Поделитесь, пожалуйста, своими авторскими наработками по этой теме.
(Педагоги делятся мнениями и своими идеями).
Логопед: Я хочу подарить вам небольшую памятку-буклет, где собраны все упражнения, которые мы сегодня рассмотрели, а также список полезной литературы.
V. Заключительная часть – 2 минуты
Логопед: Помните, что систематическая работа по развитию мелкой моторики – это ключ к успешному развитию речи, письма и мышления ребенка. Пусть ваши занятия будут интересными, разнообразными и эффективными!
И в завершение – ритуал прощания «Пальчиковый салют»!
Все участники одновременно поднимают руки и шевелят пальцами, как бы устроив салют из пальчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальцы помогают говорить.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — ...
Пальцы помогают говорить.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, худ...

Презентация "Пальцы помогают говорить".
Презентация инновационного опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики пальцев рук"....

Развитие пальцевой моторики. Информационный материал для родителей "Пальцы помогают говорить"
В коррекционной работе по преодолению речевых недостатков у детей дошкольного возраста важная роль отводится развитию тонкой произвольной моторики обеих рук. Необходимо привлекать внимание...

Факультатив по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальцы помогают говорить"
Известно, что развитие моторики рук и пальцев тесно связано с развитием речи и мышления. Развитие рук помогает в дальнейшем хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные пр...

"Почему пальцы помогают говорить?"
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тел...

Консультация "Пальцы помогают говорить"
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у дошкольников...
