Рабочая программа по основам менеджмента 11 класс
рабочая программа (11 класс)

Рабочая программа по основам менеджмента 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_menedzhmenta.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 40

Рассмотрено:

на заседании МДК

Руководитель О.В. Гурская

_______________________

Согласовано:

Зам. директора по НМР

И.В. Кулькова

_____________________

Утверждаю:

Директор школы

Т.А. Кондратьева

__________________

Рабочая программа по основам менеджмента 11 класс

2025-2026 учебный год

Учитель: Неуструева А.А.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Изучение элективного курса «Основы менеджмента» даёт возможность учащимся достичь следующих результатов:

Личностными результатами обучения элективного курса на уровне среднего общего образования являются: Личностные результаты:

 1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины; 2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания; 3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих; 4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства; 5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; 6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности; 7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.

Метапредметные результаты: 

1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы; 2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.; 3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания; 4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других; 5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты; 6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы; 7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; 8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами; 4 10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.

Предметными результатами изучения элективного курса «Основы менеджмента» является сформированность следующих умений: 

1) формирование представления об экономике как о научной дисциплине и как сфере деятельности индивидов, семей, фирм и государств; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; 3) проявление экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, окружающих и общества в целом; 4) знание факторов, влияющих на изменение спроса и предложения товара, понимание сущности закона убывающей предельной полезности; 5) знание особенностей традиционной, централизованной, рыночной и смешанной экономических систем; понимание роли государства в рыночной экономике, пределов его вмешательства в экономику и его последствий; 6) знание роли и функций денег, особенностей денежного обращения; получение представления, как работает банковская система, умение просчитывать риски по кредитам и депозитам; 7) знание различных видов фирм, форм собственности, ответственности бизнеса; знание рыночных структур с совершенной и несовершенной конкуренцией, приёмов конкурентной борьбы; 8) применение полученных знаний и сформированных навыков для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика); 9) знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; 10) понимание места и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в современных экономических событиях в России и в мире.

Содержание курса

Введение (1 час). Развитие и становление менеджмента в России. Развитие менеджмента в XVII в. Развитие управленческой мысли в XVIII в. Развитие управленческой мысли в России в XIX в. Развитие управленческой мысли в России в XX в. Развитие управленческой мысли в России в XX веке (советский период). Развитие управленческой мысли в России в XX веке (период с 1985 г. по настоящее время).

Управление персоналом (8 ч). Эффективность управления группами. Типы формальных групп: Группы руководителей. Производственные группы. Комитеты. Понятие и характеристика стилей руководства. Четыре основных стиля руководства. Решетка (матрица), включавшая 5 основных стилей руководства (управленческая решетка ГРИД). Личностный, поведенческий и ситуационный подход к лидерству. Типы власти и их использование в практике управления. Требования к современному менеджеру. Конфликты, их роль и методы разрешения. Формирование трудового коллектива. Лидерство и стили руководства в коллективе.

Модели менеджмента и их характеристика (5 ч). Модели менеджмента и их характеристика (японская, американская, западноевропейская).

Управление производством (2 ч). Понятие организации. Проектирование производственной системы и её функционирование. Методы оценки эффективности производственной системы.

Организация как система управления (2 ч). Системный подход к формированию и исследованию структуры и функций организации. Общие характеристики организаций. Организация как открытая система (тектология Богданова А.И. теория открытых систем А. Берталанфи, теория жизнеспособных систем С.Бира). Ресурсы организации. Зависимость организации от внешней среды. Внутренняя среда организации. Значимость изучения внешней среды при управлении организацией. Характеристика и элементы внешней среды. Теория жизненных циклов организации Иссака Адизеса. Теория хаоса. Модель организации «7S» (Томас Дж. Питерс, Роберт Х. Уотерман). Формальные и неформальные организации. Строение организации: организационно-управленческие структуры (линейная, функциональная, линейнофункциональная, штабная, дивизиональная, матричная, проектная, сетевая, виртуальная). Нормы управляемости организацией.

Функции менеджмента (5 ч). Функции менеджмента и их теоретическое обоснование: процессный и системный подход к реализации функций менеджмента Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Общая характеристика основных функций менеджмента. Планирование - как функция менеджмента. Принципы и техника планирования. Организация - как функция менеджмента. Мотивация - как функция менеджмента. Контроль - как функция менеджмента. Виды контроля. Принципы менеджмента. Понятие и классификация методов менеджмента. Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы.

Технические средства управления (3 ч) Сущность и виды информации. Информационные технологии в управлении Внедрение информационной технологии в организацию. Прикладные информационные технологии рыночной экономики.

Подходы к управлению (6 ч). Подходы к управлению. Школа научного менеджмента. Новая школа. Современные подходы к управлению.

 Итоговый урок 1 час. Защита проекта.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Основы менеджмента»

11 класс

Месяц

№ урока

Тема урока

Сентябрь

Развитие и становление менеджмента в России

Эффективность управления группами

Понятие и характеристика стилей руководства

Личностный, поведенческий и ситуационный

подход к лидерству

Октябрь

Типы власти и их использование в практике

управления.

Требования к современному менеджеру

Конфликты, их роль и методы разрешения

Формирование трудового коллектива.

Ноябрь

Лидерство и стили руководства в коллективе

Модели менеджмента и их характеристика

Декабрь

Модели менеджмента и их характеристика

(японская)

Модели менеджмента и их характеристика (

американская)

Сравнительный анализ американской и японской

стратегии управления

Российская модель управления

Январь

Проектирование производственной системы и её функционирование

Методы оценки эффективности производственной системы

Системный подход к формированию и исследованию структуры и функций организации. Общие характеристики организаций

Февраль

Формальные и неформальные организации. Строение организации

Формирование корпоративных структур

 Общая характеристика основных функций менеджмента. Планирование - как функция менеджмента. Принципы и техника планирования. Принципы менеджмента. Понятие и классификация методов менеджмента

Организация - как функция менеджмента

Март

 Мотивация - как функция менеджмента

Контроль - как функция менеджмента. Виды контроля

Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы

Апрель

Сущность и виды информации

Информационные технологии в управлении. Внедрение информационной технологии в организацию

Прикладные информационные технологии рыночной экономики

Подходы к управлению. Школа научного менеджмента

Май

Административная (классическая) школа

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа управления. Школа

социальных систем

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  100701 Коммерция...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...