Алгоритмы по черчению для выполнения чертежа в 7,8 и 9 классах
методическая разработка (8 класс) по теме

Фадеева Ирина Александровна

алгоритмы позволяют разделить сложное задание на составляющие, формируют рациональные приемы самостоятельной деятельности, вовлекают в активную работу мышление, память и органы чувств учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Algoritmy2.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.

Алгоритм построения чертежа детали.

Аналитические действия.

  1. Анализ геометрической формы детали.
  2. Определение её симметрии.
  3. Выбор главного вида.
  4. Установление количества и характера изображений чертежа.
  5. Мысленное определение очертаний каждого изображения.
  6. Выбор положения формата.
  7. Выбор масштаба изображения.

Графические операции.

  1. Определение рабочего поля.
  2. Построение осей симметрии и габаритных прямоугольников.
  3. Построение изображений характерных элементов детали:

- сначала на главном виде, затем на виде сверху, слева;

- уточняются внешние очертания контура;

- элементы, имеющие поверхности вращения;

- призматические.

   4. Нанесение размеров:

       - по длине  (окружности, дуги и др., координирующие и    

         габаритные размеры);

       - по высоте;

       - по ширине детали.

   5. Обводка чертежа:

       - окружности и дуги;

       - горизонтальные, вертикальные и наклонные линии.

    6. Заполнение основной надписи.

7. Проверка чертежа.

7 класс.

Последовательность построения чертежа «плоской» детали.

  1. Анализ геометрической формы детали.
  2. Выбор положения формата:

 - горизонтальное;

 - вертикальное.

  1. Выбор масштаба изображения.
  2. Вычерчивание рамки и основной надписи:  

 - 20 мм слева, 5 мм справа, сверху и снизу;

 - 145 – 22 мм.

  1. Вычерчивание осей симметрии (2,1 или ни одной).
  2. Построение габаритного прямоугольника от центра листа.
  3. Вычерчивание выступов, отверстий, пазов.
  4. Нанесение размеров:

                - по длине;

                - по высоте;

                - толщину детали S.

                Если размерная линия горизонтальна число

                наносят сверху, если вертикальна – слева.

  1. Обводка чертежа:

                - окружности и дуги;

                - горизонтальные, вертикальные и наклонные    

                  линии.

            10. Заполнение основной надписи.

        11.  Проверка чертежа (все ли размеры нанесены?).

7 класс.

Последовательность построения чертежа  детали (2 вида).

  1. Анализ геометрической формы детали.
  2. Выбор положения формата:  

    - горизонтальное;

            - вертикальное.

  1. Выбор масштаба изображения.
  2. Вычерчивание рамки и основной надписи:  

         - 20 мм слева, 5 мм справа, сверху и снизу;

 - 145 – 22 мм.

  1. Построение габаритных прямоугольников в проекционной связи.
  2. Вычерчивание выступов, отверстий, пазов:

  - на виде спереди;

  - на виде сверху.

  1. Нанесение размеров:

                       - по длине;

                       - по ширине;

                       - по высоте;

  1. Обводка чертежа:

                       - окружности и дуги;

                       - горизонтальные, вертикальные и наклонные    

                         линии.

  1. Заполнение основной надписи.

       10. Проверка чертежа (все ли линии начерчены 

            по стандарту?).  

7 класс.

Последовательность построения чертежа  детали (3 вида).

1. Анализ геометрической формы детали.

2. Выбор положения формата:

        - горизонтальное;

        - вертикальное.

3. Выбор масштаба изображения.

4. Вычерчивание рамки и основной надписи.

5. Построение габаритных  прямоугольников в  

    проекционной связи.

            6. Вычерчивание выступов, отверстий, пазов

                в проекционной связи:

- на виде спереди;

                    - на виде сверху;

        - на виде слева.

7. Нанесение размеров:

                    - по длине;

                    - по ширине;

                    - по высоте.

8. Обводка чертежа:

                - окружности и дуги;

                - горизонтальные, вертикальные и наклонные    

                  линии.

            10. Заполнение основной надписи.

        11. Проверка чертежа (проекционная связь).

7 класс.

Последовательность построения аксонометрической проекции детали.

  1. Построение осей  x,  y  и  z:

     

      -  фронтальная диметрическая проекция:  x

      горизонтальна, z вертикальна, у  - под углом 45;

  -  изометрическая: z вертикальна, x и у под углом 120.

  1. Построение передней грани предмета (вида спереди).

  1. Вычерчивание ребер, параллельных оси у из каждой вершины детали.

  1. Откладывание на ребрах толщины детали (при построении фронтальной диметрической проекции толщина уменьшается в 2 раза).

  1. Проведение отрезков, параллельных линиям передней грани.

  1. Нанесение размеров.

  1. Обводка чертежа.

7 класс.

Последовательность оформления чертежа детали.

  1. Вычерчивание рамки (20 мм слева, 5 мм – справа, сверху и снизу сплошной тонкой линией).
  2. Вычерчивание основной надписи в нижнем правом углу:

а) габаритные размеры – 145 мм на 22 мм;

б) по длине – 25 мм, 30 мм и 15 мм;

в) по высоте – 7 мм, 7 мм и 8 мм;

г) по длине – 20 мм и 20 мм.

7 класс.

Последовательность нанесения размеров.

- Размеры окружностей и полуокружностей (5 и 6 правила).

- Размеры по длине (1,2,3 правила).

- Размеры по высоте(1,2,3 правила).

- Размеры по толщине(1,2,3 правила).

- Проверка нанесения размеров (6 правило).

1.  Проведение выносных линий, перпендикулярных отрезку, размер которого указывают(12 мм).

2. Проведение  размерных линий, параллельных отрезку  на расстоянии не менее 10 мм от контура детали. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками; над ней, ближе к середине, наносят размерное число.

3. Нанесение ближе к изображению  сначала меньших размеров, затем больших, чтобы размерные и выносные линии не пересекались. Расстояние между двумя параллельными размерными линиями не менее 7 мм.

4. Если размерная линия горизонтальна, то число располагают сверху, если вертикальна – слева (над линией, а не на ней).

5. Применение  условных обозначений:

    О – диаметр, размерная линия соединяет две точки окружности и проходит через центр;

    R – радиус, размерная линия соединяет центр окружности и точку на ней  и ограничивается стрелкой с одной стороны;

        - квадрат,

     S – толщина;

     L – длина детали.

6. Если деталь имеет несколько одинаковых элементов, то допускается показывать размер одного из них с указанием количества.                             О 10

                                                                    4 отв.

7. Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

8 класс.

Алгоритм чтения чертежа детали.

  1. Название детали.

  1. Материал, из которого она изготовлена.

  1. Масштаб изображений.

  1. Определить, какие виды даны на чертеже, какой из

    них является  главным.

  1. Провести анализ геометрической формы детали (сочетанием каких геометрических тел образована форма детали?).

  1. Определить по чертежу габаритные размеры детали.

  1. Определить размеры каждого из геометрических тел, составляющих форму детали.

8 класс.

Алгоритм выполнения эскиза детали.

  1. Анализ геометрической формы детали.

  1. Определение количества видов на чертеже, главного вида.

  1. Вычерчивание рамки и основной надписи.

  1. Построение осевых и   центровых линий.

  1. Очерчивание габаритных прямоугольников тонкими линиями с учетом того, чтобы оставить место для нанесения размеров.

  1. Нанесение внешних  (видимых) контуров детали.

  1. Нанесение  внутренних (штриховые линии) контуров детали.

  1. Нанесение  выносных и размерных линий.

  1. Обмер детали (линейка или штангенциркуль) и нанесение размерных чисел.

  1. Обводка.

  1. Заполнение основной надписи (название детали, материал, кто и когда выполнил).

  1.  Проверка эскиза.

9 класс.

Алгоритм чтения строительного чертежа.

  1. Определить название здания или сооружения, изображенного на чертеже.

  1. Установить, какие изображения содержит чертеж (фасады, планы, разрезы) и какие сведения можно получить с их помощью.

  1. Прочитать надписи на чертеже.

  1. Изучить взаимное расположение комнат в доме, их площадь и высоту.

  1. Определить внешние размеры дома.

  1. Прочитать условные обозначения оконных и дверных проемов (с четвертями или без четвертей; однопольные или двупольные).

  1. Прочитать условные обозначения санитарно-технического и другого оборудования во всех жилых и нежилых помещениях (ванна, раковина и др.).

9 класс.

Алгоритм построения разреза детали.

  1. Анализ геометрической формы детали.
  2. Выбор главного вида.
  3. Установление количества и характера изображений чертежа.
  4. Выбор положения формата и масштаба изображения.
  5. Построение видов детали.
  6. Определение целесообразного разреза.
  7.  Обводка сплошными основными линиями штриховых линий, которыми на  виде были изображены внутренние очертания, т. к. они стали видны.
  8. Штриховка фигуры сечения, входящей в разрез.
  9. Удаление линий, находящихся на передней, неизображаемой части предмета, так как эта часть мысленно удаляется.
  10. Нанесение размеров:

       - по длине  (окружности, дуги и др., координирующие и    

         габаритные размеры);

       - по высоте;

       - по ширине детали.

   11.  Обводка чертежа:

       - окружности и дуги;

       - горизонтальные, вертикальные и наклонные линии.

    12. Заполнение основной надписи.

13. Проверка чертежа.

9 класс.

Алгоритм соединения половины вида и половины разреза.

  1. Построение видов детали.
  2. Вычерчивание оси симметрии, которая должна служить границей между видом и разрезом.
  3. Расположение разреза на чертеже: справа от оси симметрии или под ней.
  4. На половине вида штриховые линии, изображающие контур внутренних очертаний, не проводят.
  5. На половине разреза штриховые линии, которыми   были изображены внутренние очертания, обводят сплошными основными линиями, т. к. они стали видны.
  6. Фигуру сечения, входящую в разрез штрихуют.
  7. Линии, находящиеся на передней части предмета, не показывают, так как эта часть мысленно удаляется.
  8. Размерные линии, относящиеся к элементу детали, вычерченному только до оси симметрии, проводят несколько дальше оси, ограничивают стрелкой с одной стороны. Размер указывают полный.
  9. Если с осью симметрии совпадает линия контура, то соединяют часть вида и часть разреза, разделяя их сплошной волнистой линией так, чтобы контурная линия не исчезла с чертежа.
  10. Нанесение размеров.
  11. Обводка чертежа.
  12. Заполнение основной надписи.
  13. Проверка чертежа.

9 класс.

Алгоритм чтения сборочного чертежа.

  1. Название изделия (назначение).

  1. Масштаб изображения.

  1. Габаритные размеры изделия.

  1. Определить, какие изображения  даны на чертеже, какое из них является  главным, есть ли разрезы и сечения, определить их виды ( сечения – вынесенные и наложенные; разрезы – фронтальные, горизонтальные, профильные или местные). Назначение этих сечений и разрезов.

  1. Пользуясь спецификацией, выяснить количество деталей, из которых состоит изделие, материал.

  1. Найти каждую деталь по номеру позиции, определить их форму.

  1. Назвать стандартные детали, входящие в изделие.

  1. Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия.

  1. Кроме габаритных, назвать присоединительные и установочные размеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, урок черчения, 9 класс: Практическая работа: "Чтение и выполнение чертежей деталей"

Презентация, урок черчения, 9 класс: Практическая работа: "Чтение и выполнение чертежей деталей"...

Черчение. Тест "Линии чертежа". Тест выполнен в программе Hot Potatoes.

Тест предназначен для закрепления материала и проверки знаний по теме  "Линии чертежа". Для пользования тестом не требуется устанавливать программу Hot Potatoes на свой компьютер....

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Инструменты и принадлежности для выполнения чертежей".

Презентация поможет разобрать с учащимися на уроке следующие вопросы: инструменты и принадлежности для выполнения чертежей; правила пользования ими; рациональные приемы работы чертежными инструментами...

Урок черчения по теме «Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям» 8 класс

Урок черчения по теме "Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям" 8 класс...

Урок черчения в 8 классе по теме «Выполнение чертежей (эскизов) деталей с включением преобразования формы. Решение задач на перемещение элемента детали».

Урок черчения в 8 классе по теме«Выполнение чертежей (эскизов) деталей с включением преобразования формы . Решение задач на перемещение элемента».   Урок - практикум с демонстрацией динамических ...

«Чтение и выполнение чертежа детали. Пр. р. № 5. Выполнение чертежа детали изделия. "

План урока по технологии для мальчиков 6 класса "Чтение и выполнение чертежа детали. Практическая работа №5. Выполнение чертежа детали изделия."...

Тесст по теме "История чертежа в России. Техника выполнения чертежей и правила их оформления"

Тест разработан по учебнику А.Д.Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского "Черчение 9 класс"...