Анализ работы МО "Учителя старших классов"
материал по теме

Анализ работы МО за 2010-2011 уч. год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ    МО  учителей  старших классов

2010-2011 учебный год

           В состав методического объединения  учителей старших классов входит  10 педагогов,  из  них  девять  учителей с высшим педагогическим  образованием,   со  средним – специальным  - 1 педагог.     Звание «Отличник народного просвещения РФ» присвоено  учителю домашнего  обучения. С высшей  категорией один учитель, первую квалификационную категорию имеют    5 учителей, вторую  - 1,   не  имеют  категории  три  педагога.

Основными задачами методического объединения в 2010-2011 учебном году были следующие:

1.Организация работы педагогического коллектива над методической темой школы: «Формирование  образовательного  пространства  учреждения, способствующего  реализации  индивидуальных,  коррекционных,  здоровьесберегающих  маршрутов  обучающихся».

2. Оказание помощи педагогам в совершенствовании обучения и воспитания школьников, через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий.

3.Развитие  мотивации  педагогов на  личностно – профессиональное развитие.

4. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению  педагогического опыта через систему проведения  открытых  уроков,  предметных недель, взаимопосещения уроков,  участия в педагогических мероприятиях  школы;

5. Повышение уровня качества знаний по предметам.

     Работа  над  единой  методической  темой направлена  на  реализацию целей  и задач, поставленных педагогическим  коллективом.

      В текущем году было поведено пять   плановых заседания. В ходе заседаний изучались нормативно - правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся  старших  классов. На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На  семинарах, педагогических советах обобщался передовой опыт учителей по вопросам: организация  деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; освоение современных технологий обучения; эффективность формирования у учащихся общеучебных умений и навыков. Все это способствовало профессиональному росту педагогов и положительно повлияло на результативность обучения учащихся.

      Одним из направлений работы МО является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки.             Методическим объединением организован мониторинг качества образования: разработаны тесты  для проведения контрольных срезов,  выполнение практической и теоретической частей программ, посещение уроков, участие  в  методических  мероприятиях.  Благодаря условиям, созданным в образовательном учреждении для профессионального роста учителей в повышении квалификационных категорий, в 2010-2011 учебном году высшую квалификационную категорию получил  один  учитель, двое  учителей  повысили  квалификационную  категорию  со  второй  на  первую.      Имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, само реализовать себя. Для этого используются разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы:   предметных  газет, поделок, моделей,  ребусов и  кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес»;  турниры  и т. п. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты и призы. Многие учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт творческую атмосферу. Учащиеся показали  знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметной недели вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.

     Особое внимание в работе методического объединения уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Основными направлениями посещений уроков были:

 - владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;

- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;

 - использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;

 - работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;

- формирование обще учебных и специальных умений и навыков;

- здоровьесберегающие технологии на уроке.

      Уроки с элементами игры и занимательности,  уроки-экскурсии  используют  педагоги в своей практической деятельности.    Из анализа посещенных  уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе:
- учителя  производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на каждого  ученика, с  учетом  их индивидуальных особенностей;
-  домашние задания  носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- учителя используют  ТСО, наглядные средства обучения.

     В рамках работы методического объединения и проведения методической  недели было дано 3 открытых урока, которые посетило более  50% педагогического коллектива. Все уроки проводились  в соответствии с выбранными методическими темами и показали  владение учителями современными методиками и технологиями обучения. На уроках прослеживались методы и приёмы, связанные так же и с темами самообразования учителей.

   В этом учебном году все кабинеты пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями,  оборудованием и техническими средствами,  продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по некоторым   предметам  (география,  биология,  история),  что   качественно   влияет   на проведение  уроков. 

               В  более  тесном  контакте  последние  годы    осуществляются     консультативные  встречи  педагогов  с  узкими  специалистами,  на  которых  обсуждаются  индивидуальные  особенности  каждого  из  учащихся,   методы  и  приемы  работы  с  ними.
     С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов, включения их в творческий поиск, прошли заседания методического объединения по  темам:

  • Роль  учебного  кабинета в процессе обучения  и воспитания  учащихся.
  • Формирование  коммуникативных умений учащихся  на  уроках
  • Использование  альтернативных методов оценивания  учащихся  на  уроках.
  • Использование  образовательных  технологий для  повышения  активности  школьников в  учебном  процессе.

                     Типичной  чертой  заседаний  МО  является  актуальность  обсуждаемых  вопросов,  тщательная  подготовка,  практическая  направленность, желание  проанализировать  и  откорректировать  свою  деятельность  с  целью  устранения  причин  негативно  влияющих  на  конечный  результат.

                Так,  учитель математики  Пермикина Г.В.  поделилась  опытом  работы по  использованию  альтернативных методов  оценивания учащихся на уроках.    С целью   развития  интереса к  предмету математики,  повышения познавательной  активности и  познавательных  способностей  школьников,  учитель  использует  тесты  для 5 – 9 классов.  На  уроках  географии  педагогом  Местюниной С.И.  используются  программированные  задания    как альтернативный  метод  оценивания умений  школьников.  Метод программированных  заданий  осуществляет дифференцированный подход к учащимся и создает  условия для самостоятельной  работы  школьников. Такой  нетрадиционный  подход   в  обучении не  требует  большой  затраты  времени  на  подготовку,  проведение  и  проверку, он  доступен  учителям  разных  дисциплин.

              Поделились  опытом  работы  педагоги  индивидуального обучения   Ларионова М.С.  по  теме «Формирование коммуникативных  умений у учащихся  на  уроках», Костромина С.Г.  по  теме «Повышение  учебной мотивации школьников».  Педагоги   рассказали  о  комплексе  психолого – педагогических  мероприятий,   которые  они  применяют        в  режиме  обучения  на  дому,  получая  при  этом   следующие  положительные  результаты:

  • формируется положительная мотивация  обучения;
  • формируются такие  качества как: желание общаться, умение вести  беседу и  строить грамматически  правильную речь.
  • повышается  уровень  воспитанности;
  • повышается  уровень родительской  компетентности  в  воспитании  ребенка.

                     О роли  учебного  кабинета в процессе обучения и воспитания, о том, как расширяются возможности для усиления  мотивации  обучения, формируются  прочные навыки и умения учеников,  осуществляется нравственное воспитание  школьников поделилась  Медведева В.Н.      Полноценное учебно-дидактическое и материальное содержание кабинета оказывает положительное воздействие на организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся

          Положительным является то, что каждый педагог старается  поделиться   теоретическими   и  практическими новинками   с  коллегами,  которые используют  полученный    материал  для организации  работы  на уроке.

                Для выявления уровня развития  школьников и оказания им необходимой своевременной  дифференцированной помощи, каждым педагогом – предметником разработан педагогический мониторинг обученности. На основании результатов мониторинга  учителя по    четвертям   составляют аналитические справки по предмету и определяют   индивидуальные  маршруты   коррекционной работы  с  каждым  учеником.

Активное  участие в  течение учебного  года  приняли педагоги   в  пополнении  и  обогащении  методической     копилки, включающей:        

  • конспекты открытых уроков;
  • сообщения  на педагогических  советах;
  • сообщения  на  МО;
  • памятки  с физкультминутками;
  • педагогические  технологии;
  • единый логопедический режим;
  • семинары-практикумы;
  • единый орфографический режим и т.п.

Каждый  учитель    школы  имеет  возможность пользоваться разработками  и    материалом, который находится  в  школьной  библиотеке.

Представленная деятельность участников МО по изучению, формированию и распространению прогрессивного педагогического опыта по проблемам обновления  форм, методов, педагогических  технологий  и  всего  комплекса  психолого-педагогических мероприятий обучения и воспитания  свидетельствуют о наличии эффективной  системы повышения профессионального  мастерства и квалификации педагогов.  В  связи  с этим  возросло качество  обучения.  

.

По итогам методической работы за 2010– 2011 учебный год можно сделать выводы:

1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочеталась с курсовой переподготовкой.

2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса.

 3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя и классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.

     Цели и задачи на 2011– 2012 учебный год:

1. Создавать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы.
2.  Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
3.Осуществлять  преемственность  в  обучении  учащихся  педагогами  старшего  и  начального  звена.

4.Продолжать  работу  по  обобщению  и  распространению    прогрессивного педагогического   опыта  работы   педагогов.

5.Организовать  профессиональное становление молодых  специалистов.

       2011 год                                                     РМО                / Медведева В.Н./



Предварительный просмотр:

Анализ    МО  учителей  старших классов

2010-2011 учебный год

           В состав методического объединения  учителей старших классов входит  10 педагогов,  из  них  девять  учителей с высшим педагогическим  образованием,   со  средним – специальным  - 1 педагог.     Звание «Отличник народного просвещения РФ» присвоено  учителю домашнего  обучения. С высшей  категорией один учитель, первую квалификационную категорию имеют    5 учителей, вторую  - 1,   не  имеют  категории  три  педагога.

Основными задачами методического объединения в 2010-2011 учебном году были следующие:

1.Организация работы педагогического коллектива над методической темой школы: «Формирование  образовательного  пространства  учреждения, способствующего  реализации  индивидуальных,  коррекционных,  здоровьесберегающих  маршрутов  обучающихся».

2. Оказание помощи педагогам в совершенствовании обучения и воспитания школьников, через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий.

3.Развитие  мотивации  педагогов на  личностно – профессиональное развитие.

4. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению  педагогического опыта через систему проведения  открытых  уроков,  предметных недель, взаимопосещения уроков,  участия в педагогических мероприятиях  школы;

5. Повышение уровня качества знаний по предметам.

     Работа  над  единой  методической  темой направлена  на  реализацию целей  и задач, поставленных педагогическим  коллективом.

      В текущем году было поведено пять   плановых заседания. В ходе заседаний изучались нормативно - правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся  старших  классов. На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На  семинарах, педагогических советах обобщался передовой опыт учителей по вопросам: организация  деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; освоение современных технологий обучения; эффективность формирования у учащихся общеучебных умений и навыков. Все это способствовало профессиональному росту педагогов и положительно повлияло на результативность обучения учащихся.

      Одним из направлений работы МО является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки.             Методическим объединением организован мониторинг качества образования: разработаны тесты  для проведения контрольных срезов,  выполнение практической и теоретической частей программ, посещение уроков, участие  в  методических  мероприятиях.  Благодаря условиям, созданным в образовательном учреждении для профессионального роста учителей в повышении квалификационных категорий, в 2010-2011 учебном году высшую квалификационную категорию получил  один  учитель, двое  учителей  повысили  квалификационную  категорию  со  второй  на  первую.      Имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, само реализовать себя. Для этого используются разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады; творческие конкурсы:   предметных  газет, поделок, моделей,  ребусов и  кроссвордов; игры - КВНы, «Поле чудес»;  турниры  и т. п. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Победителям различных творческих конкурсов, олимпиад, выставок вручены грамоты и призы. Многие учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт творческую атмосферу. Учащиеся показали  знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметной недели вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.

     Особое внимание в работе методического объединения уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Основными направлениями посещений уроков были:

 - владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;

- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;

 - использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;

 - работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;

- формирование обще учебных и специальных умений и навыков;

- здоровьесберегающие технологии на уроке.

      Уроки с элементами игры и занимательности,  уроки-экскурсии  используют  педагоги в своей практической деятельности.    Из анализа посещенных  уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе:
- учителя  производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на каждого  ученика, с  учетом  их индивидуальных особенностей;
-  домашние задания  носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- учителя используют  ТСО, наглядные средства обучения.

     В рамках работы методического объединения и проведения методической  недели было дано 3 открытых урока, которые посетило более  50% педагогического коллектива. Все уроки проводились  в соответствии с выбранными методическими темами и показали  владение учителями современными методиками и технологиями обучения. На уроках прослеживались методы и приёмы, связанные так же и с темами самообразования учителей.

   В этом учебном году все кабинеты пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями,  оборудованием и техническими средствами,  продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по некоторым   предметам  (география,  биология,  история),  что   качественно   влияет   на проведение  уроков. 

               В  более  тесном  контакте  последние  годы    осуществляются     консультативные  встречи  педагогов  с  узкими  специалистами,  на  которых  обсуждаются  индивидуальные  особенности  каждого  из  учащихся,   методы  и  приемы  работы  с  ними.
     С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов, включения их в творческий поиск, прошли заседания методического объединения по  темам:

  • Роль  учебного  кабинета в процессе обучения  и воспитания  учащихся.
  • Формирование  коммуникативных умений учащихся  на  уроках
  • Использование  альтернативных методов оценивания  учащихся  на  уроках.
  • Использование  образовательных  технологий для  повышения  активности  школьников в  учебном  процессе.

                     Типичной  чертой  заседаний  МО  является  актуальность  обсуждаемых  вопросов,  тщательная  подготовка,  практическая  направленность, желание  проанализировать  и  откорректировать  свою  деятельность  с  целью  устранения  причин  негативно  влияющих  на  конечный  результат.

                Так,  учитель математики  Пермикина Г.В.  поделилась  опытом  работы по  использованию  альтернативных методов  оценивания учащихся на уроках.    С целью   развития  интереса к  предмету математики,  повышения познавательной  активности и  познавательных  способностей  школьников,  учитель  использует  тесты  для 5 – 9 классов.  На  уроках  географии  педагогом  Местюниной С.И.  используются  программированные  задания    как альтернативный  метод  оценивания умений  школьников.  Метод программированных  заданий  осуществляет дифференцированный подход к учащимся и создает  условия для самостоятельной  работы  школьников. Такой  нетрадиционный  подход   в  обучении не  требует  большой  затраты  времени  на  подготовку,  проведение  и  проверку, он  доступен  учителям  разных  дисциплин.

              Поделились  опытом  работы  педагоги  индивидуального обучения   Ларионова М.С.  по  теме «Формирование коммуникативных  умений у учащихся  на  уроках», Костромина С.Г.  по  теме «Повышение  учебной мотивации школьников».  Педагоги   рассказали  о  комплексе  психолого – педагогических  мероприятий,   которые  они  применяют        в  режиме  обучения  на  дому,  получая  при  этом   следующие  положительные  результаты:

  • формируется положительная мотивация  обучения;
  • формируются такие  качества как: желание общаться, умение вести  беседу и  строить грамматически  правильную речь.
  • повышается  уровень  воспитанности;
  • повышается  уровень родительской  компетентности  в  воспитании  ребенка.

                     О роли  учебного  кабинета в процессе обучения и воспитания, о том, как расширяются возможности для усиления  мотивации  обучения, формируются  прочные навыки и умения учеников,  осуществляется нравственное воспитание  школьников поделилась  Медведева В.Н.      Полноценное учебно-дидактическое и материальное содержание кабинета оказывает положительное воздействие на организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий, результативность обученности учащихся

          Положительным является то, что каждый педагог старается  поделиться   теоретическими   и  практическими новинками   с  коллегами,  которые используют  полученный    материал  для организации  работы  на уроке.

                Для выявления уровня развития  школьников и оказания им необходимой своевременной  дифференцированной помощи, каждым педагогом – предметником разработан педагогический мониторинг обученности. На основании результатов мониторинга  учителя по    четвертям   составляют аналитические справки по предмету и определяют   индивидуальные  маршруты   коррекционной работы  с  каждым  учеником.

Активное  участие в  течение учебного  года  приняли педагоги   в  пополнении  и  обогащении  методической     копилки, включающей:        

  • конспекты открытых уроков;
  • сообщения  на педагогических  советах;
  • сообщения  на  МО;
  • памятки  с физкультминутками;
  • педагогические  технологии;
  • единый логопедический режим;
  • семинары-практикумы;
  • единый орфографический режим и т.п.

Каждый  учитель    школы  имеет  возможность пользоваться разработками  и    материалом, который находится  в  школьной  библиотеке.

Представленная деятельность участников МО по изучению, формированию и распространению прогрессивного педагогического опыта по проблемам обновления  форм, методов, педагогических  технологий  и  всего  комплекса  психолого-педагогических мероприятий обучения и воспитания  свидетельствуют о наличии эффективной  системы повышения профессионального  мастерства и квалификации педагогов.  В  связи  с этим  возросло качество  обучения.  

.

По итогам методической работы за 2010– 2011 учебный год можно сделать выводы:

1. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочеталась с курсовой переподготовкой.

2. Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса.

 3. Методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя и классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.

     Цели и задачи на 2011– 2012 учебный год:

1. Создавать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы.
2.  Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
3.Осуществлять  преемственность  в  обучении  учащихся  педагогами  старшего  и  начального  звена.

4.Продолжать  работу  по  обобщению  и  распространению    прогрессивного педагогического   опыта  работы   педагогов.

5.Организовать  профессиональное становление молодых  специалистов.

       2011 год                                                     РМО                / Медведева В.Н./



Предварительный просмотр:

          Неделя математики

Цель: формирование устойчивого интереса к предмету

Оформление плакатов:

Математика- это полет. (В. Чкалов)

Математика – царица всех наук..(Гаусс)

Математика- это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И.Лобачевский)

Природа говорит языком математики…(Г.Галилей)

Числа правят миром. (Пифагор)

        ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ

  1. Математическая викторина
  2. Ознакомление с высказываниями великих людей о математике
  3. Олимпиада
  4. Шашечный турнир

    5.Разгадывание ребусов, кроссвордов

    6. Конкурс математических газет

    .

МАЛАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

  1.    Определи, какие числа надо записать вместо букв, чтобы результат был верным? (Одинаковые буквы означают одинаковые цифры)

    а5                  а5             3а              4а    

+  ав              + ав        -    в4          -   а3

    49                 71             12               69

Если в каком- либо из данных примеров нет решений, докажи это . Исправь ошибку  (10 баллов)

  1. От квадрата отрезали один угол. Сколько углов осталось?

(4 балла)

  1. Шестиметровый брусок разрезали на равные части, сделав при этом 5 разрезов. Какой длины получилась каждая часть?

(5 баллов)

4.Горели 6 свечей.1/3 из них погасли. Сколько свечей осталось?

(10 баллов)

5. Который час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (10 баллов)

6. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (10 баллов)

         РЕБУСЫ

Расшифруй слова:

     к

     2

   

        7я  

 

      кос

           

      Р1а

        Ви3на

    Рас100яние

 

  3буна

  Пи100лет

И10 рия      

    3   2   4   2

 Я   М   К  А

П О 2 Л

    5 С О Т

ЛИ100К

     ,  

 5     НИЦА

     40 А

   ТЕ 100



Предварительный просмотр:

    Развитие  навыков  общения  и  взаимодействия

Общение – это  сложный,  многоплановый процесс  установления  и  развития контактов  между  людьми, порождаемый  потребностями в  совместной деятельности  и  включающий  в  себя  обмен информацией, выработку  единой  стратегии  взаимодействия, восприятие  и  понимание  другого  человека.

Навыки  общения  школьников  весьма  ограничены,  хотя  человек  и  осваивает  эту  деятельность  с  рождения.    Одни  школьники  из  боязни  выглядеть  смешными  стеснительны,  замкнуты,  другие,  напротив,  склонны  к  «шутовству».    Для  третьих  грубость  и  даже  хамство  являются  единственным  усвоенным  стереотипом  общения.  Надо  признать,  что  без организованного  обучения  навыки  поведения  подростками  осваиваются  очень  трудно  или  не  осваиваются  совсем.  В  связи  с  этим  осложняется  процесс  социализации.  Под  социализацией  следует  понимать весь многогранный процесс  усвоения  опыта  общественной  жизни  и  общественных  отношений.  Сюда  включаются приобретение  необходимых  умений  и  навыков  для  практической  индивидуальной  и  групповой  работы,  формирование  определенных  социальных  норм,  ролей  и  функций.  

                     

         Чему  надо  учить,  чтобы  научить  общаться  продуктивно?    

           

                   ЦЕЛЬ

   

              РЗУЛЬТАТ

Установление  и  поддержание  контакта

Достижение  состояния  обоюдной  готовности, взаимоориентированности  

Обмен  информацией

Передача  сведений,  в  том  числе  мнений,  суждений,  решений,  в  ответ  на  запрос

Поддержаний  активности  и  заинтересованности  

Побуждение  к  выполнению  в  процессе  общения  тех  или  иных  действий

Координирование

Согласование  действий  при  совместной  деятельности

Понимание

Адекватное  восприятие  не  только смысла  сообщений  ,  но  и  его  установок,  переживания,  состояния,   настроения

Эмоциональная  стимуляция

Побуждение  к  переживанию  определенных  эмоциональных  состояний

Установление  отношений

Определение  своего  статуса  в  системе  взаимоотношений  

Влияние

Изменение  состояния,  поведения,  самочувствия,  мнения,  решений  ученика

Достижение результата требует формирования  «коммуникативного  мастерства».

Навыки  позитивного  общения

  • Установление  и  поддержание  контакта

Приемы  установления  и  поддержания  контакта  с  учеником:

- расположение  в  пространстве;

- дистанция;

- поза;

- взгляд;

- улыбка;

- темп речи и др.

Однако  важно  уметь  отслеживать  «состояние  контакта»  в  процессе  общения,  удерживать и  восстанавливать  контакт, если  он утерян  в  ходе  общения.  Фразы типа:  «Вам,  что не  интересно?»  или  «Вы что,  не  слушаете  меня?»  противопоказаны  в  данном  случае.

  • Осуществлять  обмен  информацией

Часто у  участников  диалога  возникает  ощущение,  что  их  не  слышат,  это  заставляет их еще раз  повторять,  раздражаться.  В итоге  дело может  закончиться  грубостью. Поэтому  каждый  педагог  должен  уметь:

- настраивать  эмоционально  собеседника;

- структурировать  сообщаемую  информацию.

  • Поддерживать  активность  и  заинтересованность  (стимулировать  деятельность)

Общение связано с  побуждением  учащихся  к  совершению  действий.  Самым  продуктивным и  трудоемким в  педагогике  путь  побуждения к  активности  и  заинтересованности  учащихся называется «индивидуализация  обучения».

  • Координировать  действия

- договариваться о последовательности  действий;

- определить  объем  и  содержание  действий;

- точно  следовать  договоренности.

  • Понимать  собеседника

Перечень  позиций, которые  требуют  понимания:

- характер  и  культурно – личностные  особенности  собеседника;

- ценностные  ориентировки и установки собеседника (оценка окружающей  действительности);

- эмоциональное  состояние и настроение  собеседника  (игнорирование  этого  фактора приводит к проблемам и непониманию в  процессе общения).

  • Эмоционально  регулировать  состояние  собеседника
  • Устанавливать  отношения

Установление  отношений  связано  с  навыками  самооценки.

               Занятие 1

Тема. Общение  и  взаимодействие

Цель:  адекватное  восприятие  установок,  переживания,  состояния,  чувств, настроения   собеседника.  

Упражнение   «Комплимент»

Каждый  участник  должен  сказать своему  соседу   что – нибудь  приятное.

Обязательные  условия  «Комплимента»:

  1. Обращение  по  имени.
  2. Сказанное  должно  быть  приятно  не  говорящему,  а  слушающему.

Упражнение   «Зеркало  и  обезьяна»  

Участники  разбиваются на  пары  и  встают  друг  напротив  друга.

Один  из  пары  -  «обезьяна»,  которая  смотрится  в  зеркало,  другой  -  «зеркало»,  в  котором  повторяются  все  движения  обезьяны.

Через  некоторое  время  меняются  местами.  Наблюдение  и  обсуждение.

Задание  «Литературный  рассказ»

                        «Старый дед и внучек»                                   Л.Н. Толстой  

Стал  дед  очень  стар.  Ноги  у  него  не  ходили,  уши  не  слышали,  зубов  не  было.  И  когда  он  ел,  у  него  текло  назад  изо  рта.  Сын  и  невестка  перестали  его    за  стол  сажать  и  давали  ему  обедать  за  печкой.  Однажды  дед  хотел  подвинуть  чашку,  да  уронил  и  разбил  ее.  Невестка  стала  бранить  старика  за  то,  что  он  им  все  в  доме  попортил  и чашки  бьет,  и  сказала,  что  теперь  она  ему  будет  давать  обедать  в  лоханке.  Старик  только  горько  вздохнул  и  ничего  не  сказал.

Сидят  раз  муж  с  женой  и  смотрят – сынишка  их  что- то слаживает из  дощечек.  Отец  спросил:  «Что  ты  это  делаешь,  Миша?».    А  Миша  и  говорит:  «Это  я,  батюшка,  лоханку  делаю. Когда  вы  с  матушкой  будете  стары, чтобы  вас  из  этой  лоханки  кормить».  

Муж  с  женой  посмотрели  друг  на  друга  и  заплакали.  Им  стало  стыдно за  то,  что  они  так  обидели  старика,  и  стали  с  тех  пор  сажать  его  за  стол  и  ухаживать  за  ним.    

Объяснить  непонятные  слова  и  их  значение.

После  пересказа  организуется  дискуссия.

Выводы:

  • Как  ты  относишься  к  окружающим,  так  и  будут  относиться  к  тебе.
  • Нельзя  обижать  и  унижать  того,  кто  слабее  тебя   или  от  тебя  зависит.

Рефлексия:

  1. Что  ты  узнал  нового  для  себя?
  2. Что  ты  чувствовал,  когда  слушал  рассказ?
  3. Что  у  тебя  сегодня  получилось (что  не  получилось?)

                    Занятие 2

Тема. Общение  и  взаимодействие

Цель:  Формирование  навыков  позитивного  общения, правильной  оценки  возможностей  собеседника.

Упражнение  «Комплимент»

Комплимент  высказывать  в  форме «Я – высказывания»,  обращаясь  к  соседу,  следует  говорить  о  своем  отношении  и  чувствах.  Высказывание  должно  быть  приятно  слушателю.  

Задание1.  Литературный  пересказ  рассказа  Л. Н. Толстого  «Косточка»

                                 Косточка

Купила  мать  слив  и  хотела  их  дать  детям  после  обеда.  Они  лежали  на  тарелке.  Ваня  никогда  не  ел  слив  и  все  нюхал  их.   И  очень  они  ему  нравились.  Очень  хотелось  съесть.  Он  все  ходил  мимо  слив.  Когда  никого  не  было  в  горнице,  он  не  удержался,  схватил  одну  сливу  и  съел.  Перед  обедом  мать  сочла  сливы  -  одной  нет.  Она  сказала  отцу.  

      За  обедом  отец  говорит:  «А  что  дети,  не  съел  ли  кто – нибудь  одну  сливу?»  Все  сказали:  «Нет»  Ваня  покраснел  как  рак  и  сказал  тоже:  «Нет, я  не  ел».

   Тогда  отец  сказал:  «Что  съел  кто – нибудь  из  вас,  это  не  хорошо;  но  не  в  том  беда.  Беда  в  том,  что  а  сливах  есть  косточки,  и  если  кто  не  умеет  их  есть  и  проглотит  косточку,  то  через  день  умрет.  Я  этого  боюсь».

   Ваня  побледнел  и  сказал:  «Нет,  я  косточку  бросил  за  окошко».

   И  все  засмеялись,  а  Ваня  заплакал.

Работа  с  текстом.

1.Разбор  непонятных  слов.

2.Пересказ  текста.  Поправка,  если  что – то  пропущено.

3.Дискуссия  о  том,  какое  правило  взаимодействия  нарушил  Ваня.

Задание 2  «Путаница»

Участники  берут  друг  друга  за  руки,  выполняя  два  условия:

  • Нельзя  брать  руку  соседа  справа  или  слева;
  • Не  должно  оставаться  свободных  рук.
  • Число  участников  должно  быть  четное.

Получилась  «путаница»  (при  распутывании  никто  не  должен  отпускать  руки).

Рефлексия:

  1. Что  ты  сегодня  узнал  нового  для  себя?
  2. Что  у  тебя  сегодня  получилось  (не  получилось).

Занятие  3

Тема: Общение  и  взаимодействие

Цель: Установление  и  поддержание  контакта,  установление  отношений    и  эмоционального состояния  в  группе.

Упражнение  «Комплимент»

(смотри  в  занятии 1, 2)

 

Задание 1    Литературный  пересказ  Басни  Л. Н. Толстого  «Два  товарища»

                       Два    товарища

   Шли  по  лесу  два  товарища,  и  выскочил  на  них  медведь.  Один  бросился  бежать,  влез  на  дерево  и  спрятался,  а  другой  остался  на  дороге.  Делать  ему  было  нечего – он  упал  наземь  и  притворился  мертвым.

    Медведь  подошел  к  нему  и  стал  нюхать: он  и  дышать  перестал.

    Медведь  понюхал  ему  лицо,  подумал,  что  он  мертвый,  и  отошел.

    Когда  медведь  ушел,  тот  сразу  слез  с  дерева  и  смеется:  «Ну   что,  -  говорит,  - медведь  тебе  на  ухо  говорил?»  -  «А  он  сказал  мне,  что  плохие  люди  те,  которые  в  опасности  от  товарищей  убегают».

Работа   с  текстом.

  1. Разбор  непонятных  слов.
  2. Пересказ  текста.  Поправка,  если  что – то  пропущено.
  3. Обмен  впечатлениями  о  помощи  товарищу,   о   каком  правиле  взаимодействия  говорится  в  басне?

 Задание 2   «Карлсон  сказал»

Участники  встают  по  кругу.

Мы  будем  выполнять  различные   действия:

  • Поднять  руки;
  • Опустить  руки;
  • Остановиться;
  • Повернуться;
  • Сделать  хлопок.

При  этом  необходимо  выполнять  одно  условие: выполнять  только  те  действия,  в  сообщение  о  которых  будут присутствовать  слова:  «Карлсон  сказал …».  Например:  «Карлсон  сказал:  поднимите  правую  руку»,  то    задание  выполнять,  а  если  «Поднимите  руку»  или  «Я  прошу  вас  поднять  руку»  -  То  это  действие  совершать  не  надо.  

Сделавшие  ошибку  покидают  игру.

Рефлексия:

1.Что  ты  сегодня  узнал  нового  для  себя? 

2.Что  у  тебя  сегодня  получилось  (не  получилось).

                   Занятие 4

Тема: Общение  и  взаимодействие.

Цель: Формирование  ценностных  ориентаций.  Поддержание  активности  и  заинтересованности  участников  занятия.

Упражнение  «Комплимент»

(смотри занятие 1.2)

Задание 1  Литературный  пересказ  рассказа  Л. Н.  Толстого  «Лгун»

 

                                         Лгун

Мальчик  стерег  овец  и,  будь  - то  увидел  волка,  стал звать:  «Помогите,  волк!  Волк!»

   Мужики  прибежали  и  видят:   неправда.  Как  сделал  он   так  два  или  три   раза,  случилось  -  и  вправду  набежал  волк.

      Мальчик   стал  кричать:  «Сюда,  сюда  скорей,  волк!»

      Мужики  подумали,  что  опять  по  -  прежнему  обманывает,  -  не  послушали  его.

      Волк  видит,  бояться  нечего:  на  просторе  перерезал  все  стадо.

   Организация  работы  с  текстом.

   Дискуссия  на  тему  «Чего  не  следует  делать,  общаясь  с  другими».

Задание 2     Умение  сказать   «нет»

Нам  всем  в  жизни  приходится  кому -  то  в  чем – то  отказывать.  Делать  это  очень  не  просто.  Поиграем  в  игры,  в  которых  можно  легко  потренироваться  в  технике  отказа.

  1. Одни  просят  у  соседа  карандаш,  другие  стараются  отказать. (Играют  в  парах).
  2. Несколько  участников  по  очереди  исполняют  роль  учителя.  Ученики  просят  у  них  разрешения  выйти  из  класса.
  3. Ты  никого  не  должен  впускать  в  дом!   Остальные   участники  просят  их  пустить.

После  окончания  игр  проводится  дискуссия  о  том,  какая  из  техник  отказа  более  уместна. Обмен  впечатлениями  (что  им  было  легче:  отказать  или  просить).

 

Задание 3   «Взаимодействие»  

 Совместное  построение  домика  из  палочек.  Участники  должны  договориться и  действовать  по  «алгоритму  взаимодействия».

Рефлексия:

  1. Что  ты  узнал  нового  для  себя.
  2. Что  у  тебя  сегодня  получилось  ( не  получилось)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Нормы письменных работ в старших классах по русскому языку и литературе

   В данном материале представлены нормы письменных работ по русскому языку и  литературе в старших классах. Изменеия внесены в соответствии с Федеральным компонентом госстандарт...

Задания ЕГЭ раздела «Владение Языком» (Language USE) «Грамматика и Лексика» (Grammar and Vocabulary) при составлении контрольных работ в старших классах.

Материал содержит основную информацию и примеры упражнений для старшеклассников при подготовке к разделу ЕГЭ "Лексика и грамматика"...

Программа по баскетболу для внеклассной работы учителей старших классов

Программа рассчитана на 3 года для обучения основам баскетбола детей 13-16 лет...

Программа воспитательной работы в старших классах

Комплексная программа воспитательной работы в старших классах "Становление личности", рассчитанная на 2 учебных года , способствует созданию условий для активного участия учащихся в самоуправлении к...

Программа воспитательной работы в старших классах "Новое Поколение"

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной необходимо создать в школе благоприятн...