Главные вкладки

    «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»
    материал (5 класс) по теме

    Деева Наталия Николаевна

    Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23»

    «Роль классного руководителя

    в становлении классного коллектива»

    (Выступление на педагогическом совете школы)

    Подготовила

    учитель математики

    Деева Н.Н.

    г. Старый Оскол

    2010 год

    «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

    что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

    А.П.Чехов.

    Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

    Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

    В этом учебном году я взяла классное руководство в 5 «Б» классе. И первыми вопросами были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

    1. Адаптация учащихся класса к обучению в среднем звене.

    2. Формирование и сплочение классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

    3. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности.

     4. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

     5. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

    6. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться учащимся.

    Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, я знала о них по рассказам учителя нач. классов и по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, было проведено несколько тестирований. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализирована документация, имеющаяся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристика, индивидуальный дневник сопровождения).

    Класс был сформирован из обучающихся 4 «А» и 4 «Б» классов. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

     Стадии формирования классного коллектива:

    1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
    2. Организация актива класса, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
    3.  Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

    Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива на классном руководителе лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

    Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации актива класса. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник.  В результате был сформирован актив класса. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.

    Совместно был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты.

    Традиционными у нас в 5 классе становятся поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам. На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

    Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, неделях, конкурсах. Соревновательный момент  также работает на сплочение классного коллектива.

    На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе.

    Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

    В своей педагогической деятельности стараюсь следовать заповедям:

    Любить детей!
    Защитить их любовью и правдой!
    Не врать!
    Постоянно искать в ребенке богатство его души!
    Ни дня без новизны!
    Научить детей думать и любить!
    Дарить себя детям!
    Воспитывать, опираясь на природу ученика.
    Знать к чему стремишься!
    Учитель учит других до тех пор, пока учится сам!

    В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

    Выступление: декабрь 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

                  Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

    Презентация педсовета о роли кл. руководителя в становлении классного коллектива

    Презентация педагогического совета поможет заместителю директора и председателю методического объединения классных руководителей в проведении мероприятия для педагогического коллектива....

    Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности.

    Классные традиции могут изменяться, это зависит от требования времени, но основные школьные  – как правило, сохраняются. Это и понятно, потому что они отражают  и воспитывают гражданина росс...

    Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

    Доклад на тему "Роль  классного руководителя в  становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...