АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
статья по теме
В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapiya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
Шишлянникова Светлана Семёновна
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»»
г. Дубны, Московской области
учитель начальных классов
В числе современных технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особенностями в развитии выделяют арттерапию.
Арттерапия – это направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека. Оно позволяет с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – главная задача арттерапии.
В качестве специальных задач арттерапия ставит развитие познавательной активности, активной и пассивной речи, концентрации внимания, памяти, психомоторики и образного мышления, что крайне важно в работе с детьми с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержкой психического развития, осложнённых нейродинамическими нарушениями.
В настоящее время арттерапия рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции. Это: музыкотерапия, имаготерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, слайдотерапия, песочная терапия, флоротерапия, ипотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, акватерапия и др.
В последние годы арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и даёт положительные результаты.
Включение в занятия элементов арттерапии способствует более ясному выражению переживаний ребёнка, его внутренних противоречий с одной стороны, а также творческому самовыражению с другой. В процессе творчества дети гораздо ярче и нагляднее могут проявить себя, чем в письме или речи.
Среди современных средств и направлений в арттерапии выделяют относительно новое перспективное направление – оригамитерапию. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребёнка начали применять ещё в начале 19 века. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку. В чём же секрет применения оригами в коррекционной работе с детьми? Занимаясь оригами, дети становятся участниками захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – бабочку, рыбку, ёжика, кусудаму. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Известны примеры успешного применения оригами в случаях аутизма. Эффект усиливается, если применить подвижные фигурки оригами. Такие фигурки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками. Создание сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творческие способности, воображение. Интересно, что одни из самых древних фигур оригами – кусудамы – бумажные шары из шести и более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения – нести здоровье людям.
Практика использования оригами в арттерапии даёт стойкий положительный эффект. Психологами доказано, что оригами благотворно влияет на развитие интеллекта: повышается активность правого полушария мозга, активизируется творческое мышление, улучшается двигательная активность рук, развивается мелкая моторика, улучшается память и глазомер.
Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем.
Любой ребёнок обладает природной способностью к творчеству. Творческий процесс воспитывает и лечит, помогает создавать ситуацию успеха, вызывает в душе маленького ребёнка эмоциональный отклик, погружает его в мир собственных переживаний и чувств, развивает фантазию. Талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества, который сам по себе обладает целительной силой.
Литература
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская (http://pedlib.ru/Books/2/0492/2_0492-16.shtml)
Арттерапия. http://ru.wikipedia.org
Арттерапия – исцеляющее творчество. В.Н. Выходцева. http://www.psyinst.ru/napr.php?id=1
Основы арттерапии. Копытин А.И. СПб., 1999
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.
Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....
«Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и о необходимости системного подхода к коррекционной работе в школе»
В презентации раскрываются принципы, методы и особенности психолого-педагогического сопровождения сопровождения глухих детей....
«Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
Материалы к семинару...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ».
Консультация для воспитателей...
Технологии обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
Данная презентация содержит перечень технологий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития....
Современные технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ОВЗ
Технология коррекционно-развивающего обучения.Игровые технологии.Элементы дифференцированного обучения.Элементы технологии коллективного способа обучения.Здоровьесберегающие технологии.Элементы пробле...