АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
статья по теме

В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artterapiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

Шишлянникова Светлана Семёновна

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»»

г. Дубны, Московской области

учитель начальных классов

В числе современных технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особенностями в развитии выделяют арттерапию.

Арттерапия – это направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека. Оно  позволяет  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – главная задача арттерапии.

В качестве специальных задач арттерапия  ставит развитие познавательной активности, активной и пассивной речи, концентрации внимания, памяти, психомоторики и образного мышления, что крайне важно в работе с детьми с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержкой психического развития, осложнённых нейродинамическими нарушениями.

В настоящее время арттерапия рассматривается  как совокупность видов искусства, используемых в  лечении и коррекции. Это: музыкотерапия, имаготерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, слайдотерапия, песочная терапия, флоротерапия, ипотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, акватерапия и др.

В последние годы арттерапия всё больше включается  в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития  и даёт положительные результаты.

Включение в занятия элементов арттерапии способствует более ясному выражению переживаний ребёнка, его внутренних противоречий с одной стороны, а также творческому самовыражению с другой. В процессе творчества дети гораздо ярче и нагляднее могут проявить себя, чем в письме или речи.

Среди современных средств  и направлений   в арттерапии выделяют относительно новое перспективное направление  – оригамитерапию. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребёнка начали применять ещё в начале 19 века. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку. В чём же секрет применения оригами в коррекционной работе с детьми?  Занимаясь оригами, дети становятся участниками захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – бабочку, рыбку, ёжика, кусудаму. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Известны примеры успешного применения оригами в случаях аутизма. Эффект усиливается, если применить подвижные фигурки оригами.  Такие фигурки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками. Создание сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творческие способности, воображение.  Интересно, что одни из самых древних фигур оригами – кусудамы – бумажные шары из шести и более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения – нести здоровье людям.

Практика использования оригами в арттерапии даёт стойкий  положительный эффект. Психологами доказано, что оригами  благотворно влияет на развитие интеллекта: повышается активность правого полушария мозга, активизируется творческое мышление,  улучшается двигательная активность рук, развивается мелкая моторика,  улучшается память и глазомер.

Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем.

Любой ребёнок обладает природной способностью к творчеству. Творческий процесс воспитывает и лечит,  помогает создавать ситуацию успеха,  вызывает в душе маленького ребёнка эмоциональный отклик, погружает его в мир собственных переживаний и чувств, развивает фантазию. Талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества, который сам по себе обладает целительной силой.

Литература

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская (http://pedlib.ru/Books/2/0492/2_0492-16.shtml)

Арттерапия. http://ru.wikipedia.org

Арттерапия – исцеляющее творчество. В.Н. Выходцева.  http://www.psyinst.ru/napr.php?id=1

Основы арттерапии. Копытин А.И. СПб., 1999

Тарабарина  Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов.

http://ippt.su/dictionary-psychological_terms/art-therapy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

«Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и о необходимости системного подхода к коррекционной работе в школе»

В презентации раскрываются принципы, методы и особенности психолого-педагогического сопровождения сопровождения глухих детей....

Технологии обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

Данная презентация содержит перечень технологий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития....

Современные технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ОВЗ

Технология коррекционно-развивающего обучения.Игровые технологии.Элементы дифференцированного обучения.Элементы технологии коллективного способа обучения.Здоровьесберегающие технологии.Элементы пробле...