Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
план-конспект по теме

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия используются компьтерные и здоровьесберегающие технологии, речевые игры, элементы театрализации и мнемотехники. В поддержку занятия разработана компьютерная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 131

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Подгрупповое логопедическое занятие

по коррекции дисграфии

на почве нарушения языкового анализа и синтеза

и развитию тонкой моторики рук

 для учащихся 4 класса

 «В мастерской у пчёлки Майи»

(с использованием компьютерных и здоровьесберегающих технологий, речевых игр, элементов театрализации и мнемотехники)

                                                           

                                                           Автор-составитель:

Боева Елена Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

        

Санкт-Петербург

2007 - 2008


Подгрупповое логопедическое занятие

по коррекции дисграфии

на почве нарушения языкового анализа и синтеза

и развитию тонкой моторики рук

 для учащихся 4 класса

 «В мастерской у пчёлки Майи»

(с использованием компьютерных и здоровьесберегающих технологий, речевых игр, элементов театрализации и мнемотехники)

Автор-составитель: 

Боева Елена Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Темы:

Логопедическая: Совершенствование навыка языкового анализа, синтеза.

Лексическая: Цветы.

Грамматическая: Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Цель: привитие интереса к логопедическим занятиям и урокам русского языка и литературы. 

Задачи:

  1. Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза.
  2.  Совершенствование слогового анализа.
  3. Развитие навыка согласования имён существительных с прилагательными в числе и роде.
  4. Совершенствование навыка чтения.
  5. Расширение словарного запаса.
  6. Актуализация знаний учащихся по теме «Цветы».
  7. Развитие словесно-логического мышления, концентрации внимания, творческого воображения.
  8. Совершенствование графо-моторных навыков.
  9. Совершенствование ориентировки в пространстве, целостности зрительного восприятия.
  10.  Развитие эстетического вкуса у учащихся.
  11. Воспитание бережного отношения к природе.
  12. Создание положительной эмоциональной атмосферы на уроке.

Оборудование: мультимедийная компьютерная презентация с логопедическими заданиями, компьютер, экран, проектор, тетради, шариковые ручки, пазлы цветов с буквами, костюмы паука, гусеницы, бабочки, пчелы, индивидуальные карточки с заданиями, филворды, палочки с веревками-паутинками, образцы тарелок-цветов, клей, ножницы, цветные лоскуты, пайетки, картинки, ленты, шнуры, спирографические рисунки, цифры)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Вступление.

(Учащимся предлагается прослушать аудиозапись со звуками леса.)

Учитель-логопед:        Какие звуки вы услышали? (Жужжание пчёл, пение птиц, стрекотание кузнечиков и т.д.) Послушайте стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

(В. Орлов)

3. Знакомство с Паучком, выполнение его заданий.

(Звучит музыка, входит паучок.)

Паучок:

По белой блестящей воздушной дороге

Проворно мелькают то руки, то ноги.

В гости к ребятам спешит паучок,

С клёна на ёлку, с листка на сучок.

Так ловко и быстро, как будто бы в мире

Нет дороги просторней и шире.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня будет необычное занятие и пройдёт оно в мастерской. А кто хозяйка этой мастерской нам предстоит сейчас узнать.

а) Звуковая линейка.

Выделите первые звуки из названий картинок и запишите соответствующую букву.

Картинки: подснежник, чертополох, 7, ландыш, колокольчик, астра.

Цифре семь соответствует порядковый номер буквы в алфавите.

(В результате работы учащиеся собирают и записывают слово: пчёлка.)

б) Анаграмма.

Раньше над мастерской была вывеска, но все буквы растащили хозяйственные муравьи. Я же прицепил к буквам паутинки, и мы сейчас сможем узнать имя пчелы.

( Учащимся предлагается намотать на катушки паутинки-верёвочки с карточками, на которых написаны буквы. Каждому ученику достаётся буква. Учащиеся собирают слово: Майя. На доске дописывается надпись «В мастерской…» (у пчёлки Майи)).

Наше занятие пройдёт в мастерской у пчёлки Майи.

4. Знакомство с пчёлкой Майей, выполнение её заданий.

(Звучит музыка. Влетает пчёлка, в руках у неё подсолнух и ведёрко с надписью «Мёд».)

Пчёлка Майя:

Работать пчёлке Майе

Нисколечко не лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

На много километров

От дома путь идёт,

Но умненькая пчёлка

Всегда свой дом найдёт.

По крохам собирает

Цветочный аромат,

И станет мёд душистым,

И улыбнётся сад.

Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы пришли ко мне в мастерскую. Сегодня у нас гости, и мы сможем  приготовить для них сюрприз. А что мы подарим гостям, вы узнаете, совершив полёт вместе со мной.

а) Графический диктант «Полёт пчелы».

( Паучок у доски, а ребята в тетрадях, «водят пчелу» по клеткам, а пчела Майя диктует задание:

одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз, одна клетка влево, шесть клеток вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз, одна клетка влево.)

Пчела: Что у вас получилось? ( Цветок). Мы будем составлять букет. Как называются люди, которые умеют составлять букеты? (Флористы). Это слово образовано от греческого слова Флора – богиня цветов. Что нам понадобится для составления букета? (Цветы)

б) Пазлы «Цветы».

Пчёлка Майя: Соберите цветы-пазлы. Из букв, написанных на цветах, составьте  и запишите  слова. (Учащиеся собирают из пазлов цветы, составляют и записывают в тетрадях  слова: ленты, пайетки, шнуры, лоскуты, тарелки, картинки). Сосчитайте количество гласных в каждом слове. Сколько слогов в слове ленты? Почему? (Два слога, так как две гласные  буквы в слове). (Учащиеся получают цифру «2», соответствующую  количеству слогов в слове. Аналогичная работа проводится со всеми словами.)

в) Загадка

Пчёлка Майя: Отгадайте загадку, запишите отгадку.

Полосата, зелена

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек,

А бегать то не может.  (Гусеница)

Как вы догадались, ребята? Какие слова вам помогли? Сложите отгадку из цифр, дорисуйте гусеницу.

5. Знакомство с гусеницей. Выполнение заданий гусеницы.

(Звучит музыка. Входит гусеница.)

а) Доскажи словечко. Работа с филвордом.

Гусеница:         Дополните двустишья. Запишите ответ.

Гуляет в поле мальчик Яшка

Что у него в руке?...

(ромашка)

Закричал вдруг Игорёк:

- Что сорву я?....!

(василёк)

С ней  не согласна Вика:

- Красива лишь…..!

(гвоздика)

Весь день глядит на солнышко

Под солнышком…

(подсолнушек)

Тут в спор вступила Людка:

- Мне люба….!

(незабудка)

Сказала всем Лариса:

- Люблю  жёлтые…

(нарциссы) 

Задание: вычеркните название цветка из филворда.

Филворды:

В

А

У

Р

О

Л

Д

Ж

Э

У

Х

Ф

Ч

Н

Р

Г

Л

Д

З

Х

Ж

В

У

Ц

В

П

Р

Л

П

О

Д

С

О

Л

Н

У

Х

К

Т

(Ответ: подсолнух)

У

П

Р

Л

Д

Ж

В

Ф

М

Т

С

К

Ш

В

Ф

Р

О

Н

Е

З

А

Б

У

Д

К

А

Р

В

Л

Д

Ж

Э

Н

Х

У

К

П

Р

Ф

(Ответ: незабудка)

Ы

В

И

Т

Г

Ж

Э

З

Х

Ф

Ч

Я

С

Ы

В

П

Р

О

М

А

Ш

К

А

У

Л

Д

Ф

Р

Л

Д

Ж

Э

З

Щ

Х

В

К

Ы

Ф

(Ответ: ромашка)

А

К

В

А

С

И

Л

Ё

К

В

Р

Л

Д

В

К

Р

П

М

Т

В

С

М

К

Ш

Ж

Д

В

Р

К

Т

В

М

Л

Д

Ж

В

У

Ш

О

(Ответ: василёк)

А

И

П

Н

А

Р

Ц

И

С

С

У

В

С

Д

А

Р

С

Т

В

Н

Д

Ж

З

Ф

Ы

Н

С

М

Э

В

У

Х

Ф

Я

С

М

Ч

Э

З

(Ответ: нарцисс)

Н

Ш

З

А

П

Т

О

Ж

Э

В

Ф

Ц

М

С

У

М

К

М

Р

Т

О

Ь

Л

П

Д

Ю

Ф

Я

И

Г

В

О

З

Д

И

К

А

Р

Т

(Ответ: гвоздика)

б) Паутинки-шнуровки.

Гусеница:        Соедините паутинкой название цветка с подходящим по смыслу прилагательным. Назовите род и число имени существительного и имени прилагательного. Выделите окончания. (Учащиеся соединяют шнурами  слова, определяя род и число имен существительных и имен прилагательных.) Определите количество слогов в прилагательных.

Образцы шнуровок:

                 НАРЦИССЫ

ЖЁЛТЫЕ

МАХРОВЫЙ

АРОМАТНЫЕ

РАННЯЯ

ВАСИЛЁК

ТОНКАЯ

                    СИНИЙ

ПРЕКРАСНОЕ

ПОЛЕВОЙ

                 РОМАШКА

КРАСИВЫЙ

ЛЕКАРСТВЕННАЯ

НЕЖНОЕ

БЕЛАЯ

                 ГВОЗДИКА

МАХРОВАЯ

АЛЫЙ

КУСТОВАЯ

САДОВОЕ

           ПОДСОЛНУХ

ЗРЕЛЫЙ

ЖЁЛТАЯ

ВЫСОКИЙ

КРАСИВОЕ

       

 НЕЗАБУДКИ

ЯРКАЯ

ГОЛУБЫЕ

МЕЛКИЕ

ПОЛЕВОЙ

6. Знакомство с бабочкой-капустницей. Выполнение заданий бабочки.

(Звучит музыка. Влетает бабочка-капустница, в лапках у нее заготовки тарелок-цветов)

Бабочка-капустница:

Белыми крыльями машет капустница,

Только поднимется – тут же опустится.

Сядет на краешек белой ромашки.

Мед или чай в этой маленькой чашке?

В пестром ярком платьице,

В черных мягких тапочках

Танцует летом над цветами

Балерина-бабочка.

(Бабочка-капустница раздает детям заготовки тарелок-цветов, клей, ножницы и проводит инструктаж по технике безопасности.)

Бабочка:        Ребята, мы будем работать с ножницами. Давайте вспомним правила работы с ними. Перед вами инструкция, прочитайте её.

Инструкция по работе с ножницами:

  • Ножницы должны быть сомкнуты, лежат справа от себя.
  • Не оставлять ножницы под изделием, чтобы не уронить и не пораниться.
  • Переносить, передавать ножницы только колечками вперед и с сомкнутыми лезвиями.
  • Не ходить с ножницами и не подходить к работающему с ножницами.
  • По окончании работы привести рабочее место в порядок и сдать ножницы учителю.

7. Изготовление тарелок-цветов и составление букета на доске в подарок гостям.

(Паучок, бабочка, гусеница, пчелка Майя помогают ребятам изготовить тарелки-цветы для букета. Все дружно составляют букет на доске.)

Последовательность изготовления тарелок-цветов:

  • Выберите название цветка.
  • Выберите материалы для изготовления цветка.
  • Украсьте заготовку тарелки-цветка пайетками, лентами, картинками.
  • Уберите рабочее место.

Паучок:         Мне нравятся очень цветы –

Тюльпаны, ромашки и лилии.

Пчёлка:         Надеюсь, их любите вы,

Они очень нежные, милые.

Гусеница:        А вспомните ландыш, жасмин,

                Сирень и черемуху белую.

Бабочка:        В траве колокольчик один

                Вдруг поднял головку несмелую.

Пчелка:        Любые цветы хороши

                И даже простые подснежники.

Все:                Их рвать никогда не спеши –

                Они очень хрупкие, нежные!

8. Задание бабочки.

Бабочка-капустница:         Я приготовила для вас замечательное стихотворение. Но шалун-ветерок перемешал все строчки. Ребята, соберите стихотворение, используя мою подсказку.

Шифровка-подсказка:

Индивидуальные карточки:

Выходите к доске со своими карточками, встаньте в нужном порядке. Прочитайте то, что у вас получилось. (Учащиеся читают стихотворение.)

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

(А. Шлыгин)

9. Работа с мнемотаблицей. Чтение стихотворения наизусть с опорой на мнемотаблицу.

(Учащимся предлагается выучить  весёлое стихотворение, используя мнемотаблицу и прочитать его наизусть)

Прилетала к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк,

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Приходили муравьи

И цветочки принесли.

А паук на всех смотрел,

Сети плёл и песни пел.

(Мнемотаблицу смотреть в презентации).

10. Подведение итогов.

        (Учитель подводит итоги занятия. Учащиеся вспоминают, чем занимались на занятии, что нового узнали. Герои прощаются, благодарят ребят и гостей и отправляются домой под веселую музыку.)

11. Организация окончания занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

Индивидуальное логопедического занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с ученицей 3 класса ТНР

Тема: Дифференциация предлогов и приставокЦель: совершенствовать умение дифференцировать предлоги и приставки, закреплять знания о правильном написании предлогов и приставок.Задачи:— закрепление...

Индивидуальное логопедического занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с ученицей 3 класса ТНР

Тема: Дифференциация предлогов и приставокЦель: совершенствовать умение дифференцировать предлоги и приставки, закреплять знания о правильном написании предлогов и приставок.Задачи:— закрепление...

Индивидуальное логопедического занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с ученицей 3 класса ТНР

Тема: Разбор слова по составуЦель: совершенствовать навык морфемного разбора слов, уточнять знания о частях слова и словообразовании.Задачи:— обобщение и систематизация знаний о составе слова;&m...