Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
статья по теме

Паксянова Елена Константиновна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_doklad.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические требования к уроку

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу  первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;

3)  методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;

4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;

5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.

 Коррекционно– развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

В постановке коррекционной цели следует  отражать два момента: что развивать и с помощью чего. 

         Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др.

Основные дидактические требования к уроку в школе VIII вида.

Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок в школе VIII вида должен быть воспитывающим и развивающим.

На каждом уроке в школе VIII вида должна вестись коррекционно-развивающая работа.

Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На уроке в школе VIII вида должны осуществляться межпредметные связи.

Урок в школе VIII вида должен быть оснащен:

  1. техническими средствами обучения;
  2. дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы и т.п.);
  3. весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

  1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
  2. соответствие мебели возрасту детей;
  3. соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  4. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  5. соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок в школе VIII вида должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

  1. оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
  2. способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Специальные требования к уроку в школе VIII вида:

  1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  2. Упрощение структуры ЗУН(знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  6. Опора на более развитые способности ребенка;
  7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в школе VIII вида заключается в следующем:

  1. рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
  2. выбор цели и средств ее достижения;
  3. регулирование действий учеников;
  4. побуждение учащихся к деятельности на уроке;
  5. развитие интереса к уроку;
  6. чередование труда и отдыха.

В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, из-за малых порций новых знаний, наличия времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса. 

Этапы комбинированного урока:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

- сообщение целей и задач урока;

- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

- закрепление материалов;

- подведение итогов урока;

- сообщение домашнего задания.

Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей.  

Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.

Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и  целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.

Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого ребенка фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена, Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.    

Типы урока в школе VIII вида

В практике специальных школ VIII вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

1. Пропедевтический урок в школе VIII вида.

Пропедевтический урок в школе VIII вида используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.

2. Урок изучения нового материала в школе VIII вида.

Урок изучения нового материал в школе VIII вида это - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

3. Урок закрепления знаний в школе VIII вида.

Урок, направленный на закрепление знаний в школах VIII вида, очень важны для детей. Они помогают знаниям не «пройти мимо» учащихся, а отложиться в памяти и навыках детей.

4. Урок обобщения и систематизации знаний в школе VIII вида.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке в школе VIII вида объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков в школе VIII вида используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.

5. Урок проверки и оценки знаний в школе VIII вида.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока в школе VIII вида практической работой в классе.

6. Коррекционный урок в школе VIII вида.

Коррекционный урок в школе VIII вида применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д.  При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

6. Комбинированный урок в школе VIII вида.

В практике работы специальной школы VIII вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.

Схема общепедагогического анализа урока:

1. Место данного урока в системе уроков по теме.

2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура урока, его отдельные элементы;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении урока: сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;

д) плотность урока, рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока;

в) соответствие содержания урока требованиям программы;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь теории с практикой;

е) межпредметные связи.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, наглядность урока;

б) методы и приемы;

в) работа с отстающими учениками;

г) система оценки знаний учащихся.

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными учениками.

6. Работа и поведение учащихся на уроке.

7. Как будет учтен опыт данного урока в вашей дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе VIII вида

Описание типов, этапов уроков.Задачи урока как развивающие, так и коррекционные.Методы  и приемы обучения.А также показатели обученности....

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективно...

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Методические рекомендации учителю, работающему с умственно отсталыми детьми....

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Общедидактические требования.Специальные требования.Типы уроков.Этапы урока.Примерный план - конспект урока.Анализ и оценка открытого у...

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

Методические рекомендации учителю. Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Организовывать учебную деятельность на уроке приходится постоянно мобилизовывать свои уси­лия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения п...