Проект родительского собрания и классного часа по теме "Моя будущая профессия"
классный час (7 класс) по теме

чертова татьяна викторовна

 Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним  могут  быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в практической деятельности в области профориентационной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида» г. Гурьевска Кемеровской области

Проект

родительского собрания и классного часа по теме

«Моя будущая профессия»

Гурьевск

2011

Утверждён на заседании МО

классных руководителей

Протокол № 3

от 11.01.2011 г.

Разработчик: Чертова Татьяна Викторовна,  классный руководитель

                        7 класса (652780 Кемеровская область, г. Гурьевск, ул.  

                        Чапаева, 4-24, тел. 8-923-603-1891)

    МС(К)ОУ «С(К)О школа-интернат № 6 VIII

                    вида» г. Гурьевска Кемеровской области  (652780

                     Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. Ленина, 30,        

                         тел. 8(38463) 5-48-00)

Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним  могут  быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в практической деятельности в области профориентационной работы.

Содержание

Паспорт проекта …………………………………………………. .4

Актуальность, новизна проекта …………………………………. 6

Цель и задачи проекта …………………………………………… 6

Краткое описание проекта ………………………………………. 7

Ожидаемые результаты ………………………………………….. 7

Аудитория проекта ………………………………………………..7

Объём и содержание работ ……………………………………….8

Формы представления результатов……………………………....10

Риски, выходы из рисков …………………………………………10

Диагностические методы………………………………………….10

Список литературы………………………………………………...11

Приложение:

  1. Диагностические данные ……………………………...…....13
  2. Анкета……………………………………………………….. 15
  3. Конспект родительского собрания по профориентации.….16
  4. Справочный материал для родителей………………………20
  5. Классный час по профориентации …………………………30
  6. Наглядный материал к проведению классного часа………35
  1. Фотовыставка………………………………………………...42

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Разработка родительского собрания и классного часа по профориентации в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Основные разработчики проекта

Классный руководитель 7а класса

Чертова Т.В.

Цель    проекта

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида через совместную работу классного руководителя и родителей.

Задачи проекта

  1. Подобрать методы и приёмы способствующие формированию сознательного отношения умственно отсталого ребёнка к выбору доступной для них профессии.
  2. Подготовить справочный материал  для родителей и анкеты для обучающихся.
  3. Провести анкетирование обучающихся. и родителей.
  4. Провести родительское собрание по проблеме профессионально ориентации обучающихся на основе диагностических данных.
  5. Разработать конспект классного часа по профориентации в 6 классе.
  6. Провести классный час по профориентации в 6б классе.
  7. Провести диагностику результатов классного часа.
  8. Направить материалы разработки на конкурс «Профессии, профессии…» с целью получения оценки продукта и обмена опытом работы.

Сроки   и   этапы реализации проекта

Организационный этап: 11-15 января 2001 г.  

Подготовительный этап: 17-31 января 2011 г.

Основной (внедренческий) этап:

Март 2011 г. - Аналитический этап:

Перечень основных

мероприятий

  1. обсуждение вопроса на методическом объединении классных руководителей и с администрацией школы;
  2. подбор методов, приёмов и  диагностик в области профориентационной работы в школе.;
  3. разработка анкеты для учащихся и  анкет и справочного материала для родителей;
  4. анкетирование и анализ результатов анкетирования обучающихся и родителей;
  5. написание конспекта классного часа;
  6. подбор наглядного материала, ТСО, фотоматериалов;
  7. проведение классного часа по профориентации в 6б классе;
  8. диагностирование результатов проведения классного часа;
  9. участие во Всероссийском конкурсе «Профессии, профессии…» с цель обмена опытом и получения оценки соответствия материалов современным требованиям.

Приложение

Диагностические данные.

Образец анкеты.

Справочный материал для родителей.

Конспект родительского собрания.

Справочный материал для родителей.

Конспект классного часа по профориентации.

Фотоальбом.

Актуальность проекта

Контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с легкой степенью умственной отсталости, которая  в значительной степени ограничивает круг их последующей профессионально-трудовой деятельности. Катамнестические исследования выпускников показывают, что 23% из них устраиваются работать к индивидуальным предпринимателям, т.к. считают не престижным работать в сфере услуг по профессиям не требующим особой квалификации.  Анализ анкетирования старшеклассников выявляет у 40% из них  негативное отношение к таким профессиям. Ситуацию необходимо преодолевать: шире пропагандировать рабочие профессии, не требующие высокой квалификации, разъяснять пользу такого труда для людей и общества.  Профориентационную работу в этом направлении следует начинать как можно раньше.

Новизна материала.

Реализация проекта дополняет и расширяет опыт совместной работы классного руководителя и родителей  по  профессиональному самоопределению обучающихся коррекционной школы VIII вида.

Цель проекта

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида через совместную работу классного руководителя и родителей.

Задачи проекта

  1. Подобрать методы и приёмы способствующие формированию сознательного отношения умственно отсталого ребёнка к выбору доступной для них профессии.
  2. Подготовить справочный материал  для родителей и анкеты для обучающихся.
  3. Провести анкетирование обучающихся. и родителей.
  4. Провести родительское собрание по проблеме профессионально ориентации обучающихся на основе диагностических данных.
  5. Разработать конспект классного часа по профориентации в 6 классе.
  6. Провести классный час по профориентации в 6б классе.
  7. Провести диагностику результатов классного часа.
  8. Направить материалы разработки на конкурс «Профессии, профессии…» с целью получения оценки продукта и обмена опытом работы.

Краткое описание проекта

На организационном этапе проводится согласование осуществления проекта на методическом объединении классных руководителей и с администрацией школы. В процессе подготовительного этапа проводится подбор наиболее эффективных методов и приёмов по профориентационной работе и диагностированию; подготовка для родителей справочных материалов о доступных для их детей профессиях; анкетирование  родителей и обучающихся с целью выявления у них знаний о рабочих профессиях и отношения к низко-квалифицированным профессиям; проведение родительского собрания. На основном этапе проекта проводится  составление конспекта классного часа по профориентации с 7а классом, побор и изготовление наглядного материала и проведение классного часа. На обобщающем этапе проводится диагностирование результатов проекта, а так же анализируется результат участия проекта  в конкурсе «Профессии, профессии…».

Ожидаемые результаты

В результате  осуществления проекта все обучающиеся класса получат полную информацию о рабочих профессиях, обслуживающем труде и их значимости для общества. Все обучающиеся смогут планировать своё профессиональное самоопределение адекватно своим возможностям

Аудитория проекта

        Обучающиеся, их родители, руководитель МО классных руководителей.

Объем и содержание работ

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители и соисполнители

Сроки реализации

I. Организационный этап

Организационная работа по подготовке и  осуществлению проекта.

1.Обсуждение проблемы на МО классных руководителей школы. И с администрацией школы.

Чертова Т.В.. руководитель МО

11-15 января 2011 г.  

II. Подготовительный этап

Подготовка  к разработке и проведению классного часа по профориентации в 6б классе.

1.Подбор и изучение методической литературы, диагностик.

2.Разработка анкет для обучающихся, материалов для справочника родителям о профессиях, доступных для их детей.

Школьная библиотека, библиотека методкабинета, Интернет–ресурсы

Интернет-ресурсы,  журналы по коррекционному воспитанию .

Библиотекарь,  психолог, зам. директора школы по ВР, Чертова Т.В.

Чертова Т.В.

11-21 января 2011 г.

21-31 января 2011 г

III. Основной этап

Основная деятельность по внедрению проекта

1.Проведение анкетирование учащихся и его анализ.

2.Проведение родительского

собрания.

3.Составление конспекта классного часа.

4.Подготовка наглядного материала, ТСО.

5.Проведение открытого классного часа по профориентации с обучающимися 6б класса.

Анкеты – бланки

Печатный справочный материал о профессиях доступных обучающимся школы.  Диаграммы катамнестических данных и результатов анкетирования 9-классников.

Методическая литература, диагностические данные.

Наглядные пособия методкабинета  и библиотеки школы. Интернет-ресурсы.

Классный кабинет, наглядный материал, план конспект занятия. Раздаточный материал.

Чертова Т.В

Чертова Т.В.

Чертова Т.В.

Чертова Т.В.

Чертова Т.В.

01-04 февраля 2011 г.

07-11 февраля 2011 г.

12-21 февраля 2011 г.

12-21 февраля 2011 г.

25 февраля

2011 г.

IV. Аналитический этап

Анализ результатов  осуществления проекта и получение результатов внешней оценки проекта

1.Диагностика результатов проведения классного часа.

2. Оформление и отправка  материалов на всероссийский конкурс «Профессии, профессии…».

Бланки разработанной анкеты, социологический опрос.

Конспект занятия и материалы к нему, фотоматериалы, образцы анкет. диагностические диаграммы, таблицы.

Чертова Т.В.,

социальный педагог

Чертова Т.В.,

зам. директора  школы по ВР

01-07 марта 2011 г.

09-14 марта 2011 г.

Формы представления результатов

Печатный материал конспектов  родительского собрания и классного часа по профориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида с наглядным и раздаточным материалом, образцов анкет, фотоматериалов  будет находиться в методическом кабинете в школе для использования в практической работе другими  педагогами,  размещён на сайте школы, а так же направлен на всероссийский конкурс «Профессии, профессии…» с целью обмена опытом и получения отзыва.

Риски

  1. Под влиянием внешних факторов (телевидение, мнение внешкольной окружающей среды) у части детей может остаться пренебрежительное отношение к профессиям обслуживающего труда низкой квалификации.
  2. Материалы могут не получить положительную оценку на конкурсе «Профессии, профессии…» в силу недостаточности по объёму и содержанию.

Выходы из рисков

  1. В первом случая будут организованы экскурсии на предприятия и организованы встречи с работающими выпускниками школы.
  2. Во втором случае материалы будут доработаны, расширены конспектами и диагностиками и направлены на дополнительную экспертизу.

Диагностические методы.

Анализ катамнестических данных, анкетирование и опрос обучающихся выпускного класса выявило проблемы в области профориентационной работы в школе.

Анкетирование обучающихся 7а класса  родителей, данные социального паспорта класса, наблюдения и беседы с ними, диагностика педагога-психолога  выявляют вопросы, которые нужно разрешить при планировании и проведении родительского собрания и классного часа по профориентации.

Анкетирование и опрос обучающихся после проведения классного часа выявляет результативность  проведённого мероприятия и помогает скорректировать дальнейшую работу в этом направлении.

Список литературы.

  1. Дробинина Н.Н. «Классные часы» [текст] / Н.Н. Дробинина – М.:ВАКО, 2008 г. – 224 с.
  2. Кравалис Я.Я. «Правильный выбор профессии во вспомогательной школе – залог успешной подготовки детей к жизни» [текст] / Я.Я. Кравалис// Дефектология, 1976 г.-№5;
  3. Красовская Л.Г. «Методы изучения выпускников вспомогательных школ [текст]: методические рекомендации / Л.Г. Красовская – Иркутск: ИГПИ, 1982 г. – 16 с.
  4. Ксензова Г.Ю. «Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя» [текст]/ Г.Ю. Ксензова– М.:  Центр «Педагогический поиск», 2004 г.., 224 с.
  5. Мирский С.Л. «Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы» [текст] / С.Л. Мирский//Дефектология - 1997 г. - № 4 -  стр. 16.
  6. Олендарь О.С. «Как проводить родительское собрание в школе» [текст] О.С. Олендарь – М.: ДонецкСталкер, 2005г., 205 с.
  7. Рубнштейн С.Я. Психология умственно-отсталого ребёнка [текст] /С.Я. Рубенштейн - М.: Просвещение. 1986   г.
  8. Турчинская К.М.  Профориентация во вспомогательной школе  [текст] К.М. Турчинская -К.: «Радянська  школа», 1978 г. – 128 с.

Приложение

Диагностические данные.

                                                                                                                                                                                                                                

Анкета

1  Какие рабочие профессии ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какую профессию ты изучаешь на уроках трудового обучения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Нравится ли тебе эта профессия?

__________________________________________________________________

4. Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кем бы ты хотел работать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект родительского собрания по профориентации.

Цель: Создание условий для взаимодействия родителей и педагогов класса в обеспечении профессиональной ориентации обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Обозначить и обсудить с родителями проблемы в области профессиональной ориентации обучающихся.
  2. Ознакомить родителей с условиями профессионально-трудового обучения и  индивидуальными особенностями и способностями в трудовой деятельности их детей.
  3. Наметить пути взаимодействия родителей и педагогов школы в профессиональной ориентации обучающихся.

Оборудование:

плакаты с диаграммами, блок-схема «Выбор профессии»,

надписи с вопросами,  фотовыставка,

комплект справочного материала: «Куда пойти учиться».

 

I.  Обсуждение проблемы.

        «Уважаемые родители! Сегодня мы с вами обсудим вопрос сотрудничества родителей и школы по профессиональной ориентации ваших детей – учеников нашей школы. Мы поговорим о вашей роли в решении этого вопроса.

Посмотрите на диаграммы.

Вы видите, что 43% детей отрицательно относятся к рабочим профессиям, считают их не престижными. Однако вы, уважаемые родители, относитесь к рабочим профессиям с уважением, и только один из родителей  отрицательно относится к своей работе в связи с низкой оплатой труда.

Разрешая эту проблему, мы вместе с вами должны помочь нашим детям  преодолеть негативное отношение к простым рабочим профессиям, определиться с выбором профессии, привить им уважение к труду, не связанному с высокой квалификацией.

        

Из следующей диаграммы видно, что большинству детей нравится профессия, какую они изучают в школе. Как вы думаете, почему простые рабочие профессии большинству детей кажутся не престижными, а изучаемая в школе профессия им нравится?»

Классный руководитель и родители  приходят к выводам:

  1. дети на практике осознают доступность профессии,
  2. видят результат своего труда,
  3. осознают пользу своего труда для других -

поэтому у них формируется  положительное отношение к этим профессиям.

II. Экскурсия в учебные мастерские.

Родителям предлагается пройти в швейную и столярную учебные мастерские, где обучаются их дети.

В учебных мастерских  подготовлены выставки работ обучающихся.

Учителя производственно-трудового обучения знакомят родителей с рабочими местами их детей, показывают станки и машины, на которых учатся их детей, разъясняют: чему они научились, обращаются к выставке детских поделок. Идёт обсуждение индивидуальных  возможностей детей в усвоении изучаемой в школе профессии.

Внимание родителей обращается на следующие аспекты:

  1. Как часто вы интересуетесь, чем занимаются ваши дети на уроках трудового обучения и что они уже умеют делать?
  2. Как часто вы рассказываете детям о своей работе, о своих успехах в работе?
  3. Как вы можете помочь свои детям в выборе рабочей профессии?

III. Рефлексия.

        Родителям предлагается выразить своё мнение по вопросам, представленным им на доске.

Видите ли вы своих детей в изучаемой в школе или в другой рабочей профессии в будущем?

Как вы можете сотрудничать с педагогами школы  в формировании у детей уважение к рабочим профессиям и  в подготовке их к самостоятельному труду?

Считаете ли вы необходимым чаще встречаться, чтобы обсуждать вопросы профессиональной ориентации ваших детей?

                                                                                                        

        В результате обсуждения родители с помощью классного руководителя  намечают пути разрешения обозначенной в начале родительского собрания проблемы :

  1. Дома необходимо чаще интересоваться успехами детей на уроках профессионально-трудового обучения.
  2. Нужно чаще рассказывать детям о своей работе, о своих успехах.
  3. Необходимо уже сейчас  обсуждать с детьми  вопросы дальнейшего их трудоустройства по рабочим профессиям.

IV. Итог родительского собрания.

Классный руководитель и родители составляют блок схему взаимодействия по профориентации обучающихся:

Школа

Ученики

Родители

        Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в работе собрания, раздаёт им справочные материалы «Куда пойти учиться»  с описанием профессий, профессиональных качеств, медицинских противопоказаний к рабочим профессиям и с адресами, где можно обучиться этим профессиям. Проводится инструкция, как следует использовать этот материал в домашних беседах с детьми.

Муниципальное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 6 VIII вида» г. Гурьевска Кемеровской области

                                                

Куда пойти учиться

Справочный материал для родителей

Гурьевск

2011

ВЫШИВАЛЬЩИЦА

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Рассчитывает расположение рисунка на материале по образцу, разметке. Подбирает по образцу нитки, бисер, выполняет вышивки в различных техниках, мережки, сетки. Вырезает рисунки вышивок. Выполняет вышивку вручную или на вышивальных машинах. Обслуживает вышивальные машины и полуавтоматы. Готовит машину к работе, заправляет полотна, вдевает нити в иглы машины, запускает машину, в случае обрыва нитей ликвидирует его, сменяет катушки, следит за процессом вышивки по заданному ритму. Использует ручные инструменты (иглы, ножницы и др.), а также автоматические и механические орудия труда.

Профессионально важные качества

Хорошая зрительная память, тонкое различение цветов, точная зрительно-моторная координация (на уровне движений рук и пальцев), хорошее пространственное воображение. Высокая скорость моторных реакций, гибкое распределение внимания, способность к длительной концентрации внимания в условиях монотонного труда.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата (неподвижность отделов позвоночника, ограничивающих подвижность кистей рук), органов пищевания (язвенная болезнь, сахарный диабет и др.), почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.), органов зрения (миопия средней и высокой степени, нарушения цветоразличения и др.), нервной системы (менингит, обмороки и др.).

Профессию можно получить в Губернаторском профессиональном училище народных промыслов (г. Кемерово).

КАМЕНЩИК

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Каменщик учствует при строении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений. Производит монтаж в каменных зданиях железобетонных балок, плит, перекрытий и других сборных элементов, устанавливает оконные и дверные коробки, подоконные доски, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях, разбирает кирпичные своды всех видов, ремонтирует кирпичные стены, производит замену кирпичных и бутовых фундаментов в зданиях, осуществляет монтаж вентиляционных блоков. Использует ручные и механизированные орудия труда (кельму, кирку, лопату, расшивку). При кладке стен, приготовлении раствора, транспортировке материалов значителен объем ручного труда.

Профессионально важные качества

Физическая сила и выносливость, гибкость и подвижность тела, особенно рук, развитое чувство равновесия, отсутствие боязни высоты, координация движения рук, точный глазомер, пространственное воображение, техническое мышление, устойчивое внимание, наглядно-обзорная память.

Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими расстройствами, имеющим предрасположенность к простудным заболеваниям.

Профессию можно получить в ПУ № 43 (г. Анжеро-Судженск), ПУ № 60 (г. Осинники), ПУ № 16 (г. Прокопьевск), ПУ № 40 (г. Прокопьевск), 59 (г. Юрга),  ПУ № 35 (р.п. Тисуль).

КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

выпускники коррекционных школ-интернатов  VIII вида

Доставка полуфабрикатов и сырья в производственные цехи. Открывание бочек, ящиков, мешков с продуктами, вскрытие стеклянных и жестяных консервных банок с обеспечением сохранности в них продукции. Выгрузка продукции из тары. Внутрицеховая транспортировка сырья, полуфабрикатов, продуктов, посуды, инвентаря, тары. Заполнение котлов водой. Доставка готовой продукции к раздаче или в экспедицию. Загрузка функциональной тары продукцией для внешней сети, погрузка ее на транспорт. Включение электрических, газовых котлов, плит, шкафов, кипятильников. Установка подносов на транспортер при комплектации обедов. Установка на подносы столовых приборов, хлеба, тарелок с холодными закусками, стаканов с напитками, закрытие тарелок, кастрюль крышками. Сбор пищевых отходов.

Профессионально важные качества

Физическая сила и выносливость, гибкость и подвижность тела, координация движения рук.

Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими расстройствами, имеющим предрасположенность к простудным заболеваниям.

Профессию можно получить в ПУ № 88 (г. Прокопьевск).

МОНТАЖНИК САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Выполняет монтаж и ремонт внутренних систем центрального отопления, водоснабжения, канализации газоснабжения, водостоков, систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации. Также осуществляет ручную дуговую, плазменную, газовую автоматическую и полуавтоматическую сварку, кислородную и плазменную, прямолинейную и криволинейную резку по разметке вручную, ручную кислородную резку и резку бензорезательными и керосинорезательными аппаратами.

Профессионально важные качества

Физическая сила и выносливость, хороший слух и зрение, хорошая координация силовых и точных движений рук и кистей рук, образная память, точный глазомер, техническая сообразительность, сдержанность и вежливость в общении с людьми.

Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана лицам, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и зрения, нервными и психическими заболеваниями.

Профессию можно получить в ПУ № 59 (г. Юрга)

МАСТЕР СТРОИТЕЛЬНО-ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Квалифицированный рабочий, выполняющий отделочные работы внутри и снаружи зданий, сооружений, а также производящий ремонт окрашенных, оклеенных, облицованных поверхностей и штукатурки.

Профессионально важные качества

Хорошая координация движения; отличное зрение и слух; крепкие нервы; аккуратность; ответственность; хороший глазомер; физическая выносливость; техническое мышление; ловкость; внимание; память; художественный вкус; способность к тонкому восприятию цветных оттенков; коммуникативные и организаторские способности.

Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими расстройствами, имеющим предрасположенность к простудным заболеваниям.

Профессию можно получить в ПУ № 31 (г. Гурьевск), ПУ № 39 (г. Таштагол)..

ОБЛИЦОВЩИК-ПЛИТОЧНИК

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Работа в системе "человек-техника" (обработка технических объектов). Облицовывает плиткой стены домов, опоры мостов и т.п., а также внутренние помещения. Сортирует керамическую плитку по размеру, цвету, сорту. Размечает поверхность для облицовки. Режет плитку по разметке. Готовит растворы, сухие смеси, мастики. Подготавливает поверхность основания под облицовку. Укладывает плитку. Может выполнять укладку ковровой керамики по заданному рисунку. Ремонтирует облицованные поверхности. Использует ручные орудия труда (складной метр, резцы, мастерок).

Характерны немногочисленные деловые контакты. Работа может выполняться индивидуально, в паре или бригаде. Ответственность обычная.

В профессии можно выделить две специальности, различающиеся по условиям труда: облицовщик-плиточник внутренних помещений - работа в помещении, в условиях бытового или неблагоприятного (сквозняки, пониженная температура воздуха) микроклимата, возможна фиксированная рабочая поза (положение "полусидя"); плиточник-фасадчик - работа на открытом воздухе (в различных погодных и климатических условиях), на высоте при ограниченной площади опоры, характерна фиксированная рабочая поза (положение "стоя").

Профессионально важные качества

Хороший линейный глазомер, точную зрительно-двигательную координацию (на уровне движений рук). Плиточнику-фасадчику необходимы также хорошее чувство равновесия и отсутствие страха высоты.

Медицинские противопоказания

Специальность плиточника-облицовщика не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: органов дыхания (склонность к простудным заболеваниям, хроническая пневмония и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм и др., а также заболевания, ограничивающие подвижность рук). Специальность плиточника-фасадчика не рекомендуется людям, имеющим помимо указанных, следующие заболевания: сердечно-сосудистой системы (сердечная недостаточность, пороки сердца и др.); нервной системы (обмороки и др.); нарушения вестибулярного аппарата

Профессию можно получить в ПУ № 41 (г. Прокопьевск).

ПОВАР

выпускникам коррекционных школ-интернатов VIII вида

Приготавливает и оформляет блюда и кулинарные изделия массового спроса, а также лечебные, диетические и заказные блюда. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Производит первичную обработку продуктов, закладку продуктов согласно рецептуре. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Шеф-повар составляет меню на день, организует работу сотрудников. Использует ручные инструменты (ножи, "поварскую иглу", черпаки и др.) и механические приспособления (картофелечистку, мясорубку, овощерезку с электрическим приводом, электрические плиты).

Профессионально важные качества

Физическая выносливость, хорошая долговременная память, объемный и линейный глазомер, подвижность пальцев рук, хорошая зрительно-двигательная координация, умение концентрировать внимание, тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность, глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность. Для повара, работающего на раздаче, необходима хорошая оперативная память, толерантность к многочисленным контактам (отсутствие быстрой истощаемости в процессе межличностного общения), навыки делового общения, конструктивное восприятие критики в свой адрес.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, являющимися бактерионосителями и страдающим заболеваниями органов дыхания (бронхиальная астма, туберкулез и др.), сердечно-сосудистой системы (гипертония, порок сердца и т.п.), органов пищеварения (хронический гастрит, язвенная болезнь, сахарный диабет и др.), почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.), опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и грудной клетки и др.), нервной системы (менингит, опухоли нервной системы и др.), болезни кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.).

Пути получения профессии

Профессию можно получить в ПУ № 88 (г. Новокузнецк), ПУ № 2 (г. Прокопьевск).

ПОРТНОЙ

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Изготавливает по индивидуальным заказам в соответствии с технологией обработки швейные изделия различного назначения и для различных категорий населения. Производит подкраивание отдельных деталей и переделку изделия, участвует в запуске новых моделей в производство. Все работы делятся на ручные, машинные и влажно-тепловые. К ручным относятся работы, выполняемые иглой, ножницами, мелом. Машинные работы - на стачивающих и специальных машинах (соединение деталей между собой при помощи швов или строчек). Влажно-тепловая обработка изделия - разутюживание, заутюживание швов, сгибов, устранение заминов ткани, приутюживание краев обработанных издений.

Профессионально важные качества

Усидчивость, концентированность внимания, художественный вкус, пространственное воображение, хорошее зрение и координация движений рук.

Медицинские противопоказания

Выполнение деятельности не рекомендуется людям, имеющим заболевания органов дыхания (бронхиальная астма и др.), сердечно-сосудистой системы (гипертония, пороки сердца, сердечная недостаточность и др.), опорно-двигательного аппарата, особенно ограничивающие подвижность рук (хронический ревматизм и др.), нервной системы (неврозы, опухоли и др.), органов зрения (катаракта, косоглазия и др.).

Профессию можно получить в ПУ № 60 (г. Осинники).

ПЛОТНИК

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Участвует в постройке и ремонте жилых домов, мостов и других сооружений. Рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери, строительные леса, заборы, висячие стропилы, арки и т.п. Изготавливает и собирает пролетные строения балочных мостов, ведет подготовку деревянных опор линий связи и электропередачи. Выполняет разнообразные операции по работе с лесоматериалом: отесывание, пиление, сверление отверстий, соединение элементов деревянных конструкций, обработку антисептическими и огнезащитными составами. Использует ручные и механизированные орудия труда (рубанки, распылители, электродрели, электрорубанки, деревообрабатывающие станки и др.). Работает в помещении и на открытом воздухе, иногда - на высоте, индивидуально или в составе бригады. Профессия имеет 1-6 разряды.

Профессионально важные качества

Физическая выносливость, точный глазомер, сила и подвижность кистей рук, туловища, ног, развитое чувство равновесия, пространственное воображение; умение концентрировать и распределять внимание, хорошая наглядно-образная и двигательная память.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим аллергией на древесную пыль, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими заболеваниями, хронической пневмонией, имеющим значительное снижение остроты зрения.

Профессию можно получить в ПУ № 14 (г. Ленинск-Кузнецкий), ПУ № 20 (г. Новокузнецк).

СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Может работать в различных областях производства, так как любые механизмы и машины требуют время от времени ремонта или регулировки. Перед началом ремонта слесарь-ремонтник знакомится с чертежами машины и ее техническими характеристиками, которые указаны в ее паспорте. Производит диагностику неисправности и ее устранение. Слесарь-ремонтник должен не только наладить и испытать отремонтированное оборудование, но и полностью подготовить его к работе.

Профессионально важные качества

Физическая сила и выносливость, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, хорошее зрение, подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, точный глазомер (линейный и объемный), развитое пространственное воображение, хорошая образная и двигательная память, техническая сообразительность.

Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана лицам, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, дыхательных органов (бронхиальная астма), сердечно-сосудистой системы, имеющим предрасположенность к аллергическим заболеваниям, выраженные дефекты зрения и психические недуги.

Пути получения профессии

Профессию можно получить в ПУ № 41 (г. Прокопьевск).

СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Работает в строительных и ремонтно-строительных организациях. Готовит и обрабатывает пиломатериалы, готовит бруски и заготовки для столярных изделий, из которых собирает дверные полотна, дверные и оконные переплеты, оконные створки. Делает плинтусы, наличники, карнизы, устанавливает дверные и оконные блоки, декоративные защитные решетки радиаторов. Собирает и устанавливает встроенную мебель, устанавливает и подгоняет по месту врезные приборы (шпингалеты, замки, фрамуги и т.д.). Размечает по эскизам и изготавливает шаблоны для штукатурных работ и формы для лепных работ.

Профессионально важные качества

Хорошие здоровье, зрение, хорошая суставно-мышечная чувствительность, хорошее распределение внимания; быстрая зрительно-моторная реакция, способность к концентрации внимания в течение длительного времени и его гибкому распределению, хорошее пространственное воображение и наглядно-образное мышление, любовь к дереву.

Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям с заболеваниями: костно-мышечной системы; деформация пальцев рук; заболевания вестибулярного аппарата; органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.), сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (ограничивающие подвижность рук); нервной системы (невязчивые состояния, обмороки и др.).

Пути получения профессии:

Профессию можно получить в ПУ № 48 (г. Кемерово), ПУ № 14 (г.Ленинск-Кузнецкий), ПУ № 59 (г. Юрга).

ШВЕЯ

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Осуществляет пошив изделий вручную или на разнообразных универсальных машинах (пуговичных, петельных, вышивальных, оверлок и др.). В процессе работы ликвидирует обрыв нитей, меняет шпули, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, проверяет качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия. В труде сочетаются сравнительно простые операции (вывертывание детали, удаление нити временных строчек, вырезание деталей и т.п.) и более сложные операции (втачки рукава, соединение воротника с горловиной и др.). Швея может выполнять весь объем работы (швея индивидуального пошива в ателье) или одну из операций (швея-мотористка в крупносерийном производстве).

Профессионально важные качества

Хорошее зрение, склонность к выполнению монотонной работы, тонкая осязательная чувствительность пальцев рук, хорошая координация движений обеих рук и зрительно-моторная координация, точный объемный глазомер, умение быстро переключаться с выполнения одной операции на другую, усидчивость, аккуратность, терпение.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим бронхиальной астмой, протекающей в тяжелой форме, хронической пневмонией во второй степени, тиреотоксикозом, заболеваниями позвоночника, тромбофлебитом, экземой с локализацией на кистях рук, имеющим слабое зрение, пониженное цветоощущение.

Пути получения профессии

Профессию можно получить в Губернаторском училище народных промыслов (г. Кемерово), ПУ № № 32 (г. Прокопьевск).

ШТУКАТУР-МАЛЯР

выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида

Участвует в строительстве и ремонте зданий. Штукатурит вручную или с помощью затирочной машины. После окончания штукатурных работ красит, оклеивает обоями или выполняет художественную отделку стен и потолков внутри или снаружи здания.

Профессионально важные качества

Физическая выносливость, подвижность тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение (острота, цветоразличение), развитая суставно-мышечная и тактильная чувствительность, хороший линейный глазомер, наглядно-обзорное мышление и память, художественный вкус.

Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана лицам, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата (хронический радикулит, расширение вен, плоскостопие), сердечно-сосудистой системы, зрения (дальтонизм), имеющим нарушения в вестибулярном аппарате, предрасположенность к простудным и аллергическим заболеваниям, нервно-психические заболевания.

Пути получения профессии

Профессию можно получить в ПУ № 43 (г. Анжеро-Судженск), ПУ № 5 (г. Белово), ПУ № 8 (г. Киселевск), ПУ № 23 (г. Калтан), ПУ № 14 (г. Ленинск-Кузнецкий), ПУ № 48 (г. Кемерово), ПУ № 60 (г. Осинники), ПУ № 16 (г. Прокопьевск), ПУ № 40 (г. Прокопьевск), ПУ № 41 (г. Прокопьевск), ПУ № 35 (р.п. Тисуль).

Конспект классного часа

        Тема: Выбираем профессию.

        Цели:

  1. Формирование знаний учащихся о рабочих профессиях. Развитие интереса, связанного с выбором профессий.
  2. Формирование профессионального самоопределения, адекватного психо - физическим особенностям обучающихся.
  3. Воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Оборудование: 

  1. выставка книг о профессиях;
  2. картинки с изображением профессий по типам, кроссворды;
  3. оформление доски - записать выражение Л.Н. Толстого: "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем";
  4. круги со словами "надо", "могу", "хочу";
  5. надписи: «Ручной труд (Р)»,  «Механизированный (М)», « Автоматизированный (А)», «Бытовые условия (Б)»,  «На открытом воздухе (О)»,  «Необычные (Н)»
  6. названия типов профессий: "человек - техника", "человек - человек", "человек-природа".
  7. Кроме этого ребята должны будут подготовить инсценировку "Выбор профессии"; чтение стихотворения наизусть.

          Учитель: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, ко торые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

            Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии. Сделать выбор достаточно сложно. В современном мире более 40 тыс. профессий. Одни профессии исчеза ют, другие - приходят им на смену, третьи - существуют веками.

            А кем хотите стать вы? Почему? (Ответы детей).

            Если вы не определились с выбором или сомневаетесь, вам помогут книги, представленные на выставке (Учитель делает  обзор  литературы).

            Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:

  1. профессия должна быть нужна обществу (вывешивается круг "надо"), т. е. востребована на рынке труда;
  2. у человека должны быть способности и знания (вывешивается "могу");
  3. профессия должна приносить радость и доход (вывешивается "хочу").
      Вот такой разговор часто можно услышать от выпускников школы.

Инсцени ровка "Выбор профессии":

           Иван: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?

            Катя: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Марина?

            Марина: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.

            Оля: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, строителями. А у тебя как, Ваня?

            Иван: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой го род. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!

(Учащиеся обсуждают ситуацию).

          Вопрос к ученикам:  Как вы думаете, государство заинтересовано в том, какую профессию выбе рет гражданин? Почему? Обоснуйте.

(Ответы детей).

            Государству нужны грамотные  специалисты. Почему?

Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Пра вильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать чело века несчастным.

Послушайте маленькую историю:

             «Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с худож ником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".

              Обсуждение ситуации:

             Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны "престижных" профессий?

(Ответы детей)

             Обратимся к цитате Л.Н. Толстого, приведенной на доске: "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем".

             Недаром государство относится уважительно  разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессио нальные праздники, например День милиции, День рыбака. А еще какие? (Отве ты детей.)

             В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросо вестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выра жается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.

Для правильного выбора профессии необходимо опре делить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?». Но этого недостаточно.

Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все ра боты хороши, выбирай на вкус», но их не следует по нимать буквально, т.к. далеко не каждый человек при годен для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд, кажется, что профессию выбирает че ловек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требо вания к качествам личности работника и его состоя нию здоровья.

 Для правильного выбора профессии необходимо сли яние 3-х факторов: "надо", "могу", "хочу";

  1. Обращение внимания к надписи: «Хочу»

Хочу, что это? Это: интересы, мечты о профессии, склонности, ценностные ориентации.

Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произой ти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).

Классный руководитель. Да, действительно все на чинается с ваших желаний, и если вы не хотите зани маться каким-либо делом, то дальнейшая ваша карье ра сложится не лучшим способом. Это чаще всего бы вает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и ра ботает «спустя рукава».

  1. Обращение к надписи «Могу»

 Могу - это задатки, способности, характер, темпе рамент, здоровье.

Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без уче та способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).

Классный руководитель. Если у человека отсутству ют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качествен но. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.

  1. Обращение к надписи «Надо»

Надо – это потребность общества в данной профессии.
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профес сию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).

Учитель: Да, безусловно, важно вла деть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.

Классификация по отделам труда

Рассказ учителя о классификации профессий по отде лам труда начинается с предложения встать всем тем, кто умеет работать отверткой, молотком...; поднять руки тем, кто хорошо работает швейной иглой или вязальны ми спицами. Признаком классификации является средство труда, т.е. вещи, с помощью которых человек выполняет тру довые действия.

        На доске размещаются надписи:  «Ручной труд (Р)»,  «Механизированный (М)», « Автоматизированный (А)»;

«Бытовые условия (Б)»,  «На открытом воздухе (О)»,  «Необычные (Н)»

1.        Ручной труд (Р)

Средства труда: ручные инструменты (отвертка, скаль пель, игла, молоток, ножницы, фен и др.) Профессии: столяр, парикмахер.

2.        Механизированный (М)

Средства труда: машины с ручным управлением, станки.

Профессии: токарь, швея-мото ристка.

3.        Автоматизированный (А)

Средства труда: аппараты, пульты, компьютеры.

Профессии: сталевар.

Беседа с классом по следующим вопросам:

  1. Есть ли среди ваших родственников те, кто рабо тает на открытом воздухе, чем они занимаются?
  2. Есть ли среди ваших родственников плотники, каменщики, штукатуры?
  3. У кого мамы работают швеями?
  4. У кого есть знакомые парикмахеры? Да лее идет информация еще об одном основании для классификации профессий.

Детям предлагается разместить наименования профессий в соответствии с условиями труда.

1.        Бытовые условия (Б)
Пояснения учителя:
Это условия: обычные, комнатные.

Профессии: швея, санитарка, парикмахер, вышивальщица, обувщик.

  1. На открытом воздухе (О)
  2. Условия: на улице, на природе.

Профессии: арматурщик, бетонщик, каменщик, дворник.

  1. Необычные (Н)

Условия: под землей, под водой, на высоте,  в горячих цехах, хим. промышленность.

Профессии: спасатель, водолаз, шахтер, сталевар.

Список профессий, которые дети распределяют в соответствии с условиями туда.

 ДЕРЕВООБРАБОТКА

  1.  Плотник
  2.  Резчик по дереву
  3.  Столяр

МАШИНОСТРОЕНИЕ

  1. Слесарь-ремонтник
  1.  Токарь
  2.  Фрезеровщик
  3. Шлифовщик

ОБУВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

  1. Обувщик по ремонту обуви
  2.  Раскройщик
  3.  Сборщик верха обуви

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

  1.  Изготовитель мясных полуфабрикатов
  2.  Кондитер
  3.  Пекарь
  4.  Повар

СТРОИТЕЛЬСТВО

  1.  Арматурщик
  2.  Бетонщик
  3.  Каменщик
  4.  Слесарь-сантехник
  5.  Слесарь строительный
  6.  Стекольщик

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

  1. Парикмахер
  2. Дворник
  3. Помощник воспитателя детского сада
  4. Санитарка

ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

  1.  Вышивальщица
  2.  Скорняк
  3.  Швея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Родительские собрания и классные часы

Материалы для классных руководителей....

родительское собрание «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»

Это родительское собрание провела как завершающее в учебном году для родителей учащихся 10 класса....

Конспект родительского собрания в 11 классе по теме:«ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ОСНОВА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА»

Краткая аннотация: Из огромного множества профессий каждый ребенок должен выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала. Педагоги и родители должны помочь детям правильно определиться в своих ин...