Использование ИК-технологий в начальной школе.
статья по теме

Фатхутдинова Ильсияр Ильгизяровна

Использование ИК-технологий в начальной школе.

Доклад:Дидактические игры, динамические паузы, эмоциональная разрядка на мультимедийном уроке.

Целью моего доклада является обобщение опыта педагогической работы с особой категорией учеников – с детьми, имеющими ГУО и сложные дефекты развития. «Сложный дефект» – это нарушение, при котором имеются 2 и более первичных дефектов. Каждый из них существует в комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, обуславливающими особенности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry-doklad.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, динамические паузы, эмоциональная разрядка на мультимедийном уроке.

Целью моего доклада является обобщение опыта педагогической работы с особой категорией учеников – с детьми, имеющими ГУО и сложные дефекты развития. «Сложный дефект» – это нарушение, при котором имеются 2 и более первичных дефектов. Каждый из них существует в комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, обуславливающими особенности детей. Самыми трудноразрешимыми проблемами в работе с этими детьми являются:

Отсутствие навыков межличностного общения;

Несформированность потребности в общении;

Неадекватная самооценка;

Негативное восприятие других людей;

Гипертрофированный эгоцентризм;

Склонность к социальному иждивенчеству;

Основным методом обучения таких детей, является – игровой.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно-отсталого ребёнка.

А игру невозможно развернуть без участия речи. Таким образом, понятно что, в развитии активного словаря у детей со сложной структурой дефекта большая роль принадлежит игрокоррекции.

На своих уроках я использую динамические паузы, дидактические игры,  с    помощью игровых приёмов можно развивать речь ребёнка со сложной структурой дефекта.  С целью расширения его представлений об окружающем мире, развитию словарного запаса, умению владеть игровыми приёмами, создала курс в образовательных ресурсах виртуальной обучающей среды Moodle ,для развития речи «Увлекательное путешествие  мышонка Пик»  все это помогает  развивать коммуникативные навыки, а значит лучше адаптироваться в жизни.  В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах. При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование мультимедийных презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности «особого» ребёнка, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Дети с недоразвитием и несформированностью моторных навыков испытывают большой дефицит внешних раздражителей, которые они не способны самостоятельно восполнить. А представление любого материала в виде слайдов презентаций способствует развитию зрительного восприятия учащихся  и дети с удовольствием повторяют их

Для развития мимической мускулатуры и артикуляционной моторики, демонстрируются слайды со звуком и движениями - артикуляционная гимнастика.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, внеклассных занятий и др.  Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.  При изучении нового материала используются наглядное сопровождение урока (видеосюжеты, фотографии, иллюстрации), что способствует активному усвоению изучаемой лексики и грамматики. Они составлены таким образом, что предоставляют учителю возможность включить в решение посильных проблемных игровых заданий даже самого неактивного ребенка, тем самым повышая мотивацию изучения предмета. Упражнения на составление мини-рассказов по фотографиям, а также по иллюстрациям к текстам способствует пониманию и глубокому усвоению новых знаний, активизирует внимание учащихся. Презентации, подготовленные по теме, содержат кроссворды, составленные по программе « Горячая картошка»  способствующие развитию логического мышления, речи, кругозора учащихся. Для развития  познавательной сферы  используются различные дидактические игры с интернет ресурсов «Убери лишнее» «Настольные логопедические игры» «Игры для ориентации в пространстве» « Кто чья мама?» «Кто где живёт?» «Явления природы» А представление любого материала в виде слайдов презентаций способствует развитию зрительного восприятия учащихся.

    На этапе закрепления изученного и при подведении итога урока ИКТ помогают оперативно проконтролировать усвоение изучаемой на данном уроке темы, а ученикам обобщить полученные знания.

      Во многих случаях такое дополнение, как мы уже говорили, оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

      Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Такие уроки не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его, как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

     Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием игровой технологии в начальной школе. "Поиски пиратского клада"

План-конспект итогового урока во второй четверти с использованием игровой технологии....

«Использование современных педагогических технологий в начальной школе».автор Галактионова Наталья Евгеньевна учитель начальных классов.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотемлемой частью педагогического процесса.Важным вопросом в этом контексте выступает вопрос о способности учителя достаточно ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....