Использование игровых технологий в начальной школе
учебно-методический материал

Куулар Аида Алдын-ооловна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им. Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем Кызылский кожуун

Доклад

(из опыта работы)

         “Использование игровых технологий

     на уроках в начальной школе»

                                                                                                             Подготовила:

учитель начальных классов

Куулар Аида Алдын-ооловна

                                                                    Пгт Каа-Хем

2019-2020 год

Оглавление:

1.Введение………………………………………………………………………...3

2. Основная часть…………………………………………………………………4

3. Практическая часть…………………………………………………………….6

4. Заключение……………………………………………………………………..7

5. Список литературы………………………………………………………….....9

1.Введение.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны: перегрузка однообразным учебным материалом;

несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра: помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание.

Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся

 Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она- часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский) 
Актуальность.

 Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

2. Основная часть. 

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

Возможность действия для каждого ученика.

Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

В игровой деятельности педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению. Не случайно в учебно-познавательной деятельности игре, как методу отдается предпочтение.

Современное образование уже характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Технология ( от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста.

Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.

 «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.

Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках. Игры можно разделить на :

индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

По образовательным задачам - на игры: изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний.

По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки.  

Очень важно игру проводить выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети  относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

 3. Использование  игровых технологий на уроках  в начальной школе.

«Волшебные превращения»

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос что?

Коса, сон, оси, леса.

Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос

Кто?

Ответ: коза, сын, осы, лиса.

Озвучка фильма. Озвучить героев фильма в соответствии с заданным сюжетом.

Проблемно-ролевая игра, где самостоятельная работа корректируется учителем во время игры. Конкурсные игры с элементами импровизации.

Тема: «Аукцион- научные открытия и изобретения». Продаётся нефть. Все желающие по очереди рассказывают о ней то, что сумели узнать, готовясь к аукциону.

«Цепочки ассоциаций».

Игра проводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим « книга», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Игрок, допустим, отвечает «библиотека». Следующий игрок, услышав слово библиотека, должен назвать свою ассоциацию на это слово, например «полки» и т.д., при этом названное слово должно быть именем существительным.

Книга- библиотека- полка- магазин- игрушки- ребёнок и т.д.

Конкурсные игры с элементами импровизации.

Игра «Вопрос-ответ». Цель игры- повторить и закрепить пройденный материал. Игра может проводиться в конце урока в течение нескольких минут.

Содержание игры. Ассистенты раздают всем учащимся листки. По команде учителя ученики записывают свою фамилию и формулируют любой вопрос по пройденному материалу. Ассистенты собирают листки, перемешивают их и раздают вновь. На обратной стороне полученных листков учащиеся подписывают свою фамилию и отвечают на вопрос. Ассистенты собирают листки и оценивают работы.

 «Интервью» с историческими героями (учёными, музыкантами, писателями)».Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например Иван Грозный, Пётр 1, Александр Пушкин и др, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, из которых один- исторический герой, а другой- журналист, а также целый класс, если речь пойдёт о пресс-конференции. Если участвует целый класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы.

«Сказочные герои».

Вспомните по данным характеристикам героев прочитанных книг:

Сильный, добрый- (Балу, Джин и т.д.)

Сильный, злой- (Волк, Карабас-Барабас, Людоед)

Разумный, осмотрительный- Храбрый портняжка, Крокодил Гена, Знайка и т.д)

Игра в словотворчество не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Например, игра «Кто где живет?»: в улье —улитки, в зубах — зубило, раки—в ракушках и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки... Работает воображение и в случае, когда надо придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей.
Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и  чувство ритма

4. Заключение. Результат игровых технологий.

 Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

 К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

Какова же цель игры на  уроке ?

Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Подводя итог выше изложенному можно отметить   «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

 - идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

 «Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

 - невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

 Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе».  Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю .

Список литературы:

1.Ступеньки творчества или развивающие игры. М.1990

2. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением. М.2005

3. Рабочая тетрадь учителя. Иркутск, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИК-технологий в начальной школе.

Использование ИК-технологий в начальной школе.Доклад:Дидактические игры, динамические паузы, эмоциональная разрядка на мультимедийном уроке.Целью моего доклада является обобщение опыта педагогической ...

Урок с использованием игровой технологии в начальной школе. "Поиски пиратского клада"

План-конспект итогового урока во второй четверти с использованием игровой технологии....

Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"

Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...

«Проектирование урока физической культуры на основе игровых технологий в начальной школе»

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умени...

Использование игровых технологий в коррекционной школе.

Использование игровых технологий в коррекционной школе....