Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
методическая разработка (5 класс) на тему

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIIIвида  г. Мичуринска

         (Методические рекомендации)

     Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

                                                Из опыта работы

                                                                          учителя    начальных классов

                                                                        Ирины Викторовны Гореловой

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Работа 1.                    Предупредительный диктант.

На доске записаны слова, в которых пропущены непроверяемые безударные гласные: гор…д, т…традь, к…р…ндаш, к…лхоз, н…род,  м…роз, …рбуз.

Каждое слово в начале комментируется, затем списывается, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание.

Работа 2.                  Использование загадок.

  1. Учитель читает загадку. Дети её отгадывают и записывают отгадку, подчёркивая орфограмму.
  2. Учитель раздаёт детям карточки, на которых кроме загадок записаны задания к ней: записать однокоренные слова к отгадке, поставить знак ударения.

Загадки про арбуз, алфавит, медведь, карандаш, овёс, тетрадь, автобус, мороз.

Работа 3.                     Картинный  диктант.

Данный вид работы способствует активизации познавательной деятельности, вызывает интерес к предмету.

1.Учитель показывает картинку, дети называют изображённый предмет словом, записывают в тетрадь,  объясняя орфограмму.

2.На доске записаны слова:  арбуз, медведь, карандаш, тетрадь, аист. Учитель предлагает внимательно их прочитать, затем закрывает их  и говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если назвать  изображение предмета совпадает с записью на доске, то это слово записывается.»

Работа 4.                    Использование словаря школьного учебника.

Задания по работе со словарём могут выполняться как в классе, так и дома.

1.Учитель просит детей выписать все слова с парными согласными и подчеркнуть в них орфограммы.

2.Дети выписывают слова с парными согласными в два столбика:

  в первый столбик слова с безударной гласной  о;

  во второй столбик слова с безударной гласной  а.

Работа 5.                 Использование  орфографического словарика.

Учитель даёт задание: выписать из слов, начинающихся на букву а, слова с парными согласными на конце и подчеркнуть орфограмму.

Работа 6.            

Учитель предлагает узнать слово по  его началу или концу и записать в тетради, подчеркнув орфограмму: …буз, …род, ка…, …вод, ал…, доку…,

…роз, …род.

Работа 7.

От слов  арбуз, город, народ, медведь, тетрадь, мороз, завод  нужно образовать однокоренные слова,  слова с помощью суффиксов –иц-, -к ,-очк-,

-ск-, -н -, -ик- и выделить части слова.

Работа 8.                               Ребусы.

Работа над ними повышает интерес к предмету, активизирует внимание. Чтобы комплексно провести эту работу, необходимо дать такие задания:

  • записать однокоренные слова;
  • подобрать синонимы, антонимы;
  • составить словосочетания.  д/ро (народ)

Работа 9.                                   Перфокарты.

1.Дети должны подбирать к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос  какой?

город-  -----------                                            мороз ---------

огород -  ---------                                           овёс- ---------    

2.Вставьте пропущенные буквы:

с…поги,                                           колхо…

ябл…ко,                                          морко…ь

м…шина,                                       горо…

л…пата,                                       каранда…

сев…р                                           медве…ь

Работа 10.

Пользуясь орфографическим словарём, дети должны дописать таблицу:

                с                                д                                          з 

автобус                                   народ                                 арбуз   

Работа 11.                 Составление и запись словосочетаний.   

Учитель предлагает детям какое - нибудь  слово и просит составить и записать с ним,  используя слова для справок, как можно больше сочетаний:

сладкий …….., большой ……… , жёлтый……….., русский……., дружный………

Слова для справок:  карандаш, арбуз, город, алфавит, народ.

                 

           

 Правописание безударных гласных в корне  слова.

Задание 1.

На доске учитель записывает слова:

с..бака, стр..на, п..сок, м..г..зин, сн..жок, к..вёр,тр..мвай, лош..дь, предлагает распределить их в  2 столбика:

 в 1 столбик слова с проверяемой безударной гласной,

во  2 столбик слова с непроверяемой безударной гласной.

Задание 2.    Группировка и запись слов по фонетическим признакам.

1.На доске слова: заяц, карандаш, молоко, медведь, завод, воробей, ученик, город.

Распределите их в 2 столбика:

  в 1столбик – слова, состоящие из двух слогов,

 во  2 столбик – слова, состоящие из трёх слогов.

2.Учитель даёт ряд слов: завтрак, овощи, рассказ, столица, яблоко, комната, огурец, язык – и предлагает записать в 2 столбика:

в  1 столбик – слова, начинающие с гласной буквы,

во  2 столбик – слова, начинающие с согласной буквы.

3.Расположить слова в алфавитном порядке и подчеркнуть  непроверяемую безударную  гласную букву:

сорока, вагон, агроном, библиотека, осина, тетрадь, урожай, язык

4.Задание усложнить, предложить детям слова, начинающиеся с одной и той же буквы:

Карандаш, календарь, костёр, класс, комбайнёр, квартира.

5.Постановка ударения.

Учитель записывает слова на доске:

магазин, библиотека, документы, сантиметр, шофёр, километр, квартал – списать их, ставя правильно ударение. 

6.На доске слова: коньки, яблоко, сирень, фамилия, медведь, язык –записать эти слова в 2 столбика:

 в 1 столбик – слова, где звуков больше, чем букв;

во 2 столбик – слова, где звуков меньше, чем букв.

Задание 3.

Дописать таблицу, используя орфографический словарь:

                    а                                   е                                      о

           пальто                           медведь                            дорога

………                            ………                             ………

………                            ………                             ………

      а                                  а – а                   о                           о – о

 газета                          карандаш            посуда                    огород

Задание 4.

Задание на воспроизведение слов в таблицах по их неполной записи можно провести в игровой форме

              …оро…

              …оро…

              …оро…   (город, мороз, горох,)

           …е…е…

           …е…е… …

           …е…е… … … (берег, весело, деревня,)

          …оло… …

          …оло… …

          …оло… … …

          …оло… … …      (молоко, солома, соловей, молоток)