Главные вкладки

    Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
    методическая разработка (5 класс) на тему

    В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIIIвида  г. Мичуринска

             (Методические рекомендации)

         Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

                                                    Из опыта работы

                                                                              учителя    начальных классов

                                                                            Ирины Викторовны Гореловой

    Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

    Работа 1.                    Предупредительный диктант.

    На доске записаны слова, в которых пропущены непроверяемые безударные гласные: гор…д, т…традь, к…р…ндаш, к…лхоз, н…род,  м…роз, …рбуз.

    Каждое слово в начале комментируется, затем списывается, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание.

    Работа 2.                  Использование загадок.

    1. Учитель читает загадку. Дети её отгадывают и записывают отгадку, подчёркивая орфограмму.
    2. Учитель раздаёт детям карточки, на которых кроме загадок записаны задания к ней: записать однокоренные слова к отгадке, поставить знак ударения.

    Загадки про арбуз, алфавит, медведь, карандаш, овёс, тетрадь, автобус, мороз.

    Работа 3.                     Картинный  диктант.

    Данный вид работы способствует активизации познавательной деятельности, вызывает интерес к предмету.

    1.Учитель показывает картинку, дети называют изображённый предмет словом, записывают в тетрадь,  объясняя орфограмму.

    2.На доске записаны слова:  арбуз, медведь, карандаш, тетрадь, аист. Учитель предлагает внимательно их прочитать, затем закрывает их  и говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если назвать  изображение предмета совпадает с записью на доске, то это слово записывается.»

    Работа 4.                    Использование словаря школьного учебника.

    Задания по работе со словарём могут выполняться как в классе, так и дома.

    1.Учитель просит детей выписать все слова с парными согласными и подчеркнуть в них орфограммы.

    2.Дети выписывают слова с парными согласными в два столбика:

      в первый столбик слова с безударной гласной  о;

      во второй столбик слова с безударной гласной  а.

    Работа 5.                 Использование  орфографического словарика.

    Учитель даёт задание: выписать из слов, начинающихся на букву а, слова с парными согласными на конце и подчеркнуть орфограмму.

    Работа 6.            

    Учитель предлагает узнать слово по  его началу или концу и записать в тетради, подчеркнув орфограмму: …буз, …род, ка…, …вод, ал…, доку…,

    …роз, …род.

    Работа 7.

    От слов  арбуз, город, народ, медведь, тетрадь, мороз, завод  нужно образовать однокоренные слова,  слова с помощью суффиксов –иц-, -к ,-очк-,

    -ск-, -н -, -ик- и выделить части слова.

    Работа 8.                               Ребусы.

    Работа над ними повышает интерес к предмету, активизирует внимание. Чтобы комплексно провести эту работу, необходимо дать такие задания:

    • записать однокоренные слова;
    • подобрать синонимы, антонимы;
    • составить словосочетания.  д/ро (народ)

    Работа 9.                                   Перфокарты.

    1.Дети должны подбирать к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос  какой?

    город-  -----------                                            мороз ---------

    огород -  ---------                                           овёс- ---------    

    2.Вставьте пропущенные буквы:

    с…поги,                                           колхо…

    ябл…ко,                                          морко…ь

    м…шина,                                       горо…

    л…пата,                                       каранда…

    сев…р                                           медве…ь

    Работа 10.

    Пользуясь орфографическим словарём, дети должны дописать таблицу:

                    с                                д                                          з 

    автобус                                   народ                                 арбуз   

    Работа 11.                 Составление и запись словосочетаний.   

    Учитель предлагает детям какое - нибудь  слово и просит составить и записать с ним,  используя слова для справок, как можно больше сочетаний:

    сладкий …….., большой ……… , жёлтый……….., русский……., дружный………

    Слова для справок:  карандаш, арбуз, город, алфавит, народ.

                     

               

     Правописание безударных гласных в корне  слова.

    Задание 1.

    На доске учитель записывает слова:

    с..бака, стр..на, п..сок, м..г..зин, сн..жок, к..вёр,тр..мвай, лош..дь, предлагает распределить их в  2 столбика:

     в 1 столбик слова с проверяемой безударной гласной,

    во  2 столбик слова с непроверяемой безударной гласной.

    Задание 2.    Группировка и запись слов по фонетическим признакам.

    1.На доске слова: заяц, карандаш, молоко, медведь, завод, воробей, ученик, город.

    Распределите их в 2 столбика:

      в 1столбик – слова, состоящие из двух слогов,

     во  2 столбик – слова, состоящие из трёх слогов.

    2.Учитель даёт ряд слов: завтрак, овощи, рассказ, столица, яблоко, комната, огурец, язык – и предлагает записать в 2 столбика:

    в  1 столбик – слова, начинающие с гласной буквы,

    во  2 столбик – слова, начинающие с согласной буквы.

    3.Расположить слова в алфавитном порядке и подчеркнуть  непроверяемую безударную  гласную букву:

    сорока, вагон, агроном, библиотека, осина, тетрадь, урожай, язык

    4.Задание усложнить, предложить детям слова, начинающиеся с одной и той же буквы:

    Карандаш, календарь, костёр, класс, комбайнёр, квартира.

    5.Постановка ударения.

    Учитель записывает слова на доске:

    магазин, библиотека, документы, сантиметр, шофёр, километр, квартал – списать их, ставя правильно ударение. 

    6.На доске слова: коньки, яблоко, сирень, фамилия, медведь, язык –записать эти слова в 2 столбика:

     в 1 столбик – слова, где звуков больше, чем букв;

    во 2 столбик – слова, где звуков меньше, чем букв.

    Задание 3.

    Дописать таблицу, используя орфографический словарь:

                        а                                   е                                      о

               пальто                           медведь                            дорога

    ………                            ………                             ………

    ………                            ………                             ………

          а                                  а – а                   о                           о – о

     газета                          карандаш            посуда                    огород

    Задание 4.

    Задание на воспроизведение слов в таблицах по их неполной записи можно провести в игровой форме

                  …оро…

                  …оро…

                  …оро…   (город, мороз, горох,)

               …е…е…

               …е…е… …

               …е…е… … … (берег, весело, деревня,)

              …оло… …

              …оло… …

              …оло… … …

              …оло… … …      (молоко, солома, соловей, молоток)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе СКОШ VIII вида "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

    Первый урок по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

    Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

    Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема - правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Урок закрепления полученных знаний....

    Конспект урока. Тема: "Правописание звонких и глухих в середине слова"

    КОНСПЕКТ  УРОКА.ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЬІХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.ЦЕЛЬ:-  знать опознавательные признаки орфограмм;-  совершенствовать орфографические умения;- развивать н...

    Рекомендации для различения парных звонких и глухих согласных.

    У ребёнка возникли затруднения в чтении и письме в различении парных звонких - глухих согласных. Предлагается система домашних заданий для выполнения вместе с родителями....