Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.
рабочая программа по теме

Программа обучения по курсу  дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_programma_.docx140.66 КБ

Предварительный просмотр:

             

«ЛЕГО-конструирование».

Объяснительная записка.

Лего- конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок и педагог могут с ней справиться.

Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Существует несколько направлений.

1.Использование Лего непосредственно для конструктивно-игровых целей.

Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.

Одно из проявлений творческой способности-умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)

2.Использование Лего при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.

Некоторые примеры использования Лего при подготовке к обучению грамоте. Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять детям с речевой патологией и интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой задачи также можно использовать Лего : в наборах есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные- человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные- в зеленых. Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребенку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков.

Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов. По аналогии можно использовать Лего при составлении схемы предложения. Игровые ситуации с Лего-элементами помогают при постановке звуков, исправлении ошибок звукопроизношения, в работе над ритмико-интонационной структурой речи. Игровые приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о психотерапевтическом воздействии Лего.

3. Использование Лего в процессе диагностики.

Еще одно важное направление применения Лего- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка , с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с Лего детей, имеющих отклонения в развитии требует особого квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя Лего в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.

Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности с Лего

ЛЕГО

Сюжетно-ролевые игры

Персонажи для театрализации

Использование свободной конструктивно-игровой деятельности в диагностических целях

Дидактические игры и упражнения

Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка  в процессе конструктивно-игровой деятельности

Диагностика межличностных отношений в коллективе

Диагностика межличностных отношений в семье

        

Система работы по формированию конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО на начальном этапе

Работа по обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО делится на 2 этапа: знакомство и непосредственное обучение (пропедевтический период).

Сетка занятий

Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Педагогу необходимо помнить, что ЛЕГО-элементы позволяют создавать обилие игровых ситуаций, которые должны в большей степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Также педагогу следует понимать, что нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если ему кажется, что ребенок делает или сделал что-то не так.

В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы:

-задания дает педагог, выполняют дети,

-задание формулируется ребенком и выполняется детьми и педагогом,

-задания дают дети друг другу.

Спонтанная ЛЕГО-игра детей. Знакомство с ЛЕГО.

Для успешного проведения спонтанных ЛЕГО-игр необходимо соблюдение следующих условий:

-оптимальное количество участников спонтанной коллективной игры 6-8 человек;

-детям должно хватать ЛЕГО-элементов (формочек и кирпичиков);

-учитывая специфику патологии, особенности группы в целом и каждого ребенка в отдельности, необходимо продумать, где детям будет удобнее играть. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли легко передвигаться и выбирать нужные им детали;

-при проведении спонтанных игр педагогу не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом. Дети создают только то, что хотят и могут, как представляют в данный период объекты окружающего мира;

-обязательны стимулирование положительных эмоций и похвала во время игры;

-постройки лучше на некоторое время сохранять, потому что детям жалко уничтожать результаты своего труда.

Наблюдая за спонтанной игрой детей в новый, красивый конструктор , педагог может сделать выводы об эмоциональности детей, способности включаться в деятельность, об уровне развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности, о сформированности конструктивно-игровых действий. В свободной обстановке дети быстрее входят в контакт с педагогом. Через спонтанную игру четко проявляются характерные особенности детей. Раскрываются психологические проблемы, поведенческие особенности, переживания ребенка на самом первом этапе знакомства с ним.

Карта наблюдения за ребенком в процессе спонтанно- игровой деятельности с ЛЕГО.

Имя, фамилия ребенка_________________________________

Возраст и диагноз ребенка ________________________________________

Посещаемое учреждение __________________________________________

Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью

Ребенок испытывает радость, испуг, волнение, не выражает никаких эмоций, грубое проявление эмоций.

Включение в конструктивно-игровую деятельность

Активно приступил к деятельности, начал играть спокойно, не знал с чего начать, выразил отказ.

Поведение в процессе конструктивно-игровой деятельности

Играет один(обособленно),играет вместе с другими детьми, действия нельзя назвать игровыми, мешает другим детям.

Использование речи

Играет молча, активно пользуется речью при общении с детьми, сопровождает свои игровые действия речью.

Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности

Смог организовать коллективную игру с постройкой, организовал самостоятельную игру, участвовал в коллективной игре ,продолжал долгое время конструировать, играть с постройкой не стал.

Характер игровой деятельности с ЛЕГО постройкой

Манипулятивный, процессуальный, с элементами сюжета, сюжетный.

Наличие конфликтных ситуаций

Часто ли ребенок конфликтует, может ли сам решить конфликт, легко ли втягивается в конфликтную ситуацию?

Творческие способности

Сколько построек смог сделать: одну или много, использовал ли детали ЛЕГО в качестве заместителей, есть ли интересные элементы в постройке?

Состояние моторики

Умеет ли удерживать деталь щепотью, какие трудности при скреплении и разъединении деталей испытывает, наличие сопутствующих движений при манипуляции деталями, скоординированность работы рук, работа ведущей руки.

Особенности постройки

Что построил, характер скрепления ЛЕГО-элементов, какие по форме ЛЕГО-элементы использовал, какие цвета преобладают в постройке, наличие готовых фигурок в постройке.

Развитие речи

Умение рассказать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой.

Личностные особенности

Способность сосредоточиться, способность к сотрудничеству, способность довести задуманное до конца.

Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения .

Первый этап обучения помог детям составить определенное представление о конструкторе: познакомились с деталями, научились скреплять, интерес к игре возрастает .Но проведение спонтанных игр пока не позволило детям понять диапазон возможностей ЛЕГО-элементов.

Это проявляется в следующем:

-преобладают примитивные ознакомительные действия с деталями( берут в рот, нюхают, долго бесцельно крутят в руках и т.д.),

-сохранились трудности скрепления,

-дети не могут еще увидеть все варианты скрепления ЛЕГО-элементов и овладеть ими,

-дети не смогли досконально разобраться во всех формах ЛЕГО-элементов,

-речевая активность очень низкая,

-не сформированы понятия "прочность", "устойчивость",
-предложение зарисовать постройку вызывает не только трудности , но и полное непонимание задания.

Этими трудностями вызвана необходимость пропедевтического периода, в процессе которого педагог и дети совместно устанавливают игровые правила работы с ЛЕГО.

Цель цикла- подробное знакомство с цветом, формой, возможными и невозможными способами скрепления, составление ЛЕГО-словаря.

В процессе этих занятий решаются задачи:

1.Научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, сформировать навык управления поведением(не отвлекаться, выслушивать и выполнять инструкции),

2.Сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах,

3.Научить детей брать ЛЕГО-элементы, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики различных размеров, ЛЕГО-формочки, ЛЕГО-кирпичики с ЛЕГО-формочками в различных комбинациях.

4.Сформировать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Учить детей ориентироваться в пространстве.

5.Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее.

6.Сформировать у детей понятие прочной, устойчивой и неустойчивой постройках, о широкой постройке, о длинной постройке, о высокой постройке.

При обучении необходимо учитывать речевые и психофизические возможности детей. Необходимо очень продуманно подойти к количеству и качеству лексического материала, включаемого в занятие. Занятия строятся таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали развитию разговорной речи, активизировали имеющиеся у детей речевые средства.

Для более успешной работы детям можно предложить схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить свой рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются.

1 год обучения

Тема

часы

Знания, умения, навыки

Словарь

1.Знакомство

с деталями

10

1.Умение отбирать детали

по образцу.

2.Умение распознавать

форму, цвет, размер деталей.

3.Умение определять различия визуальным и тактильным путем.

4.Умение сортировать и классифицировать детали.

5.Умение следовать инструкции.

Конструктор, коробка,

плато, кирпичики, человечек,

девочка, мальчик, колесо.

Большой, маленький, средний, белый, желтый, и т.п. Играть, отбирать, скреплять детали, строить.

2.Спонтанная игра

10

1.Навык общения, совместной работы, сотрудничества.

2.Умение делиться с товарищами, уважение к окружающим.

3.Способность сосредотачиваться, принимать участие в коллективной работе, обсуждать и принимать чужие идеи.

4.Развивать наблюдательность и творческое чутье.

Игра

Будем играть.

Я (не)хочу играть.

Я (не)буду играть.

Ведущий (главный)

Мы играли.

3.Игра «Двойняшки».

Вариант1

Выложите на ковер основной набор деталей. Выберите 5деталей. Затем попросите детей найти точно такие же, а потом построить из них модель. Сравните модели.

Вариант2

Возьмите 5деталей, а остальные положите в Чудо-мешочек, пусть дети на ощупь отыщут сходные с данными. Далее как вариант1.

4

1.Навык общения, совместной игры.

2.Способность сосредотачиваться.

3.Способность дифференцировать детали по размеру, цвету, форме.

4.Умение определять различия визуальным и тактильным путем.

5.Развивать воображение, творческое чутье.

6.Умение видеть сходства и различия.

Будем играть.

Возьми 5 деталей.

Я взял(а)….

Построй что-нибудь… что хочешь?

Что это?

Это…

У меня…

Я построил(а)…

Найди такую же (одинаковую) деталь

Вот

Я нашел(нашла)

Построй дом.

Я построил(а) дом.

4.Игра «Вертолина».

Вариант1

Дети по очереди крутят вертолину и выбирают себе кирпичики в соответствии с цветом.  Когда количество деталей будет достаточно, попросите ребят построить модель. Сравните модели и посчитайте количество использованных кирпичиков.

Вариант2

Вертолина1-цвет,Вертолина2-форма кирпичиков. Дети выбирают по 7 кирпичиков и строят модели.

6

1.Умение распознавать цвет и форму кирпичиков.

2.Способность сосредотачиваться.

3.Развивать воображение и фантазию.

4.Умение видеть сходства и различия.

5.Умение следовать инструкции.

6.Умение выражать просьбу, дать название детали.

Будем играть.

Игра называется «Вертолина».Какой цвет?

-синий

-жёлтый

-красный

-белый

-зелёный

-чёрный

-коричневый

Построй модель что хочешь?)

Что это?

Это…

У меня…

Я построил…

Какой по форме?

Прямоугольный

Треугольный

Квадратный

5. Игра «У гадай-ка» Дети строят модели, но не показывают друг другую. Затем задают 10 вопросов. В ответе «ДА» или «НЕТ», угадывают, что сделал товарищ.

4

1.Навык        общения и совместной работы, способность принимать участие в коллективной работе.

2.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

3.Способность рассуждать.

4.Развивать        творческое воображение.

Игра называется «Угадай ка»

Я построил (а) модель Угадайте, что это?

  1. Сколько деталей?
  2. Кирпичики есть?
  3. Колёса есть?
  4. Крыша есть?

Это дом

6.Игра «Запомни и повтори»

Дети играют парами.

Один выбирает 6 деталей, др.- должен подобрать такие же. Затем первый создаёт несложную модель, показывает и прячет. Др. должен по памяти построить эту модель. После детали сравнивают.

5

1 .Навык сортировать и классифицировать детали.

2.Умение        видеть сходство и различия, находить ошибки.

3.Умение

сосредотачиваться.

4.Способность принимать участие в коллективной работе.

5.Развивать наблюдательность, память.

6.Способность устанавливать пространственные связи.

Будем играть.

Будем запоминать. Запомни!

Посмотри!

Выбери 6 деталей. Что ты выбрал(а)

Я взял(а)         

Что ты построил(а)? Я построил(а)

(сделал(а))        

верно/не верно У .... ошибка Я ошибся/ошиблась

7.Игра «Спина к спине»

Вариант 1 Разделите детей на пары. Дети садятся лицом друг к ДРУГУ,

Но между ними ставится перегородка: Цель-  по устной инструкции определить алгоритм построения модели.1 ребенок строит модель и объясняет своему партнеру, как сделать точно такую же. Он сообщает цвет, расположение деталей. Закончив работу, дети сравнивают модели.

Вариант2

Готовую модель накрыть платком. На ощупь определить форму и какие детали нужны.

5

1.Навык        работы в группе.

2.Умение        следовать инструкции.

3.Способность формулировать указания.

4.Способость сосредотачиваться.

Будем работать парами.

Я сделал(а) модель Сделай такую же.

Я взял(а) какой?... что?...

Я положил...

справа, слева, вверху, внизу, посередине.

Например:

На красный кирпичик я положил(а) … затем три синих кирпичика.

Я закончила

Сравни

Верно –

У … ошибка

…ошибся(лась)

не верно

8.Игра «Змейка»

Вариант1

Правило игры:Ход можно делать деталью, совпадающей с предыдущей  или только по форме или только по цвету. Начинают устанавливая любой кирпичик в середине базовой платы. Затем все по очереди.

Вариант2

Все кирпичики делятся между игроками. Дети ставят кирпичики согласно правилу, если нужного нет- пропускают ход.

6

1.Умение сортировать и классифицировать детали.

2.Развивать внимание, наблюдательность, память.

3.Способность работать в коллективе.

Будем играть.

Цепочка, по очереди.

Правило: возьмите детали одинаковые по форме или по цвету.

Соединяйте так.

Верно( не ) верно

У… ошибка

Я ошибся(лась)

Пропусти ход.. отдыхай

9.Игра «Пылесос» Правило:

После окончания работы подсчитать детали. Аккуратно сложить в коробку.

Каждое занятие

1.Умение сортировать и классифицировать детали

2.Приучать детей к порядку, аккуратности.

Мы закончили играть. Уберите детали в коробку. Я убрал (а)

10.Ориентировка в пространстве

6

1.Умение отбирать и распознавать детали по форме, цвету, размеру

2.Умение        следовать инструкции

(письменной,устной, по рисунку)

3.Способность работать в коллективе, парами, самостоятельно.

4.Способность сосредотачиваться

5.Умение планировать действия.

6.Умение располагать детали слева, справа, вверху, внизу, в углу, посередине, вокруг.

-по устной инструкции,

-по рисунку.

-по письменной инструкции.

плато, детали. Положи вверху Внизу Слева Справа В углу Посередине Вокруг

Сначала я        

Потом        

Затем……        

11. Равновесие (работа с конструктором 9660) *

-Башни

-Птичка

-Человек

6

1.Умение отбирать и распознавать детали по форме, цвету, размеру.

2.Умение следовать инструкции

(П+У+Р)

3.Проверить (сформировать) знания о понятиях ВЫСОТА, ДЛИНА, ШИРИНА, ВЕС, РАВНОВЕСИЕ, УСТОЙЧИВОСТЬ..

4.Умение планировать ход действий.

5.Способность устанавливать пространственные связи.

6.Умение видеть сходства и различия.

7.Навык работы в группе, умение сосредотачиваться.

Тяжело

Легко

(не) упал(а)

Ровно/криво

Равновесие

Основа

Большой

Маленький

12. Прочность (работа с конструктором 9690) *

-Дом. Стены.

-Дом. Крыша.

4

1.Способность сортировать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Умение планировать, рассуждать.

4.Способность устанавливать пространственные связи.

5.Сформировать знания о понятии ПРОЧНОСТЬ, НАДЁЖНОСТЬ.

6.Способность        принимать участие в коллективной работе.

(не) прочно

Основа

Стены тонкие

Стены толстые

Выше / ниже

Тяжело

Легко

(не) упал

Ровно / криво

Равновесие

Основа

Большой

Маленький

13. Устойчивость работа с конструктором 9660

-Подпорки (подставки)

  -Мост

4

1.Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размеру

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Умение планировать, рассуждать, сравнивать.

4.Способность устанавливать пространственные связи.

5.Сформировать знания о понятии

УСТОЙЧИВОСТЬ, ОПОРА. ПРОЧНОСТЬ,

6.Способность        принимать участие в коллективной работе.

Опора

Тяжело

Легко

(не) упал (а)

Ровно / криво

Равновесие

Основа

Большой

Маленький

14. Движение

внутри

конструкции

-Вертушка.

  -Футбольные ворота.

4

1 .Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размер

2.Умение        следовать инструкции (П+У+Р)

3.Сформировать понятие ДВИЖЕНИЕ

4.Способность планировать и анализировать

Тяжело

Легко

(не) упал(а)

Ровно/криво

Равновесие

Основа

Круг

Колесо

(за-) (от-) -крыть

Крутится

Движется

ПРОЭКТЫ

15.Дом (9148)

5

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение составлять и работать с эскизом.

6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение работать в коллективе.

8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.

Это дом

Зал( большая комната)

Коридор

Кухня

Спальня

Ванная

Туалет

1 (2) этаж

+ названия предметов обихода +

Жителей дома.Я построил(а) дом Тут живут ...На 1 этаже есть ..На 2 этаже есть ... Около дома есть ...

16. Детская площадка (9087)

5

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение составлять и работать с эскизом.

6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение работать в коллективе.

8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.

Дети гуляют на улице (во дворе).

Качели Г орка Карусель Песочница Велосипед

Девочки катаются на ...

Мальчики играют в ...

17.Город (9064)

5

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение составлять и работать с эскизом.

6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение работать в коллективе.

8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.

Вот город Вот улица

Есть дороги, дома, деревья растут.

+ названия зданий +названия машин + люди

18. Железная дорога(9139)

5

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение составлять и работать с эскизом.

6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение работать в коллективе.

8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.

Вот железная дорога

Поезд, вагоны

Переезд

Светофор

Шлагбаум

Рельсы

Машинист

19. Ферма

5

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение составлять и работать с эскизом.

6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение работать в коллективе.

8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.

Это ферма

Тут живут домашние животные и птицы.

+ названия животных и птиц Трактор

20.Зоопарк

5

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р)

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение составлять и работать с эскизом.

6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение работать в коллективе.

8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи.

Это зоопарк

Тут живут дикие животные и птицы

+ названия животных и птиц

Клетка

Вольер

2 год обучения

Тема

часы

Знания, умения, навыки

Словарь

1. Детали Лего

4

1.Умение отбирать детали по образцу, классифицировать их по форме, цвету, размеру.

2.Умение определять различия визуальным и тактильным путём.

3.Умение следовать инструкции устной, письменной, по рисунку.

4.Умение задавать и отвечать на вопросы.

5.Развивать        мелкую моторику, мышление.

Конструктор

Коробка

Детали

Кирпичики

+названия цветов +названия форм и деталей Что это?

Это кирпичик , колесо , плато Кто это?

Это человечек, девочка,

мальчик

Какой по цвету?

  1. красный и т.п.

Какой по форме?

  1. прямоугольный и т.п.

У меня ...

Я взял(а) ...

2. Игра «Двойняшки»

Вариант1

Выложите на ковер основной набор деталей. Выберите 5деталей. Затем попросите детей найти точно такие же, а потом построить из них модель. Сравните модели.

Вариант2

Возьмите 5деталей, а остальные положите в Чудо-мешочек, пусть дети на ощупь отыщут сходные с данными. Далее как вариант1.

5

1.Навык общения, совместной работы.

2.Способность сосредотачиваться при работе.

3.Способность распознавать детали по форме, цвету, размеру.

4.Умение определять сходство и различия тактильным и визуальным путём.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Развивать воображение и фантазию.

Мы будем играть.

Ты будешь (хочешь) играть? Да (нет), я (не) буду (хочу) играть.

Игра называется «Двойняшки».

Сколько деталей нужно взять? Я взял(а) ...деталей.

Какие детали ты взял(а)?

-кирпичики

-колёса Какого цвета ?

-синие, белые

Что ты будешь делать?

Что ты еде л ал (а)?

Я построил(а) ...

У ... ошибка.

3.Игра «Вертолтина»

Вариант1

Дети по очереди крутят вертолину и выбирают себе кирпичики в соответствии с цветом.  Когда количество деталей будет достаточно, попросите ребят построить модель. Сравните модели и посчитайте количество использованных кирпичиков.

Вариант2

Вертолина1-цвет,Вертолина2-форма кирпичиков. Дети выбирают по 7 кирпичиков и строят модели.

7

1.Умение классифицировать детали по форме, цвету, размеру.

2.Способность сосредотачиваться.

3.Умение видеть сходство и различия.

4.Навык        следовать инструкциям.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Умение работать в паре, в детском коллективе.

7.Развивать        умение давать название получившейся постройке

Мы будем играть?

Да, мы будем играть.

Как называется игра?

Игра называется «Вертолина». Крути вертолину.

Какой по цвету?

  1. белый и т.п.

Какой по форме?

  1. квадратный и т.п.

Какой по размеру?

  1. маленький и т.п.

Возьми кирпичик. - Вот. Верно?

Построй модель ( что хочешь). Что это ? Назови. Это ...

Я построил(а) ...

4.Игра «Угадай-ка»

Дети строят модели, но не показывают друг другую. Затем задают 10 вопросов. В ответе «ДА» или «НЕТ», угадывают, что сделал товарищ.

6

1.Навык общения и совместной работы, способность принимать участие в коллективной работе.

2.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

3.Способность рассуждать, планировать действия.

4.Навык следовать инструкциям.

Игра называется «Угадай-ка» Я построил(а) модель. Угадайте, что это?

Задавайте вопросы. Я буду отвечать.

Сколько деталей? Колёса есть?

И т.п.

5.Игра «Запомни и повтори»

Дети играют парами.

Один выбирает 6 деталей, др.- должен подобрать такие же. Затем первый создаёт несложную модель, показывает и прячет. Др. должен по памяти построить эту модель. После детали сравнивают.

6

1.Навык сортировать и классифицировать детали по цвету, форме, размеру.

2.Умение        видеть сходство и различие.

3.Умение сосредотачиваться.

4.Развивать наблюдательность, внимание, память.

5.Умение задавать и отвечать на вопросы.

6.Способность устанавливать пространственные связи.

7.Умение работать в коллективе.

Будем играть Будем запоминать Посмотри!

Запомни!

Выбери 6 деталей Что ты взял(а)?

Я взял (а) ...

Что ты построил(а)? Я построил(а) ... Сравни! Верно?

(не)верно У ... ошибка Я ошиблась (ошибся)

6.Игра «Пылесос»

После окончания работы подсчитать детали. Аккуратно сложить в коробку.

Каждое занятие

1.Умение сортировать и

классифицировать

детали.

2.Развивать        внимание.

3.Приучать        к соблюдению порядка и аккуратности.

Мы закончили играть Уберите детали в коробку. Я убрал(а).

7.Ориенторовка в пространстве

6

1.Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размеру.

2.Умение следовать инструкции устной, по рисунку, письменной.

3.Способность        работать в коллективе, парами, самостоятельно.

4.Способность сосредотачиваться.

5.Умение        планировать действия.

6.Умение располагать детали по инструкции (П+У+Р) СЛЕВА, СПРАВА, ПОСЕРЕДИНЕ, ВОКРУГ, около, в УГЛУ, ДАЛЬШЕ, БЛИЖЕ.

7.Способность        задавать и отвечать на вопросы.

Будем выполнять поручения. Возьми плато, детали. Положи ... вверху Внизу Слева от ... Справа от ... Посередине • Вокруг В углу Дальше Ближе Сначала я взял (Что?)... Потом я положил (что?)... (Где?)...

Проверь. Ошибки есть?

(не)верно

Я ошибся (ошиблась).

8. «Мир вокруг нас»

-Вертолёт маленький

-Вертолёт большой

-Луноход

-Рация

   -Поезд

12

1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету.

2.Умение следовать инструкции (У+П+Р)

3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи.

4.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

5.Умение        дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке.

6. Развивать внимание, мышление, речь.

Я буду делать ...

Мне нужны (Какие детали?)... Я взял ...

Я сделал(а) ...

У меня ошибка.

Я ошибся (ошиблась)

9. «Источники энергии»

-Машина

-Ветреная мельница

 -Качели

12

1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету.

2.Умение следовать инструкции (У+П+Р)

3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи.

4.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

5.Умение        дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке.

6. Развивать внимание, мышление, речь.

Я буду делать (стоить) ...

Мне нужны (Какие детали?)... Я ошибся (ошиблась) Помогите мне пожалуйста. Машина

Ветреная мельница Качели

10. «Энергия и мощность»

10.1.Автомобиль 10.2.Электроприборы

8

1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету.

2.Умение следовать инструкции (У+П+Р)

3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи.

4.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

5.Умение        дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке.

6. Развивать внимание, мышление, речь.

Это автомобиль

Мне нужны (Какие детали?)...

Трудно. Помогите мне

пожалуйста

Я ошибся (ошиблась)

ПРОЭКТЫ

(основное время занятий над проектными работами уделяется на самостоятельные работы детей!)

11 .Город

6

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Умение        давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение составлять и работать с эскизом.

8.Умение        работать в коллективе.

9Развитие        мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.

10.Приучать детей к самостоятельности.

Я живу в городе Москва. Москва красивый город!

Вот улица Саратовская.

Тут находится школа №65, магазины, много домов. На улице растёт много деревьев. Я буду строить ...

Я построил(а) ...

12.Деревня

6

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Умение        давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение составлять и работать с эскизом.

8.Умение        работать в коллективе.

9Развитие        мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.

10.Приучать детей к самостоятельности.

Это деревня.

Тут живут бабушка и дедушка.

Дом маленький.

Рядом с домом есть сад и огород.

В деревне есть ферма.

На ферме живут домашние

животные и птицы.

В деревне есть речка, а дальше - лес.

Мы будем играть.

Я построил(а) ...

13.Цирк

6

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Умение        давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение составлять и работать с эскизом.

8.Умение        работать в коллективе.

9Развитие        мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.

10.Приучать детей к самостоятельности.

Это цирк.

Здесь есть арена.

Тут выступают артисты: акробаты, силачи, клоуны, дрессировщики.

Тут выступают животные: собаки, кошки, слоны, львы. Я построил(а)...

14.Зоопарк

6

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Умение        давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение составлять и работать с эскизом.

8.Умение        работать в коллективе.

9Развитие        мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.

10.Приучать детей к самостоятельности.

Вот зоопарк.

Здесь живут дикие животные и птицы: жираф, лось, олень, тигр, лев, слон, бегемот, волк, лиса, дикобраз, верблюд и пеликан, павлин, попугай и т.п.

Я хочу построить зоопарк

15.Улица

( Правила Дорожного Движения)

6

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Умение        давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение составлять и работать с эскизом.

8.Умение        работать в коллективе.

9Развитие        мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.

10.Приучать детей к самостоятельности.

11.Познакомиться с правилами дорожного движения.

12.Познакомиться с новыми понятиями:

СВЕТОФОР, ПЕРЕКРЁСТОК, ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ, ТРАНСПОРТ.

Это улица.

Шоссе- дорога для машин. Тротуар- дорога для пешеходов (людей).

Вот светофор:

Красный - стой!

Жёлтый - внимание, жди ! Зелёный - иди!

16.Космодром. Аэропорт будущего.

6

1.Способность отбирать и классифицировать детали.

2.Умение следовать инструкции (П+У+Р).

3.Способность устанавливать пространственные связи.

4.Умение планировать и анализировать действия.

5.Умение        задавать и отвечать на вопросы.

6.Умение        давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке.

7.Умение составлять и работать с эскизом.

8.Умение        работать в коллективе.

9Развитие        мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи.

10.Приучать детей к самостоятельности.

11.Познакомиться  с новыми понятиями: АЭРОПОРТ, КОСМОДРОМ, САМОЛЁТ, РАКЕТА, ПИЛОТ.

Вот аэродром.

Здесь много самолётов. Вот космодром.

Здесь ракеты.

Я хочу играть.

Мы будем играть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения по курсу

Курс дополнительного образования "Информационные технологии в делопроизводстве"...

Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс

Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Рабочая программа курса дополнительного образования "Русский на 5" 9 класс

Рабочая программа кружка «Русский язык на 5» по русскому языку предназначена для дополнительного образования  учащихся 9 класса и нацелена на подготовку обучающихся к ОГЭ по русскому ...

Авторская разработка дополнительной образовательной программы обучения английскому языку по социальному – педагогическому направлению для 5 класса.

Творческое объединение «Английский c увлечением» органично  входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий ученики получают дополнительный блок лексических единиц, что, след...