«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
методическая разработка по теме

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_zdor.sb_.teh_.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе»

Макарова Н.Н.– воспитатель

высшей категории

дошкольной группы №1

школы-интерната  I-II вида №4

Великого Новгорода

«Движение-это жизнь. Ничто так не

истощает и не ослабляет человека,

как продолжительное физическое

бездействие».

Аристотель        

Самой большой ценностью для человека является здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Чаще всего здоровье зависит от самого человека. По выражению Н.Амосова «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». С этим трудно не согласиться. В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни- это и благо-приятный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильное организованное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.

Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Здоровье детей зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения. Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение. Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля  за своим поведением, предусматривает вооружение детей здоровьесберегающими знаниями и умениями. Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В.А.Сухомлинского, который писал: « Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы о детях в течении первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье».

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятия напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

В нашем дошкольном отделении две группы: группа для глухих и группа для слабослышащих детей. Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии, а также характерными особенностями и нарушениями в осанке и моторике. Поэтому наряду с общими, характерными для массового детского сада, в работе с этими детьми существуют специальные задачи, решение которых содействует преодолению отставания и коррекции имеющихся дефектов.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного отделения является реализация Программы «Здоровье», целью которой – создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье. Главная задача – подготовить здоровых детей к обучению в школе. Педагогический    коллектив большое значение уделяет формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и осуществляет выполнение следующих функций:

* здоровьесберегающей – оптимизации здоровья дошкольников;

* развивающей – всестороннее развитие личности;

* социально-педагогической  - работа с семьёй.

Формирование осознанного отношения дошкольников к своему здоровью ведётся в процессе непосредственной образовательной деятельности, в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и практической деятельности. Для оздоровления детей очень важен психологический климат в группе, эмоциональное состояние ребенка. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Педагогами дошкольного учреждения осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей. Для объективной оценки состояния здоровья детей ежегодно узкими специалистами детской поликлиники ( окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, сурдолог) проводятся профилактические осмотры детей. Врач-педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, дает рекомендации родителям, педагогам. Положительная динамика показателей здоровья и физического развития происходит за счет проведения системы здоровьесберегающих технологий: дыхательной, зрительной, фонетической, пальчиковой гимнастики, элементов самомассажа, психогимнастики, ароматерапии, фитотерапии, рефлексотерапии, куклотерапии, упражнений в сухом бассейне, упражнений на развитие правильного дыхания по методике Сметанкина.

Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики способствует координации дыхания и артикуляции, что благотворно влияет на развитие речевых возможностей.

Зрительная гимнастика.

Целью зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Зрительная гимнастика используется:

  1. для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
  2. для укрепления мышц глаз
  3. для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Следя за плавными скольжениями шариков в кугельбане, ребенок тренирует глазные мышцы, предупреждая развитие близорукости.

Пальчиковая гимнастика.

Способствует владению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь ребенка; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; снимает тревожность. Пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Использование элементов рефлексотерапии.

Рефлексотерапия - один из методов используемых современной медициной для лечебно-профилактического воздействия на организм человека. Вся поверхность тела человека является рефлесогенной зоной. Особенно уникальны в этом отношении подошвы стоп, на поверхности которых расположено большое количество активных точек, связанных с внутренними органами человека. Используем в работе беговой тренажер, на котором дети бегают босичком или без тапочек и шипованые коврики.

Использование элементов ароматерапии.

В работе используем лаванду, эвкалипт, чабрец. Все это находится в баночках с завинчивающимися крышками. При вдыхании запаха лаванды прекрасно успокаивается нервная система. Эвкалипт- повышает работоспособность. Чабрец- прекрасно действует на нервную систему. Оценка отношения к запахам проводится у всех детей. Им предлагается качественно (нравится, не нравится, отношение нейтральное), оценить свою реакцию на предложенные травы. Учитывается, нет ли аллергии к используемому аромату. Перед началом образовательной деятельности дети выбирают одну баночку с ароматом и вдыхают его.

Использование элементов куклотерапии.

Это особая методика работы с детьми с помощью кукол. Она благоприятно влияет как на речевое, так и на физическое и психическое здоровье в целом. Куклотерапия помогает организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, повышает работоспособность у детей, стабилизирует внимание, сглаживает неврологическую симптоматику.

Упражнения в сухом бассейне.

Сухой бассейн представляет из себя резервуар, заполненный специальными шариками из экологически чистого пластика, что заменяет собой водную среду. Сухой бассейн способствует развитию моторики, координации движений, равновесия, проприоцептивной чувствительности всех сенсорных систем. Упражнения, проводимые в сухом бассейне, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствуют развитию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей, создают положительный психоэмоцио-нальный настрой.

Использование элементов фитотерапии.

Как это ни печально, но воздух в групповых помещениях сложно назвать свежим, даже если мы регулярно проветриваем их. Выхлопные газы, городская пыль, мебель, линолеум, краска – все это негативно влияет на состояние «групповой» экологии. Оказывается, ситуацию можно исправить, если подобрать очищающие воздух растения. Рекордсмен по эффективности очистки воздуха является хлорофитум, диффенбахия поможет в борьбе со стафилоккоками – основными возбудителями острых респираторных заболеваний, ангины, пневмонии. Алоэ – поглощает до 90% канцерогенного формальдегида, который исходит от мебели, кроме того, растение содержит фитонциды, которые повышают физическую выносливость, стимулируют деятельность головного мозга и иммунитет. Традесканция – помимо отличных воздухоочищающих возможностей, обладает способностью нейтрализовать электромагнитное излучение, к тому же традесканция хорошо увлажняет воздух. Герань, мирт – дезинфицирует воздух. Драцена – способна удалять из воздуха до 70% бензола, выделяемого напольным покрытием, синтетическими коврами. А если от здания недалеко оживленная трасса, без драцены не обойтись – она легко справится с вредными веществами, попадающими в дом, через форточку, вместе с выхлопными газами. Полезны также плющ, каланхое, денежное дерево (толстянка), фикус, цикламен, аспарагус и др.        В дошкольном группах проводится комплекс закаливающих мероприятий:

  1. воздушное закаливание;
  2. обширное умывание;        
  3. полоскание горла и рта;
  4. максимальное пребывание детей на свежем воздухе

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психо-эмоциональный комфорт ребенка. Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию: утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных игр, двигательных разминок, спортивных упражнений, гимнастики пробуждения, закаливающих мероприятий, индивидуальной работы в режиме дня, праздников, развлечений и др. Таким образом, формирование здоровой личности  дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности, при активном использовании здоровье-сберегающих технологий. 

Желаю вам цвести, расти,        

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условье.

С.Я.Маршак        


Список литературы:

1.Алямовская В.В. Как воспитать здорового ребенка – М.,1993

2.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. –М., ФИС, 1987        

3.Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. –М., Аркти, 2001

4.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе  жизни у дошкольников – Мозаика-Синтез, 2010        

5.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973

6.Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушением  слуха. – М., Просвещение, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В данном материале рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий, методик в урочной и внеурочной деятельности. Теоретические сведения сопровождаются примерами из практической дея...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Доклад на семинаре завучей и директоров школ Увельского района по обобщению опыта работы школы в данном направлении...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В работе представлен материал по использованию здоровьесберегающих технологий в объединениях «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД», «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», «ШКОЛА ЮНЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ» СТО СПбЦД(Ю)ТТ, проведен ана...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательных процессах

О практическом применении различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. ...