Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
учебно-методический материал по теме

Ладыгина Елена Анатольевна

В данном материале рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий, методик в урочной и внеурочной деятельности. Теоретические сведения сопровождаются примерами из практической деятельности педагога. Материал подкреплён электронной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

                      Сократ. 

Слайд №1.1. 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. О необходимости применения здоровьесберегающих технологий говорят давно. Но, к сожалению, здоровых детей не становится больше. Пора, видимо, не только говорить об этих технологиях, но уже начинать активно их применять.

Слайд№1.2. Итак, факторами риска школьной среды являются:
1.
Интенсификация учебного процесса и учебная перегрузка.
2.Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу.
3.Авторитарная педагогика.
4. Снижение возраста начального школьного обучения.
5. Гиподинамичный характер обучения.
6. Плохая организация школьного питания.
7. Нерациональное чередование учёбы и каникул.

Слайд №1.3. Цели здровьесберегающих образовательных технологий состоят в следующем:

-Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

- Сформировать  у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

- Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Слайд №1. 4. Выделяют несколько принципов здоровьесберегающих технологий.

  1. Принцип деятельности. Учитель формирует личность ученика и его развитие не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной  на «открытие» им нового знания. Актуализирует личностно значимые мотивы, побуждающие к деятельности изнутри, что не наносит ущерба здоровью детей.
  2. Непрерывности. Учитель так организует обучение, что результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
  3.  Минимакса. Учитель реализует на своих уроках индивидуальный подход, когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получит максимум. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не уход от «двойки», что гораздо важнее для развития мотивационной сферы и эмоционального здоровья.
  4.  Психологической комфортности. Педагог создает ситуации успеха, способствующие повышению самооценки учащихся.
  5. Вариативности. Учитель развивает у учащихся вариативное мышление, понимание возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.
  6. Творчества. Учитель максимально ориентируется на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта  творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

Посмотрим, как данные принципы могут отражаться в процессе обучения и воспитания. Слайды 1.5 – 1.14.

  1. Принцип деятельности -  маркировка текста.
  2. Непрерывности - «Четвёртое лишнее».
  3. Минимакса – реализация индивидуального подхода во время выполнения самостоятельной работы.
  4. Ситуация успеха – каждый участник мероприятия получает поощрение.
  5. Вариативность - варианты домашнего задания.
  6. Реализация творческого принципа - участие во внеклассных мероприятиях.

Слайд №.1.2. Как построить образовательный процесс, организовать урок, внеклассное мероприятие, чтобы сохранить здоровье ребёнка. Рассмотрим этот вопрос более детально. Справа от вас основные составляющие здоровьесберегающей среды, слева – основные критерии, требования к  организации урока. Попытаемся раскрыть представленную схему. 1. Необходимо создать и соблюдать гигиенические условия в классе (кабинете): это

- удобная мебель и её правильная расстановка;

- воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),

- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),

- контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений)

-  чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка),

Слайд №2.2. - грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии рекомендации по соблюдению правильной осанки, уголки здоровья). 

Слайды №2.3. – 2.5. 2. Очень важно наличие положительной мотивации у учащихся к учебной деятельности на уроке. Это может быть интерес к знаниям, стремление больше узнать, радость от активности на уроке, интерес к изучаемому предмету. В рамках здоровьесберегающих технологий приветствуется использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.
Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способов, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссии, семинары);
методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, коммуникабельности, воображения, самооценки и взаимооценки. Применение данных методов помогает сформировать положительную мотивацию к процессу обучения.

3. Число используемых видов преподавания должно составлять не менее трёх за урок. Например, словесный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.

Чередование видов преподавания необходимо связывать и с чередованием позы учащихся.

 Чередование различных видов работ,  смена видов деятельности, чередование позы учащихся является крайне необходимым условием здоровьесбережения.

4. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет сознательное воздействие школы на здоровье. На уроке должны быть использованы эмоционально-смысловые разгрузки:
улыбка, уместные остроумные шутки,
поговорки и пословицы,
афоризмы, музыкальные минутки и т.д.
Благоприятный эмоциональный климат в одних случаях - это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему, у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью к учителю.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Слайд №2.6. – 2.7. 5. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Норма – на 15 – 20 минут урока по одной минуте из трёх лёгких упражнений с тремя-четырьмя повторениями каждого. Слайд №2.8. Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения. Важен положительный эмоциональный климат во время выполнения упражнений.

Слайд №2.9. 6. Хотелось бы дать некоторые рекомендации по использованию учителем на уроке, внеклассном занятии  ТСО. Длительность применения ТСО требует особого внимания учителя. Длительность просмотра дана в мин. (Смотрим таблицу.)
В течение недели количество уроков с применением Т С О не должно превышать для обучающихся
1 ступени – 3-4-х часов,
2 и 3 ступени  - 4-6-ти часов.

  1. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма наступления утомляемости – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, учащиеся могли задать учителю вопросы, а учитель прокомментировал бы задание на дом, обязательно прощался  со школьниками.

Показателем эффективности проведённого занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Таким образом, исходя из сказанного выше, мы можем сделать некоторые выводы. 

Слайд№2. 10. Выводы
1. Важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся;
2. Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности.

3. Для построения реальной здоровьесберегающей среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей, представителей местного сообщества с учётом интересов всех сторон.

Десять заповедей здоровья учителю

  1. 1. Уделяй достаточное внимание чистоте духовной и физической.
  2. 2. Держи свои мысли, слова, эмоции чистыми, спокойными, возвышенными.
  3. 3. Постоянно пополняй свои знания законов природы и уважай их.
  4. 4. Люби свое тело как наивысшее проявление жизни – отказывайся от вредных привычек.
  5. 5. Отказывайся от неживых продуктов и возбуждающих напитков.
  6. 6. Насыщай свое тело только природными натуральными продуктами.
  7. 7. Обновляй свое тело, разумно чередуя труд и отдых, радуйся своей работе.
  8. 8. Очищай свое тело водой, чистым воздухом и солнечным светом; кровь клетки и ткани – травами.
  9. 9. Воздерживайся от еды, когда твой разум и (или) тело плохо себя чувствуют.
  10. 10. Отказывайся от человеческих пороков таких, как невежество, обида, гнев, ревность, снобизм, зависть.

Литература

1. Эксперимент по совершенствованию структуры содержания общего образования. – Москва, 2002г.
2. Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - АРКТИ. Москва, 2003 г.
3. О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе.- Творческий центр «Сфера», Москва, 2003.
4. Н. И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - Москва. «Вако», 2004 г.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ. здоровьесбережение

Слайд 2

Факторы риска школьной среды 1. Интенсификация учебного процесса и учебная перегрузка. 2.Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу. 3.Авторитарнаяпедагогика. 4. Снижение возраста начального школьного обучения. 5. Гиподинамичный характер обучения. 6. Плохая организация школьного питания. 7. Нерациональное чередование учёбы и каникул.

Слайд 3

Цель здровьесберегающих образовательных технологий : - Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. - Сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни. - Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 4

Принципы здоровьесберегающих технологий: Принцип деятельности . Непрерывности. Минимакса . Психологической комфортности. Вариативности. Творчества.

Слайд 5

Принцип деятельности. Промаркируй текст. «V» – знал(а). «+» – новая информация. «?» – есть вопросы. «!» - это важно!

Слайд 6

Прочитать, соблюдая рекомендации. Ответить на вопрос: «Для чего служит интонация?»

Слайд 7

Принцип непрерывности Найди четвёртое лишнее слово в каждой цепочке слов Серафимович, Дон, монастырь, Усть-Медведицкая река, Волгоград, Волга, Сталинград Платов, война, Бородино, Кутузов Сформулируй тему урока

Слайд 8

Принцип минимакса. Реализация индивидуального подхода

Слайд 9

Принцип психологической комфортности. Создание ситуации успеха

Слайд 10

Принцип вариативности. 1 в. Заполни анкету: 1.Фамилия___________________________ 2.Имя_______________________________ 3.Страна____________________________ 4.Город_____________________________ 5.Улица_____________________________ 6.Река_______________________________ 7.Озеро_____________________________ 8.Писатели__________________________ 9.Книги____________________________ 10.Журналы_________________________ 11.Исторические события_____________ 12.Мультфильмы_____________________ 2 в. подготовь сообщение по теме: “Секрет моего имени и моей фамилии”.

Слайд 11

3 в. Выучи стихотворение Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтением на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!

Слайд 12

Реализация творческого принципа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Групповая работа

Слайд 5

Парная работа по теме «Интонация»

Слайд 7

Изучаем имена собственные

Слайд 8

Применение гимнастики для глаз

Слайд 9

Длительность просмотра (мин.) В течение недели количество уроков с применением Т С О не должно превышать для обучающихся 1 ступени – 3-4 часов 2 и 3 ступени -4-6 часов Классы диафильм кинофильм уч. передача 1-2 7-15 15-20 15 3-4 15-20 15-20 20 5-7 20-25 20-25 20-25 10-11 - 25-30 25-30

Слайд 10

Выводы 1. Важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся. 2. Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятеьности. 3. Для построения реальной здоровьесберегающей среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей, представителей местного сообщества с учётом интересов всех сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В работе представлен материал по использованию здоровьесберегающих технологий в объединениях «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД», «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», «ШКОЛА ЮНЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ» СТО СПбЦД(Ю)ТТ, проведен ана...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательных процессах

О практическом применении различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

     «Здоровье- это больше, чем знания… Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.»  (Н. Нильсон) ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном  процессе для  детей с ограниченными возможностями з...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и дома

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...