Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья на тему

       «Здоровье- это больше, чем знания…

 Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.»  

(Н. Нильсон)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе.

Сергеева Л.Е.

ГБОУ №117

.  

       «Здоровье- это больше, чем знания…

 Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.»  

(Н. Нильсон)  

 

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно   сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

      Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным  НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50%   имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Причем наблюдается  тенденция ухудшение здоровья  детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей  в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

 «Здоровье человека определяется как состояние

1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

4) Здоровье-это право каждого»

      В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

 Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных  средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.

    Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе  природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на:

  1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

  2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

        3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток
  • наличие гигиенического контроля  

 Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

       В практике на моих  уроках нашли применение следующие технологии

Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство  самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков  по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..  

  • Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
  • Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это - ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа,

   уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:   

1.Оптимальная плотность урока 

  • количество видов учебной деятельности
  • их смена
  • длительность и чередование
  • отвлечения от учебной работы 

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание пособий,
  • ответ на вопрос,
  • решение примеров.
  • просмотр видеосюжетов и презентаций

Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек
  • речевая гимнастика

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

 Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
  • высота ножек стула должна равняться длине голени.
  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
  • позвоночник опирается на спинку стула.
  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
  • надплечья находятся на одном уровне

    Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
  •  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.

Приложение 1.

 АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете

2) Кабинет проветрен

3) Кабинет настраивает на рабочий лад

  1. Ход урока

Что наблюдается

Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)

1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов)

2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)

3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма:  смена не позже чем через 7 -10мин.)

4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)

5) Чередование видов преподавания (норма:  не позже чем через 10 -15мин.)

6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)

7) Наличие на уроке оздоровительных моментов  (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)

3.Психологический климат на уроке

Что наблюдается

Результат

1)  Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент

2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.

3) Взаимоотношения между учителем и учеником

4) Взаимоотношения между  учащимися

5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.)

4 Пожелания учителю.

Приложение 2.

 План – анализ

урока с  позиций здоровьесберегающих технологий

 п/п

Критерии

Вопросы для анализа

1

Гигиенические условия  в классе (кабинете)

Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2

Число видов учебной деятельности, используемых учителем

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности

Ориентировочная норма – 7- 10 минут.

4

Использование учителем различных видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок

5

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут.

6

Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал.

Это следующие методы:

-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)

-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)

-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)

7

Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами

Норма – 8-10 мин.

8

Мастерство учителя при использовании видеоматериалов

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач

9

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4

повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

11

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем  и ЗОЖ

Выработка понимания сущности  здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности.

Интерес к знаниям,  радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.

13

Благоприятный психологический климат на  уроке

Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха,  т.к.  наличие стрессов, отрицательные эмоции  свидетельствуют  преобладании на уроке  здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14

Итоговая плотность урока

Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно  быть в диапазоне от 60 до 80%.

15

Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и   пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не  ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока.

16

Темп и окончание урока

К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.  

17

Интегральный показатель эффективности проведенного урока

Состояние и вид учеников после окончания урока:  на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом -  утомленное, растерянное, агрессивное состояние.

В работе использованы материалы:

И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны  

укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

Приложение 3.

Листок физического развития младшего школьника

        Имя, фамилия   _______________________________________ Дата рождения___________________

                       Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность груди, см

Тип телосложения

Уровень физического развития

Жизненная ёмкость лёгких, мл

Сила мышц рук, кг

Артериальное давление, мм.рт.ст.

ЧСС, уд./мин.

Группа здоровья

Медицинская группа для занятий

физической культурой

     Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.

      Подпись медицинского работника школы _____________________

Развитие двигательных качеств

Тест, двигательное качество

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Бег 6 минут, м (выносливость)

Бег 30м, сек. (быстрота)

Бег 3х10м, сек.(координация)

Прыжок в длину с места, см. (скоростно-силовые)

Наклон вперёд, см.(гибкость)

Подтягивание, раз(сила)

     Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.

      Подпись учителя физической культуры____________________

Рекомендации для учителей и родителей учащегося

     Ф.И.О.________________________________________ на 201__- 201__учебный год

    1.________________________________________________________________________

    2.________________________________________________________________________

    3.________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В данном материале рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий, методик в урочной и внеурочной деятельности. Теоретические сведения сопровождаются примерами из практической дея...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В работе представлен материал по использованию здоровьесберегающих технологий в объединениях «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД», «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», «ШКОЛА ЮНЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ» СТО СПбЦД(Ю)ТТ, проведен ана...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательных процессах

О практическом применении различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном  процессе для  детей с ограниченными возможностями з...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и дома

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...