Домашние задания по развитию лексико-грамматической стороны речи дошкольников
материал на тему

домашние задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Огород. Овощи»

    1. Вспомни 8-10 названий овощей. Назови овощи красные, жёлтые,    зелёные, бордовые.

______________________________________________________________

     2. Дидактическая игра «Один-много»:

Огурец - огурцы

Помидор -   __________

Перец -         __________

Баклажан -  __________

3. Д/и «Назови ласково»:

      Огурец – огурчик        тыква -         ___________

Лук –           __________         чеснок -       ___________

Морковь – __________        помидор -   ___________

      4. Д/и «Назови сок»:

Сок из моркови – морковный

Сок из огурца -   __________

Сок из чеснока - __________

       5. Отгадай загадки, выучи любые две:

  1. Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице.       __________
  2. Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это?     __________
  3. Голова на ножке, в голове – горошки.   __________
  4. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный, вкусный и сырой, кто же я такой?   __________
  5. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи.   __________
  6. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.   __________

6. Расскажи о своём любимом овоще (если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа):

Я люблю __________, он (она) __________ цвета, __________ формы, __________ на вкус. Из него (неё) можно приготовить __________. А я люблю есть его (её) __________( сырым, в салате…).

     7. Нарисуй в квадрате огурец так, чтобы он одним концом касался левого                                 нижнего угла квадрата, а другим правого верхнего. Раскрась его.

        

                                                                                                                                                                                             

                                                

    8. Из какой сказки этот овощ и как он называется? Раскрась картинку.

                       

Тема: « Сад. Фрукты»

1. Вспомни 8-10 названий фруктов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Д/и «Один – много»:        3. Д/и «Назови сок»:

    Яблоко – яблоки

    Груша -   __________        из лимона -       __________

    Слива -   __________        из апельсина -  __________

    Персик - __________        из яблока -         __________

    Банан -   __________        из сливы -           __________

 

4. Д/и «Большой – маленький»:        5. Что лишнее и почему?

    Яблоко – яблочко

    Лимон -       __________        Яблоко, груша, помидор, лимон

    Банан -        __________

    Апельсин - __________

6. Расскажи о своём любимом фрукте по плану:

  1. Как твой любимый фрукт называется?
  2. Где он растёт?
  3. Какого он цвета, какой формы?
  4. Что можно из него приготовить?
  5. В каком виде ты его любишь есть?

7. Объясни словечко:

Плодоносит ____________________________________________________________

Удобрение _____________________________________________________________

Толстокожий ___________________________________________________________

8. Отгадай загадки:

      Само с кулачок,                                                         На сучках висят шары,

Красный бочок,        посинели от жары.

Потрогаешь – гладко,         __________

А откусишь – сладко.__________

9. Нарисуй в правом верхнем углу квадрата банан, в правом нижнем углу – яблоко, в левом верхнем углу – грушу, в левом нижнем углу – апельсин.

        

10. О каком фрукте загадка? Раскрась его. Какие ещё фрукты ты видишь?

Жёлтый, сочный, кислый он. Называется …

                     

Тема: «Осень. Деревья»

        

1. Знать, какое сейчас время года. Учить названия осенних месяцев. Какие изменения произошли в природе осенью?

2. Вспомни не менее 5 названий деревьев._____________________________

__________________________________________________________________

3. Выучить загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. __________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

У сосны иглы длинные, а у ели           __________

У клёна листья большие, а у берёзы __________

У дуба ствол толстый, а у берёзы       __________

У берёзы ствол светлый, а у клёна     __________

5. Д/и «Какой лист?»:

У клёна лист – кленовый                                      у тополя - __________

у берёзы -  __________                                         у ивы -       __________

у рябины - __________                                                у дуба -     __________

6. Что лишнее и почему?

Дуб, рябина, осень, осина. ___________________________________________

7. Объясни словечко:

Разноцветные ______________________________________________________

Листопад __________________________________________________________

Проливной ________________________________________________________

8. Исправь предложения:

На клёне желтеют берёзовые листья.___________________________________

Когда идёт дождь, на улице сухо. _____________________________________

9. Обведи по точкам и раскрась  капельку дождя и листик. С какого дерева слетел этот лист?

                             

10. Нарисуй три листочка так, чтобы красный был между жёлтым и зелёным.

        Тема: «Грибы и ягоды»

        

1. Назови 3-5 съедобных и 1-2 несъедобных гриба.  ______________________

___________________________________________________________________

Назови 3-5 названий ягод садовых и 3-5 – лесных. _______________________

___________________________________________________________________

2. Д/и «Назови ласково»:

Боровик -  __________        клубника -    __________

Груздь -     __________        малина -       __________

Моховик - __________        черника -      __________

Корзина -  __________        смородина - __________

Поляна -    __________        клюква -        __________

3. Что лишнее и почему?

Малина, клубника, ананас, черника. ___________________________________

Подосиновик, маслёнок, мухомор, груздь. ______________________________

Солить, варить, подметать, мариновать. ________________________________

4. Скажи по образцу:

          Компот          Варенье

Из малины -                   малиновый             малиновое

Из черники -         __________________________________

Из клубники -         __________________________________

Из брусники -         __________________________________

Из смородины -         __________________________________

Из вишни -         __________________________________

5. Объясни словечко:

Подосиновик _______________________________________________________

Подберёзовик ______________________________________________________

Черноплодная (рябина) ______________________________________________

Сыроежка _________________________________________________________

6. Про какую ягоду загадка? Раскрась её. Какие ещё ягоды ты видишь?

Про какой гриб загадка? Раскрась его. А как называется другой гриб?

                                                                                                                                                                                           На полянке у дорожки                                                     А вот кто-то важный        

Красные горошки.                                                             На беленькой ножке.                            

Кто мимо пройдёт -                                                       Он в шапочке красной,

В рот себе их кладёт.        На шапке – горошки.

                         

Тема: «Игрушки»

                                                                   

1. Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек, определить материал, из которого каждая из них сделана, отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет, качество).

2. Д/и «Назови ласково»:

Кукла -          __________

Мяч -             __________

Мишка -       __________

Матрёшка - __________

3.Д/и «Скажи наоборот»:

Мишка мягкий, а кубик -      __________

Грузовик тяжёлый, а мяч -   __________

Кукла новая, а пирамидка - __________

4. Д/и «Из чего – какой?»:

Автобус из металла (какой?) – металлический

Мишка из плюша -         ____________________

Дом из пластмассы -     ____________________

Ослик из резины -          ____________________

Пирамидка из дерева - ____________________

Ведро из железа -           ____________________

5. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

  1. Что это?
  2. Каков её внешний вид (величина, цвет, форма)?
  3. Из какого материала сделана?
  4. Как с ней можно играть?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отгадай загадки:

Глаза голубые, румяные щёчки.                   В небо взлетает со скоростью света.

Я с нею играю в маму и дочку.                      Эта игрушка, конечно, ……………

Его бьют, а он не плачет,

Упадёт – поскачет.

                                 

Обведи и раскрась игрушку, которая тебе больше нравится.

            Тема: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

                                   

1. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

2. Рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, рукава…).

3. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

Моя – шапка,_______________________________________________________

Мои - _____________________________________________________________

Мой -  _____________________________________________________________

Моё - _____________________________________________________________

4. Д/и «Подбери признак»:

Куртка (какая?) – красная, тёплая,…

Сапоги (какие?) - ____________________

Шарф (какой?) -   ____________________

Пальто (какое?) - ____________________

5. Д/и «Четвёртый лишний»:

Куртка, сапоги, панамка, перчатки.

6. Д/и «Назови, какие»:

Сапоги из резины - _______________________

Шапка из шерсти - _______________________

Перчатки из кожи - _______________________

7. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Закончи узор на свитере и раскрась его. Обведи шарфик, придумай узор для него.

             

                     

        

     

Тема: «Как лес к зиме готовится»

                                                 

1. Д/и «Чей дом?»:                                 2. Д/и «Кому что дать?»:

Берлога - дом медведя.        Орехи - __________

Логово -  __________        Мёд -     __________

Нора -     __________        Грибы - __________

Дупло -   __________        Кору -    __________

3. Д/и «Назови ласково»:

Белка - __________                                                     Хвост - __________

Лиса - __________        Нос -   __________

Заяц - __________        Лапа - __________

4. Пересказать текст:

Заяц

      У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живёт в лесу в норе.

5. Вопросы на засыпку:

  1. Кто больше – лиса или заяц? А у кого лап больше?
  2. Нора справа от дерева. Что слева?

6. Д/и «Четвёртый лишний»:

Нора, аквариум, логово, берлога.

7. Развитие звукового анализа и синтеза:

  1. Хлопни, когда услышишь слово со звуком «м»: мак, бак, мама, баба, майка, зайка.
  2. Назови 1-ый звук в слове МУКА.
  3. Придумай ещё слова на этот звук. ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

8. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Каких ещё животных ты здесь увидел?

Кто, забыв свои тревоги,

До весны храпит в берлоге?

        

                                  Тема: «Перелётные птицы»

                                       

1. Вспомнить вместе с ребёнком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе. Назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелётными. Рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц.

2. Д/и «Улетает – не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, перелётная она или зимующая.)

3. Д/и «Скажи наоборот»:

Аист большой, а соловей __________

У аиста длинная шея, а у кукушки __________

Аист белый, а грач __________

4. Д/и «Скажи одним словом»:

У аиста ноги длинные, поэтому его называют     __________

У соловья звонкий голос, поэтому его называют __________

У ласточки хвост длинный, поэтому её называют __________

5. Д/и «Чьи крылья?»:

У журавля – журавлиные.

У гуся -  __________

У утки -  __________

У грача - __________

6. Объясни словечко:

Водоплавающие - ___________________________________________________

Насекомоядные - ___________________________________________________

7. Какое слово не подходит?

Утка, утиный, уточка, минутка, утёнок.

Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.

Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.

8. Вопросы на засыпку!

Чего больше – крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или ног у птицы?

9. Обведи скворечник и скворца. Раскрась рисунок.

           

Тема: «Зимующие птицы»

1.  Вспомни 5-7 названий зимующих птиц. ______________________________

___________________________________________________________________

2. Исправь ошибки:

Чёрный ворона - __________

Белый сова -        __________

Серое голубь -    __________

Снегирь клевала хлеб. -    _________________________

Сорока сидел на заборе. -   ________________________

Ворона чирикала на солнышке. - ___________________

3. Д/и «Назови одним словом»:

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют __________.

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют __________.

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют _________.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют  __________.

4. Д/и «Сравни птичек»:

У совы – голова, а у воробья – головка.

У совы – тело, а у воробья -      __________.

У совы – лапы, а у воробья -     __________.

У совы – крылья, а у воробья - __________.

У совы – глаза, а у воробья -     __________.

У совы –клюв, а у воробья -      __________.

5. Д/и «Скажи наоборот»:

Воробей маленький, а ворона -             __________.

У синицы хвост короткий, а у сороки - __________.

Голубь тяжёлый, а воробей -                  __________.

У синицы клюв тонкий, а у вороны -     __________.

6. Сравни птиц с людьми и животными:

У человека – дети, а у птицы - __________.

У человека – нос, а у птицы -      __________.

У животных – шерсть, а у птиц - __________.

У кошки – лапы, а у птицы -       ___________.

7.  Отгадай загадку. Раскрась птичку.        

             

Тема: «Домашние животные»

     

1. Назвать  домашних животных, обсудить внешние признаки каждого.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки, выучи любую:

  1. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком. __________
  2. Спереди – пятачок, сзади – крючок, посреди – спинка, а на ней – щетинка. __________
  3. По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. __________
  4. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Всё время умывается, а с водой не знается. __________
  5. Я большой и я красивый, я бегу – и вьётся грива, длинный шёлковый хвосток и копытами – цок, цок. __________

3. Назови детёнышей животных:

У кошки –             котёнок                                               котята

У собаки -            __________                                            __________

У свиньи -            __________                                    __________

У лошади -           __________                                   __________

У козы -                __________                                    __________

У коровы -           __________                                    __________

У овцы -               __________                                     __________

У осла -                __________                                     __________

4. Д/и «Подскажи словечко»:

Табун – много лошадей

Стадо – много __________

Отара – много __________

Свора – много __________

5. Кто как голос подаёт?

Корова мычит.                                                                           Овца __________.

Лошадь __________.        Собака ________.

Кошка __________.

Свинья _________.

6. Опиши своё любимое домашнее животное по плану:

  1. Как называется «мама» и «папа» твоего любимого домашнего животного?
  2. Как выглядит твоё любимое домашнее животное?
  3. Чем оно питается?
  4. Какую пользу оно приносит человеку?

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку.

         

       



Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние птицы»

1. Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей. Уточнить какую пользу приносят.

2. Отгадать загадки:

  1. Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. __________

  1. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Всех бужу, хоть часов не завожу. __________

  1. Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки. __________
  2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. __________

3. Д/и «Исправь ошибку»:

У утки – гусята __________

У индюшки – цыплята __________

У курицы – утята __________

У гусыни – индюшата __________

4. Назови всю семью:

Гусь – гусыня – гусята

Петух - __________ - __________

Селезень - _________ - __________

Индюк - __________ - __________

5. Д/и «Скажи наоборот»:

Утка большая, а утёнок - __________

Цыплёнок молодой, а петух - __________

У гуся шея длинная, а у курицы - __________

У курицы лапы без перепонок, а у утки - __________

6. Что лишнее и почему?

Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок.

Перо, крыло, клюв, утка.

7. Раскрась петушка:          

                     

                                          Тема: «Зима. Зимняя одежда»

1. Вспомни и перечисли названия времён года. Назови зимние месяцы.

2. Каким может быть:

Снег - _____________________________________________________________

Зима - _____________________________________________________________

Мороз - ___________________________________________________________

3. Собери предложения:

Позёмка, улица, метёт, по. ___________________________________________

Окно, мороз, узор, на, нарисовал. _____________________________________

4. Отгадай загадки:

  1. Сижу верхом,

Не знаю на ком. __________

  1. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. __________

  1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днём – домой. __________

5. Д/и «Из чего – какой?»:

Свитер из шерсти (какой?) - __________

Платок из шерсти (какой?) - __________

Шапка из меха (какая?) -      __________

Сапоги из кожи (какие?) -     __________

6. Что лишнее и почему?

Август, декабрь, январь. _____________________________________________

7. Д/и «Узнай по описанию»:

Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребёнок называет, что это и кому принадлежит.

8. Отгадай загадку, раскрась отгадку:

                           

Тема: «Зимние забавы. Новый год»

1. Какие зимние игры и забавы ты знаешь? Назови зимние праздники.____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки, выучи любую:

  1. Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. __________

  1. Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? __________

  1. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы.   __________

  1. По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду. __________

  1. Меня не растили –

Из снега слепили

И вставили ловко

Мне в носик морковку. __________

3. Подбери по 3 признака к каждому слову:

Лыжи (какие?) - _____________________________________________________

Коньки (какие?) - ___________________________________________________

Санки (какие?) - ____________________________________________________

4. Д/и «Исправь ошибку»:

Лыжнику нужны санки. ______________________________________________

Конькобежцу нужны лыжи. __________________________________________

Саночнику нужны коньки. ____________________________________________

Хоккеисту нужны санки. _____________________________________________

5. Что лишнее и почему?

Лыжи, зима, санки, коньки. ___________________________________________

6. Обведи снежную бабу, дорисуй ей нос (морковку), глаза (угольки), рот, шляпу (ведро), метлу, пуговицы.

                 

                           

       

Тема: «Человек. Части тела»

1. Назови и покажи части тела:

Ступня, колено, бедро, голень, пятка, локоть, кисть, бровь, лоб, висок, скула, затылок.

2. Отгадай загадки:

  1. Живёт мой братец за горой –

Не может встретиться со мной. __________

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. __________
  2. Пять братьев годами равные, а ростом разные. __________
  3. Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. _______

3. Д/и «Один – много»:

Глаз - __________                                                      Палец - __________

Ухо -  __________        Рот -     __________

Нос -  __________        Лоб -    __________

4. Объясни словечко:

Пятипалый -         __________        Сероглазый - ______________

Двуногий -            __________        Кареглазый - ______________

Одноногий -         __________        Длинноволосый - __________

Широкоплечий - __________        Безрукий -  _______________

5. Что лишнее и почему?

Рога, копыта, пятки, хвосты.___________________________________________

Нога, колено, тапка, пятка.____________________________________________

6. Что можно делать:

Глазами – глядеть, рассматривать, читать, смотреть телевизор;

Руками - ___________________________________________________________

Ногами - ___________________________________________________________

Зубами - ___________________________________________________________

Ушами - ___________________________________________________________

Носом - ___________________________________________________________

7. Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.

Тема: «Транспорт»

1. Назови 3-4 вида транспорта – наземного, водного, воздушного.__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко - __________

Мешает бетон - __________

Возит воду - _____________

Дробит камни - __________

Возит  бензин - __________

Убирает снег - ___________

3. Как назвать остановку:

Трамвая - ______________

Автобуса - _____________

Троллейбуса - __________

4. Д/и «Кто чем управляет?»:

Самолётом – управляет лётчик;

Машиной - ________________

Поездом - _________________

Кораблём - ________________

5. Д/и «Четвёртый лишний»:

Пароход, лодка, самолёт, парусник.

Самолёт, вертолёт, мотоцикл, воздушный шар.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

6. Исправь предложения:

Дом подъехал к машине._____________________________________________

Бензин кончился потому, что машина остановилась. _____________________

___________________________________________________________________

7. Дорисуй недостающие детали. Раскрась рисунки.

               

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»

1. Расскажи, как следует правильно переходить улицу.

2. Объясни, для чего нужны:

Фары _____________________________________________________________

Тормоза___________________________________________________________

Багажник __________________________________________________________

Ветровое стекло ____________________________________________________

Правила дорожного движения ________________________________________

3. Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?

Снегоуборочная и «скорая помощь».

Пожарная, бетономешалка и  бензовоз.

Грузовик, аварийная и молоковоз.

4. Закончи предложения:

Машинист – это тот, кто…_____________________________________________

Регулировщик – это…________________________________________________

Шофёр – это…______________________________________________________

Лётчик – это…_______________________________________________________

Пешеход – это…_____________________________________________________

Пассажир – это…____________________________________________________

Кондуктор – это…___________________________________________________

5. Д/и «Из чего – какой?»:

Дверца из металла (какая?) - ____________________

Руль из пластмассы (какой?) - ___________________

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ______________

Колесо из резины (какое?) - _____________________

6. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать:

Машина из гаража…                                   Машина до дома…

Машина в ворота…                                            Машина от дома…

Машина к дому…                                           Машина с моста…

7. Обведи и правильно раскрась светофор:

     

Обведи и раскрась жезл, который помогает милиционеру регулировать уличное движение. Раскрась фуражку регулировщика:                                  

         

Тема: «Посуда. Продукты питания»

1. Назови посуду:

Чайную - _________________________________________________________

Столовую - _______________________________________________________

Кухонную - _______________________________________________________

2. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании:

В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селёдку, масло)? ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку, маслёнку, сухарницу)?

___________________________________________________________________

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

___________________________________________________________________

3. Д/и «Какое это блюдо?»:

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)?

___________________________________________________________________

Какое варенье из …(яблок, сливы, абрикоса, малины, смородины)?

___________________________________________________________________

4. Назови части посуды:

Чайник – носик, крышка, стенки, донышко.

Кружка - _____________________________

Кастрюля - ___________________________

Стакан - _____________________________

5. Объясни словечко:

Овощерезка - ______________________________________________________

Картофелечистка - __________________________________________________

Кофеварка - ________________________________________________________

Мясорубка - _______________________________________________________

Кофемолка - _______________________________________________________

Соковыжималка - ___________________________________________________

6. Обведи посуду, придумай и нарисуй на ней узор:

                   

Тема: «Материалы и инструменты»

1.  Вспомни 5-7 названий инструментов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отгадай загадки, выучи любую:

  1. Зубы есть, а хлеба не ест. __________
  2. Без головы, а в шляпе

Одна нога, да и та без сапога. __________

  1. Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает,

А сама нагишом. __________

3. Что делают:

Топором - ___________        Граблями - ____________

Молотком - __________        Ножницами - __________

Лопатой - ____________

4. Из чего – какой?

Из чугуна – чугунный;        из серебра - ___________

Из металла - __________        из пластика - __________

Из бумаги - ___________        из золота - ____________

Из стали - ____________        из дуба - ______________

Из резины - __________        из глины - _____________

Из камня - ____________        из пластмассы - ________

5. Что лишнее и почему?

Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.

Топор, дрова, пила, рубанок.

6. Придумай предложения с парами слов:

Гвоздь – молоток ___________________________________________________

Лопата – яма _______________________________________________________

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку:

           



Предварительный просмотр:

Тема: «Защитники Отечества»

1. Рассказать ребёнку о празднике , кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день.

2. Отгадай загадки:

  1. Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. ____________

  1. Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом. ___________

3. Как называется человек, который:

Летает на вертолёте – ______________________________________________

Ездит на танке - ____________________________________________________

Служит в пехоте - ___________________________________________________

Прыгает с парашютом - _____________________________________________

Служит на подводной лодке – ________________________________________

4. Какое слово не подходит?

Воин, воинский, воет, воевать, война.

Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.

5. Что общего и чем отличаются?

Танк и трактор

Футболка и тельняшка

6. Составить предложения с парами слов:

Пограничник – собака _______________________________________________

Солдат – автомат ___________________________________________________

7. Раскрась по желанию танк или корабль:

                 

Тема: «Комнатные растения»

        

1. Познакомить ребёнка с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид. Объяснить, как нужно ухаживать за растениями, выучить некоторые названия комнатных растений.

2. Вспомни, как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения:

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________

Когда земля уплотняется, её надо ____________

Пыльные листья надо _______________________

3. Д/и «Назови ласково»:

Цветок - __________

Лист - ____________

Стебель - _________

Корень - __________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

Листья (какие?)  узкие - __________       Стебель (какой?) толстый - __________

Большие - _____________________        Длинный - _______________________

Гладкие - ______________________        Вьющийся - ______________________

Мелкие - ______________________

5. С помощью взрослого сравнить кактус и алоэ, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отгадай загадки:

  1. Есть зелёные уроды

Из колючей злой породы. __________

  1. Раным-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя … __________

7.  Раскрась фиалку, запомни как она выглядит:

     

               

Тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы»

1. Отгадай загадки:

  1. Первый вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. _______________

  1. Лежит полгода покрывало,

А весной его – как не бывало._______________

2. Объясни словечко:

Подснежник - ______________________________________________________

Проталина - ________________________________________________________

Оттепель - _________________________________________________________

Капель - ___________________________________________________________

Сосулька - _________________________________________________________

Первоцвет - ________________________________________________________

Ледоход - __________________________________________________________

3. Найди общее слово:

Льётся, журчит - __________

Дует, шумит - ____________

Пригревает, ослепляет - __________

Голубое, высокое, чистое - ___________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

Зимой снег чистый, а весной - __________

Зимой дни холодные, а весной - _________

Зимой солнце тусклое, а весной - __________

Зимой погода часто пасмурная, а зимой - _________

5. Д/и «Подбери признаки»:

Весна (какая?) - _____________________________________________________

Солнце (какое?) - ___________________________________________________

Небо (какое?) - ____________________________________________________

6.Раскрась зелёным карандашом веточку и листики мимозы, а жёлтым – цветки. Дорисуй листочки.

Тема: «Весна в природе»

1. Закончи предложение:

Зимой в лесу появляется много зайчат, бельчат,_________________________.

2. Отгадай загадки:

  1. Кто пчелиный любит мёд,

Лапу кто зимой сосёт? __________

  1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. ___________

  1. Чей тоскливый вой

Слушал лес зимой? _____________

3. Назови деток:

У зайцев - __________        У белок - __________

У волков - __________        У ежей - ___________

У медведей - ________        У лосей - __________

У лис - ______________        У бобров - _________

4. Что лишнее и почему?

Медвежий, лисий, заячий, холодный.

Лисёнок, бельчонок, утёнок, рысёнок.

5. Скажи наоборот:

Холод - ______________

Солнечный - __________

Ветреный - ___________

Радостный - __________

Глубокий - ___________

Быстрый - ____________

6. Исправь предложения:

Волчица учила зайчат охотиться. ______________________________________

Волчица привела волчат в тёплое дупло. _______________________________

7. Весной у диких животных появляются детёныши. Правильно назови мам и их детёнышей, раскрась их. Проведи дорожку от мамы к её детёнышу.

   

       

Тема: «Труд людей весной»

1. Объясни пословицы:

  1. Весной не поработаешь – зимой не поешь.
  2. Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.

2. Д/и «Назови ласково»:

Сад -        __________

Огород - __________

Грядка - ___________

Парник - __________

Яблоня - __________

3. Составь предложения с парами слов:

Копать – грядка

___________________________________________________________________

Поливать – теплица

___________________________________________________________________

4. Назови и объясни 4-е слово:

День - ночь, лето - зима;

Птица - яйцо, растение -  __________;

Яблоня – сад, луковица - __________;

Клумба – цветы, грядка - __________;

Лопата – копать, лейка - ___________.

5. Что лишнее и почему?

Копать, сажать, мариновать __________________________________________

Поливать, удобрять, играть ___________________________________________

Сад, огород, грабли _________________________________________________

6. Какое слово не подходит?

Семя, семечко, Семён, семена.

Сад, ссадина, садик, садовый, садовод.

7. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Назови инструменты.

                     

Тема: «Космос»

1. Рассказать ребёнку о празднике День космонавтики, объяснить, что это за праздник. Рассказать о первом космонавте – Ю.Гагарине.

2. Отгадай загадки:

  1. Светит, сверкает, всех согревает. __________
  2. Рассыпался горох на тысячи дорог._________
  3. Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. ____________________________

3. Д/и «Скажи наоборот»:

Далеко - _________        Темно - _________

Высоко - _________        Ярко - __________

Улететь - _________        Тесно - _________

Взлетать - _________

4. Объяснить ребёнку значение слов:

Созвездие, луноход, спутник, космонавт, невесомость, скафандр.

5. Что лишнее и почему?

Приземлиться, припоздниться, прилуниться.

Солнце, Луна, ракета.

6. Д/и «Где какой?»:

На Земле – земной;

На Луне - ____________

На Солнце – __________

7. Какое слово не подходит?

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

8. О какой «птице» загадка? Раскрась её. Что ещё ты видишь на картинке?

                 

Тема: «Возвращение птиц. Насекомые»

        1. Назови птиц, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Д/и «Назови ласково»:

Комар - __________                                                Гнездо - ____________

Паук - ____________                                               Кукушка - ___________

Гусеница - _________                                             Соловей - ___________

Пчела - ___________                                               Скворец - ___________

Жук - _____________

3. Кто лишний и почему?

Сорока, ворона, ласточка.___________________________________________

Жук, бабочка, птенец._______________________________________________

4. Кого выводят эти птицы?

Журавли – журавлят

Грачи - ___________

Скворцы - _________

Гуси - _____________

Утки - _____________

5. Исправь предложения:

Птица высидела птенцов и отложила яйца. __________________________________________________________________

Червяк склевал скворца._____________________________________________

Песня спела соловья. _______________________________________________

6. Продолжи предложение:

Птицы едят насекомых – жуков, _______________________________________

___________________________________________________________________

7. Каких насекомых ты видишь? Дорисуй и раскрась их.

                 



Предварительный просмотр:

Тема: «Мебель»

1. Рассмотреть домашнюю мебель, назвать её отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца).

2. Отгадай загадки:

  1. В квартире нашей новый дом. Живёт посуда в доме том.

В нём место есть и для конфет, он называется __________.

  1. С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,

Со спинкой, а без головы. __________

  1. По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать, что за штука я? __________

  1. Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. ___________

3. Д/и «Из чего – какой?»:

Ножки табуретки из металла. Они (какие?) __________________.

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?) ______________________.

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?) ________________.

Столешница стола из дерева. Она (какая?) ___________________.

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?) _____________________.

4. Д/и «Скажи одним словом»:

Стол для газет и журналов называется журнальный.

Стол, за которым обедают, называется ________________________________.

Стол, за которым пишут, называется __________________________________.

Стол для компьютера называется _____________________________________.

Полка для книг называется __________________________________________.

Шкаф для одежды называется _______________________________________.

Шкаф для книг называется ___________________________________________.

5. Придумай предложения по опорным словам, включая маленькие слова В, НА, ПОД, НАД:

Полка – диван ____________________________________________________

Торт –стол _________________________________________________________

Платье – шкаф ______________________________________________________

Щенок – кресло ____________________________________________________

6. Закончи стишки, дорисуй то, чего не хватает. А ещё нарисуй на столе вазу, а под стулом мяч.

                 

Тема: «День Победы»

  1. Рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы».

2.  Отгадай загадку:

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. ______________

3. Подобрать родственные слова:

Герой - ____________________________________________________________

Защита - ___________________________________________________________

4. Подобрать синонимы (слова близкие по смыслу) к слову смелый:

___________________________________________________________________

5. Объясни пословицы:

  1. Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
  2. Бой отвагу любит.
  3. Мир строит, а война разрушает.

6 . Д/и «4 лишний»:

Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Пистолет, генерал, винтовка, ружьё.

7. Нарисовать картину на военную тематику.

Тема: «Рыбы»

1. Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением рыб (морских, пресноводных, аквариумных).

2. Отгадай загадки:

  1. Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
  2. У родителей и детей вся одежда из монеток.
  3. Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

3. Покажи части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры).

4. Объяснить ребёнку понятия хищные и мирные рыбы. Рассказать, чем питаются хищные рыбы (мальками рыб, мелкими рыбами, лягушками), мирные рыбы (личинками насекомых, водорослями), аквариумные рыбы (специальным кормом).

5. Д/и «Назови ласково»:

Сельдь - __________                                       Ёрш - __________

Окунь - ___________                                       Сом - __________

Щука - ____________

6. Д/и «Чьи хвосты?»:

Хвост щуки (чей?) - ___________        

Хвост окуня (чей?) - __________

Хвост ерша (чей?) - ___________

Хвост акулы (чей?) - ___________

7. Ответить на вопросы:

  1. Как называется суп из рыбы? (уха)
  2. Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
  3. Кто такие мальки? (детки рыб)
  4. Кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу)

8. Подобрать родственные слова к слову «рыба»:

Рыбка, рыбный, ____________________________________________________

9. Обведи рыбку, раскрась водоросли, камни, не забудь вокруг нарисовать голубым карандашом воду.

Эта рыбка-меченосец,

Длинный острый хвостик носит.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Стенды по развитию лексико - грамматической стороны речи для родителей

Данный материал опубликован с целью оформления уголков логопеда, он будет прекрасным дополнением к домашним заданиям, которые дети вы...

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.

В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы  по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...

Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР....

Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи

Перспективное планирование по развитию лексико-грамматической стороны речи...