МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
методическая разработка

Татьяна Викторовна Клочкова

Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКООУ «Дзержинский санаторный детский дом»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

 Выполнила: учитель-логопед                                        

                                                                             Клочкова ТатьянаВикторовна

Дзержинск

Игровая форма проведения занятий по коррекции и развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР.

Одним из наиболее сложных моментов в современной дошкольной педагогике является изменение роли занятий в образовательном процессе. В соответствии с ФГТ решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.

Логопедическое воздействие располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой: учебной по цели и игровой по характеру осуществления. Именно игровая форма проведения занятия активно используется автором данной статьи для осуществления эффективной логопедической коррекции по устранению ОНР у дошкольников.

Основным содержанием данных занятий являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Они создают для процесса обучения игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».

Использование ИОС на логопедических занятиях позволяет эффективно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи:

- обогащение и активизация словаря;

- формирование грамматического строя языка ребенка;

- развитие связной речи

Наглядно-игровые средства, используемые на занятиях, представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью также создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются  условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, формируется положительное отношение к обучению.Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным.    .

Общая структура занятий соответствует структуре любого коррекционного занятия и состоит из организационной, основной и заключительной части и носит комплексный характер, так как включает в себя содержание разделов по развитию речи, формированию изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности.

Организационная часть призвана организовать детей, сконцентрировать их внимание. Например, занятие по теме «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», может начинаться с того, что учитель-логопед предлагает детям отправиться в удивительное путешествие и сообщает им, что способ передвижения может быть разный:

- это и грузовая машина, которая повезет детей в огород и сад, где ждут герои сказки Д.Родари Чиполино или Вишенка;

- это и веселый паровозик, отправляющийся на лесную полянку, где ребята встречаются с Лесовиком;

- это может быть автобус или лошадка, которая довезет до деревни «Коровкино», где живут домашние животные;

- может быть самолет, который домчит «путешественников» на Север к белому медвежонку;

- а сказочный волшебник Мерлин, «художник самых красочных, невиданных картин» помогает детям оказаться в жарких странах;

- и «волшебное» перышко «полетит» на птичий двор, где обитают герои из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», чтобы познакомить детей с домашними птицами;

- и даже воздушный шарик, в который превратился желтый одуванчик, покажет нам цветочную полянку, где все цветы разговаривают.

Игровую обучающую ситуацию часто создают гости, которые «приходят» к детям. На занятии по патриотической теме «Моя Родина – Россия» появляется мистер Бокли- иностранец, путешествующий по нашей стране.

Дети с гордостью рассказывают этому гостю все, что знают о своем крае и с удовольствием поправляют его смешные аграмматизмы, показывая правильный образец употребления грамматических форм русского языка.

Основная часть занятия состоит из игр и беседы, которые объединены единым сюжетом, например «Посуда».

В ход занятия включаются различные виды игр:

- игры, способствующие развитию речи.

На занятиях по теме «Овощи», «Фрукты» через интересную игру «Угадай, какой овощ (фрукт)» дети выполняют задания на узнавание предметов по карточкам-загадкам. Находят муляжи овощей-фруктов и загадывают загадки сами. Затем  помогают Чиполино «собирать» урожай с грядки, тренируясь в составлении предложений. Помогая Зайчику считать морковки (яблоки), дети учатся согласовывать числительные с существительными. А сказочный персонаж Карлсон, показывая детям банки с вареньем, учит согласовывать прилагательное  с существительным. Игры «Копилка слов», «Таможня» направлены на уточнение и расширение словаря по изучаемым темам, на обобщение и дифференциацию понятий.

- театрализованные игры.

На занятии «Птичий двор» проводятся игры «Птичья семья» ( дети в масках, изображающих домашних птиц, группируются в «семьи» и рассказывают о себе, подбирая соответствующие прилагательные и глаголы); в игре «Цыплячий хор» (на детях надеты шапочки цыплят) ребята воспроизводят различные ритмы, используя звукоподражания, характерные для цыпленка.

«Дирижирует» хором цыплят ребенок в маске курицы.

Для отработки просодических компонентов речи разыгрывается сценка, где Лиса выманивает Петушка из дома. Работа по правильному употреблению предлогов проводится с помощью еще одного театрального персонажа – грозного кота, который хочет украсть птенчика. Чтобы спасти его, ребенок должен правильно повторить предложение, вставив нужный предлог.

- игры, направленные на активизацию познавательных способностей детей.

Например, на занятии по теме «Зимние забавы» детям предлагаются следующие игровые задания: «Подбери снежинке ее половинку», «Угадай по форме сугроба кто, где спрятался», «Определи по следам, кто прошел по снегу». При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно найти признаки сходства и различия объектов, осуществить сравнение их на основе выделенных признаков, делать обобщения, умозаключения.

- игры, направленные на развитие различных психических процессов (внимания, памяти, мышления), которые есть в содержании любого занятия.

Например, игра «Найди каждому дереву свой листочек» направлена на формирование умения узнавать листья по форме, «Помоги маме собрать своих детей» - на развитие слуховой памяти, умения имитировать голоса взрослых животных и их детенышей, «Что изменилось?» - на развитие зрительной памяти и внимания, «Чем похожи и чем отличаются два снеговика?» - на развитие умения сравнивать, анализировать, «На что похожи снежинки?» на  развитие зрительной памяти, мышления, воображения.

В процессе игровых занятий не всегда можно четко определить вид игры, они переплетаются, дополняя друг друга. Например, детям предлагается отправиться на Север, но двигаться необходимо в соответствии с темпом и характером музыки (мелодия песни «Где-то на белом свете»). В данном случае существует элемент музыкальной игры, подвижной, а если добавить речь с движениями, то можно сказать, что эта игра направлена и на развитие выразительности речи.

Кроме игровой деятельности, в содержание занятия включается беседа. Здесь сообщается новая информация, закрепляется уже полученная ранее по предложенной теме. Беседа способствует активизации словарного запаса детей, умению детей передавать свои знания в речевых высказываниях,

задавать вопросы и отвечать на них. В ходе беседы используются ранее заученные детьми загадки, стихи, театрализованные сценки. Это позволяет ребенку почувствовать себя необходимым, значимым, что играет существенную роль в развитии самооценки.

В заключительной части занятия используются сюрпризные моменты.

Например, в ходе занятия «Зимние забавы» дети имитируют лепку снежков и складывают их в «волшебную коробочку». К концу занятия «снежки» успевают превратиться в белоснежный зефир. На занятии по теме «Цветы» бумажные одуванчики превращаются в желтые воздушные шары. В конце занятия «Птичий двор» дети приклеивают натуральные куриные перья по контуру птицы, и получается объемное изображение курицы. Концом занятия «Овощи» является театрализованная сценка из сказки «Репка», а по теме «Насекомые» - сценка из «Мухи-цокотухи». А может быть и так: на занятиях по темам «Фрукты», «Ягоды» нарисованные банки с вареньем превращаются в банки с настоящим вареньем. И все участники – дети, педагоги – вместе пьют чай с вареньем.

К игровым занятиям  тщательно подбирается наглядный и раздаточный материал. Как правило, основная наглядность – это большое панно, соответствующее тематике занятия: для темы «Весна», «Осень» - это весенний или осенний лес, для темы «Овощи» - огород с грядками, «Фрукты» - сад с деревьями, «Домашние птицы» - изображение птичьего двора, «Домашние животные» - панно «Деревня», «Моя Родина –Россия» - нарисованная географическая карта страны.

Игровые занятия проводятся так, что постоянно меняются формы работы, организовывается смена деятельности детей для поддержания активности и заинтересованности, создаются условия для формирования мотива новизны.

Особенностью оборудования данных занятий является то, что помещение, где проводится работа, делится на зоны:

- зона общей релаксации, где проводятся различные релаксационные и двигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, самомассаж;

- тематическая игровая зона, в центре которой располагается наглядное пособие, панно, соответствующее тематике занятия;

- игровая зона «Веселый карандаш», где отрабатываются графомоторные навыки, осуществляется различная продуктивная деятельность в виде лепки, аппликации, работы с природным материалом;

- игровая зона «Мы актеры», где происходит театрализованная деятельность, игры на развитие мимических и пантомимических умений.

Опыт работы в данном направлении показывает, что игровые занятия способствуют развитию и коррекции речи, восприятия, внимания, памяти, моторики, обогащению представлений об окружающем мире, способствуют формированию координации движений, чувства ритма. Занятия влияют и на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, умение подчиняться правилам игры, воспитывается самоконтроль, что способствует развитию волевого компонента готовности к школе. Следовательно, игровые занятия могут активно использоваться в системе дошкольного воспитания и обучения детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Дидактические игры на занятиях информатики как средство повышения качества обучения"

Целью методической разработки является изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения на уроке информатики, систематизирование эффективных методов и приемов использования дида...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...

Методическая разработка на тему "Внеклассные формы работы, как средство развития музыкального образования"

Одной из наиболее актуальных проблем не только педагогики, но и всего общества в целом сегодня является проблема  музыкального образования учащихся. Современное общество как никогда ранее нуждает...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Методическая разработка "Оздоровительная гимнастика как форма самостоятельных занятий физической культурой студентов с ослабленным здоровьем"

В данной методической разработке раскрывается одна из форм самостоятельных занятий студентов – оздоровительная гимнастика. Представлены специальные упражнения при различных заболеваниях, составляющие ...

Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе

Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...