«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».
методическая разработка по истории по теме

Изотова Елена Валентиновна

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко - цивилизационного развития России и мира в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Эвтаназия как социально - этическая проблема современного общества».

Цель проекта - осознать нравственную обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Задачи:

  • Понимать моральные установки и позиции оппонентов
  • Знать основные положения современного законодательства разных стран в отношении к данному явлению
  • Уметь систематизировать информацию в хронологическом порядке работать в команде.

Центральной работой проекта является социологический опрос, проведенный студентами нашего колледжа. Итогом являлся урок-конференция.

Урок-конференция

Тема «Эвтаназия как социально - этическая проблема современного общества».

  • Генезис понятия и феномена «эвтаназия»
  • Отношение религиозных конфессий к проблеме эвтаназии
  • Правовые основы «легкой смерти»
  • Взаимосвязь клятвы Гиппократа и процедуры умерщвления
  • Социологический опрос
  • Моральный выбор

Работая над этим проектом, обучающимся  было необходимо составить вопросы к анкете, провести подсчет и анализ данных, создать диаграммы. Но прежде всего, выработать собственное мнение в отношении феномена «эвтаназия». Это начальный этап в формировании навыков работы с информацией - личностный. Следующий проект является закреплением и продолжением работы, но на уровне – коллективном.



Предварительный просмотр:

Тема проекта:

Эвтаназия как социально-этическая проблема

Типология проекта:

Информационно-исследовательский

Предметные области:

 Обществознание, философия

Образовательные цели:

Способствовать умению анализировать и систематизировать информацию:

  • выяснить генезис понятия и феномена «эвтаназия»;
  • рассмотреть правовой аспект феномена «эвтаназия» в разных странах;
  • узнать отношение религий к эвтаназии;
  • проанализировать данные социологического опроса

Развивающие цели:

способствовать

  • развитию информационной культуры;
  • пониманию   взаимосвязей между жизнеопределяющими поступками и их последствиями
  • формированию мировоззрения

Воспитательные цели:

             способствовать формированию

  • коммуникативной культуры,
  •  воспитанию высоких нравственных качеств личности.

Основополагающий вопрос:

Какова цена выбора между жизнью и смертью?

Частные вопросы

Темы исследований

  1. Что такое эвтаназия?

1.1. Дефиниция термина

1.2. Виды эвтаназии

  1. Как относится закон к эвтаназии в разных странах?
  1. Закон об эвтаназии в России
  2. Право на смерть в Голландии
  3. Американские законы об эвтаназии

3. Как мировые религии воспринимают эвтаназию?

3.1. Дехристианизация современного общества

3.2. Судьба и эвтаназия по буддизму и исламу

4.Что такое хоспис и паллиативное лечение?

История появления хосписов в России и за рубежом

5. Как мы относимся к эвтаназии?

Социологический опрос

Этапы проекта:

Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.  Работа с интернет ресурсами

Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Заключительный

Представление (презентация) проекта.



Предварительный просмотр:

Тема «Мы помним»

Цель проекта - Нравственно - патриотическая ориентация мировоззрения и формирование гражданской позиции будущих специалистов

Задачи:

  • Знать логику исторического события
  • Понимать причинно-следственную связь социально-политических событий в начале ХХ века
  • Уметь сопоставить различные версии и оценки исторических событий и личностей, определить собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности нашего Отечества
  • Уметь систематизировать и комплексно анализировать историческую информацию
  • Уметь аргументировано излагать свою позицию и работать в команде.

Урок-семинар

Тема «Мы помним»

  • Причины и повод военных действий в начале ХХ века
  • Коллективная работа над презентацией  «Оружие и техническое оснащение армий Антанты и тройственного союза»
  • Воспоминания русских полководцев – участников военных действий
  • Революция 1917 года как следствие участия Российской Империи в войне

Центральная работа проекта - коллективная презентация «Оружие и техническое оснащение армий стран-участниц первой мировой войны». Она является продолжением выработки навыков логического мышления и изложения собственного аргументированного мнения, а также аналитической работы с историческими фактами.



Предварительный просмотр:

Тема проекта:

Первая мировая война

Типология проекта:

Информационно-исследовательский

Предметные области:

 История

Образовательные цели:

Способствовать умению анализировать и систематизировать информацию:

  • выяснить причины и повод начала войны;
  • рассмотреть социальные и экономические последствия войны в европейских государствах;
  • узнать основные даты военных действий;

Развивающие цели:

способствовать

  • развитию информационной культуры;
  • пониманию  взаимосвязей между политическими действиями  и социальными конфликтами
  • формированию мировоззрения

Воспитательные цели:

             способствовать формированию

  • коммуникативной культуры,
  •  воспитанию патриотических качеств личности.

Основополагающий вопрос:

Какова связь между внешней политикой государства и гражданской войной?

Частные вопросы

Темы исследований

  1. Каковы причины участи России в первой мировой войне?

1.1.Революция 1905 года и начало военных действий

1.2. Убийство в Сараево

  1. Как повлияла первая мировая война на гражданское общество?
  1. Воспоминания императора Николая II о начале войны
  2. Тема войны в произведениях художественной литературы

3. Основные события на фронте?

3.1. Ход войны в 1914году

3.2. Военные действия  1915-1916 годы

3.3. Выход России из войны

4.Разновидности вооружения и техники ?

Коллективная работа над презентацией  «Оружие и техническое оснащение армий Антанты и тройственного союза»

Этапы проекта:

Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.  Работа с интернет ресурсами

Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Заключительный

Представление (презентация) проекта.



Предварительный просмотр:

Тема «Цена победы»

Цель проекта - Изучение проявления толерантности и экстремизма в истории и в современном мире. Формирование базовых позиций гражданского патриотического сознания.

Задачи:

  • Знать основные исторические вехи формирования суверенного Российского государства
  • Знать основные теории и дефиниции политических идеологий современности
  • Уметь формулировать собственное мнение по отношению к международным историко-политическим процессам изучаемого периода

Тема проекта – это посвящение 100летию начала Первой Мировой войны

Лейтмотив проекта - суверенитет нашего Отечества, подробное исследование расположения фронтов и роли патриотического подъема русского народа  в борьбе за национальную независимость. Проект является продолжением обретения навыков гражданского самоопределения и идентификации себя как достойного наследника великой славы русского народа.

Итогом является занятие:

Круглый стол

Тема «Цена победы»

  • Международная обстановка накануне второй мировой войны
  • Причины начала Великой Отечественной войны
  • Основные битвы, проходившие на территории нашей Родины
  • Вторая мировая война как идеологическое противостояние
  • Презентация «Великая Отечественная война в плакатном искусстве»
  • Цена победы над фашизмом

Особенным звеном в этом проекте является коллективная работа над презентацией «Великая Отечественная война в плакатном искусстве». Именно эта работа влияет на патриотические чувства, плакаты тех жестоких лет не оставляют равнодушными даже самые черствые сердца. Таким образом, проект №3 можно смело считать путеводным в поиске идеалов жизни общества. Он являет собой наглядную демонстрацию борьбы идеологий; судеб людей – невольных заложников исторических событий. Выводы, к которыми приходит каждый – едины в целом для группы.



Предварительный просмотр:

Тема проекта:

Цена победы (Великая Отечественная война)

Типология проекта:

Информационно-исследовательский

Предметные области:

 История

Образовательные цели:

Способствовать умению анализировать и систематизировать информацию:

  • выяснить международную обстановку накануне войны;
  • узнать основные даты военных действий на территории СССР;
  • рассмотреть социальные и экономические последствия войны;

Развивающие цели:

способствовать

  • развитию информационной культуры;
  • пониманию  взаимосвязей между политическими действиями  и социальными конфликтами
  • формированию мировоззрения

Воспитательные цели:

             способствовать формированию

  • коммуникативной культуры,
  •  воспитанию патриотических качеств личности.

Основополагающий вопрос:

Какова роль коммунистической идеологии в становлении суверенитета России?

Частные вопросы

Темы исследований

  1. Каковы причины второй мировой войны?

1.1.Формирование фашистской идеологии в европейских государствах

1.2. Железный пакт о ненападении

  1. Как повлияла вторая мировая война на советское общество?
  1. Патриотический подъем советского народа
  2. Тема войны в произведениях художественной литературы

3. Основные события на фронте?

3.1. Ход войны в 1941 – 1942 годы

3.2. Военные действия  1942-1943 годы

3.3. Коренной перелом в Великой Отечественной войне

3.4. Снятие блокады Ленинграда

3.5 Освободительные операции на Украине и Белоруссии

4.Агитационные средства ВОВ

Коллективная работа над презентацией  «Великая Отечественная война в плакатном искусстве»

Этапы проекта:

Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.  Работа с интернет ресурсами

Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Заключительный

Представление (презентация) проекта.



Предварительный просмотр:

Тема «От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое»

Цель проекта - Исследование природы демократии современного общества, особенности ее формирования на постсоветском пространстве. Выяснение основ гражданского общества в современной России

Задачи:

  • Знать основные дефиниции политических режимов и их признаки
  • Уметь анализировать причинно-следственную связь экономических и политических событий
  • Уметь ориентироваться в современных внутриполитических процессах нашего государства
  • Уметь последовательно и лаконично излагать свои мысли перед аудиторией.

Завершающий этап проекта:

Деловая игра

Тема «Хочу стать президентом»

Цель игры - познакомить участников с элементами макроэкономики  и ограничительными условиями в принятии экономических решений на президентском уровне

Общие положения игры

  1. Обеспечить сокращение дефицита государственного бюджета на 50 трлн. рублей.

а) ввести новые налоги или повысить существующие

б) снизить расходы бюджета

  1. Получить поддержку большинства из 100млн. избирателей страны, набрать большее число голосов, чем другие претенденты (участники игры)

Главным элементом проекта является выступление перед аудиторией со своей предвыборной речью. Четко сформулированные обещания, лаконичность и толерантное отношение к оппоненту и интересам «электората». Является продолжением работы над навыками самоорганизации и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Использование активных форм проведения занятий

Краткое описание:1. Формы проведения занятий2. Уроки мыслительной деятельности студентов3. Признаки методов активного обучения4. Формы работы, повышающие уровень активности обучения...

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».

Аннотация к статье «Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон». В  статье  представ...

Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...