Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.
статья на тему

Михайлова Роза Сулухановна

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:

·         Формирование экономических понятий на уроках математики

·         Развитие понятийного аппарата

·         Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений

·         Овладение элементарными экономическими понятиями

·         Успешная адаптация в быту

·         Включение в производственную деятельность

Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.

Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении  в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_matematiki_s_elementami.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов экономики на уроках математики,  как средство развития жизненных компетенций обучающихся  по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Автор: Михайлова Р.С. – учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск «Школа-интернат №8». E – mail – school _8_031 @ mail. ru

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:

  • Формирование экономических понятий на уроках математики
  • Развитие понятийного аппарата
  • Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
  • Овладение элементарными экономическими понятиями
  • Успешная адаптация в быту
  • Включение в производственную деятельность

Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.

Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении  в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях

Понятия,  которые необходимо объяснить детям при решении задач на нахождение «Семейного бюджета».

Бюджет – в переводе с английского «денежная сумка».

Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.

Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.

Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение   и потребление чего-либо,  оплаты услуг.

Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.

Налог-государственный сбор с населения и предприятия

Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.

Льгота-уменьшение оплаты.

Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.

Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.

Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.

Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.

 

Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты.

Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.

Рассортируйте записи в два столбика «доход» - «расход» и подсчитайте, какой результат ожидает семью.

Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если

Папа получает зарплату-

Мама получает зарплату

Бабушка получает пенсию-

Задача№3

Зарплата папы и мамы-

Истратили на продукты-

Заплатили за квартиру, свет, телефон-

Пенсия бабушки-

Заплатили за ремонт холодильника-

 Оплатили покупки в магазине-

Купили подарок сыну-

Вывод.

Что означает термин «экономить»

Чем отличается качество «экономный» от качества «жадный».

Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Задача№4

Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?

Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?

(количество продукции; стаж работы, опыт).

Задача№5

За один день токарь зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?

Задача№6

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег  она сэкономит?

 Задача№7

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.

Задача №8

Средняя зарплата работника предприятия составляет 15000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?

Задача№9

Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья  за коммунальные услуги.

Виды услуг

ГВС

Отопление

Водоотведение

Электрическая энергия

Итого к оплате

 Задача №10

Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона  , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)?

Задача № 8

Молодая семья откладывает каждый месяц по 3500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?

Задача №8

Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать   для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены. У него с собой было 150 рублей. Что можно купить из этого перечня.

Меню

Первые блюда

                                      Цена

1. Борщ        

55 р

2. Куриный суп                                  

67 р.

3. Уха                                                    

35 р.

Вторые блюда

Котлета с картофельным пюре  

70 р.

Сосиски с жареным картофелем    

60 р

Рыба с тушёными овощами            

85 р.

Напитки

Чай сладкий                                  

15 р

Компот

35 р.

Кисель                                                      

20 р.

Задача №11

Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.

Задача №12

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?

Чему равен один квартал?

Абонентская плата  за наличие телефона, за  междугородние разговоры.

Задача №13

Минута разговора Саяногорск - Москва стоит … руб.

Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.

Знания, которые получают обучающиеся в   школе, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний     является для них жизненно важным.

«Наиболее общее понимание экономики-способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика- «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи»

(Дудников В.В. и другие. Экономическая культура. Самара: Самарский ИПКРО, 1994.)

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Литература:

  1. Блажнокова И.И. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью.  Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
  2. Коррекционная педагогика.-3(15),2006.
  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
  4. Перова М.Н. Математика 9кл.  М.:Просвещение,2001.
  5. Рабочая тетрадь по математике 8, 9 классы
  6. Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью «Математика-8класс» 2014 - 2015 уч. г.;

Ø  Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007г. № 313-ФЗØ  ФБУП МО РФ приказ № 29/2065-П от 10.04.2002г.Ø  Типовое положение о специальном (коррекционно...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) - это общеобразовательная программа, а...

Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированные основные общеобразовательные программы  образования (биология, география, информатика и КТ, история, литература, математика, ОСЖ, профильный труд, русский язык, физическая культура...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)...