РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) по предмету «Этика» 8,10,11 классы
рабочая программа по обществознанию (8, 10, 11 класс) на тему

Соболева Наталья Владимировна

Рабочая программа по ЭТИКЕ для 8,10,11 классов для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054

Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94

E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru

ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

по предмету «Этика»

8,10,11 классы

на 2015-2016 учебный год

УТВЕРЖДЕНО

        Педагогическим советом СП школа

Протокол № ____ от ______________ 2015г.

РАССМОТРЕНО

школьным

межпредметным методическим объединением

 учителей предметников

протокол № ____ от                                  2015 г.

Председатель школьного

межпредметного МО учителей предметников

                         И. А. Терехова  

Составлена учителем

Н.В. Соболевой

Москва 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Общая характеристика учебного предмета
  4. Описание учебного предмета в учебном плане
  5. Задачи освоения учебного предмета
  6. Содержание учебного предмета
  7. Тематическое планирование
  8. Литература и материально-технические средства обучения
  9. Планируемые результаты изучения учебного курса
  10. Показатели оценки работ учащихся
  11. Используемая литература

  1. Введение

Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа

(АООП) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

        АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.

       АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АООП обучающихся с умствен-

ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013

N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

         Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

Примерная  адаптированная  основная  общеобразовательная  программа

(ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

Устав общеобразовательной организации.


  1. Пояснительная записка

         Рабочая программа по учебному предмету «Этика» для 8,10,11 классов разработана в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускника с интеллектуальными отклонениями, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (издательство Просвещение, 5-9 классы, 2010 год) под редакцией И.М.Бгажноковой. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по этике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, учебно - тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся по. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

        Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач учебного предмета «Этика». Обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями  элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.

         Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.

          Изучение данного предмета в школе направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.

        Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.

       Главное в работе учителя по данной программе — четыре основных содержательных направления:

  • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я» на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения;
  • научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
  • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях;
  • познакомить обучающихся с основами деловой этики для лучшей социализации в жизни.

        Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

       Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно — не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь — ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой — предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

       Цели данного учебного предмета

  • достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся;
  • формирование знаний в области этики деловых отношений, овладение ими системой универсальных и специфических знаний, требований и норм поведения реализуемых в процессе общественной жизни (10,11 класы).

 Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.

       Задачами предмета «Этика» являются:

  • обобщение знаний, полученных в ходе бесед и практических занятий по направлениям воспитательной работы в плане этического и нравственного воспитания;  
  • привитие выпускнику чувства полноправного гражданина общества, имеющего право на выбор профессии, умение построить свою собственную систему деловых и партнёрских отношений, желание стать коммуникабельными с окружающими, успешно адаптироваться в социуме.

Данная программа имеет хорошие коррекционные возможности:

  • в развитии мышления на основе установления причинно-следственных связей;
  • в формировании планирующей, развивающей и фиксирующей функций речи.

        По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.

       Как было указано, специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».

        В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя — максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.

         Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.

         Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.

        Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, просмотра кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

3. Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность данной образовательной программы определяется сложившийся в стране ситуацией, необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как основной государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, так как социально-экономическое, идеологическое развитие общества, формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на устойчивости, прочности семейнобрачных отношений. Особенно это касается представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении к вопросу создания семьи и заключения брака.

Дети не видят или недостаточно информированы в вопросе образца отношений в семье между родителями и поэтому им необходим курс этики для становления личности семьянина. Подготовить ребенка к семейной жизни - это научить его добру, чувству товарищества, нравственности.

Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что благоприятно повлияет на их будущую семейную жизнь, а именно будет способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

При выборе методов работы наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., применяются различные методы и приемы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации, решение различных «этических задач». Под этической задачей имеется ввиду жизненная ситуация (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданная педагогом для совместного обсуждения поведения героев данной ситуации. Учащиеся могут выполнить это задание письменно (каждый самостоятельно). В этом случае обсуждение происходит после того, как каждый участник занятия предложил свое решение задачи. Важно помнить, что в ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии происходит активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно слушать всех участников дискуссии. При работе по программе используются не только уроки сообщения новых знания и комбинированные, но и уроки закрепления и применения знаний, где учитель значительную часть времени уделяет обсуждению и углубленному изучению предложенных им вопросов. Такие уроки посвящены решению этических задач, анализу драматизированных ситуаций, разрешению жизненных проблем.

           Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростков, развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Описание учебного предмета в учебном плане.

         Образовательная область «Обществознание» представлена предметом «Этика» и рассчитана на: 8 класс - 35 часов (в объеме 1 час в неделю), 10,11 классы - 68 часов (в объеме 1 час в неделю).

        

    5. Задачи освоения учебного предмета.

Предметные задачи/результаты

  • формировать представления о семье, ее роли в жизни человека; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
  • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни; сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
  • формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

        Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

         В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениями.

   

6. Содержание учебного предмета.

Примерная тематика занятий.

Введение

        Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.

Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно; на примере отдельных понятий).

История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).

Основные понятия этики

Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение». Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).

Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время.

Влияние добрых или неправильных поступков человека на его харак-

тер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта харак-

тера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние при-

знаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доб-

рожелательности в повседневной жизни.

Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуа-

ций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.

Этика родительских отношений

Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общ-

ность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные от-

ношения. Ролевые и социальные функции членов семьи. Значение родителей в жизни ребенка.

Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родите-

лей с ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество), попусти-

тельский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили отношений; вы-

сказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь.

Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями.

Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.

Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких, внима-

ние и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.

Этика межличностных отношений

Дружба. Дружба  чувство, присущее человеку. Как возникает друж-

ба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и от-

ношений в коллективе.

Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и предан-

ность ― основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дру-

жеских        отношений:  истинная  дружба,  дружба-соперничество,  дружба-

компанейство.

Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возник-

новения, способы разрешения.

Этические правила в отношениях друзей.

Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «лю-

бовь» и «счастье». Разные представления о счастье у разных людей: матери-

альный достаток; карьера; семья.

Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола.

Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное во-

площение.

Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.

Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие по-

ступки непростительны для человека.

Этика взаимоотношений юноши и девушки.

Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов.

Взаимопомощь в молодой семье.

Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.

Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и ду-

ховная связь с родителями.

Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства.

Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвраще-

ние возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада се-

мьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства.

Этика производственных (деловых) отношений

       Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения. Деловой стиль одежды. Трудовой кодекс.


Учебно-тематический план 8 класс (1 раз в неделю, 35 часов )

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Контрольные работы (тестирование)

1

Представление людей о добре и зле. Идеал.

Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества. Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность. Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека. Нравственный идеал людей различных эпох. Идеал действительный и иллюзорный.  Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей:

любовь — ненависть; благородство — низость; бесстрашие — страх; мужество — трусость; стыд — бесстыдство; щедрость — скупость; мудрость — глупость; милосердие — жестокость; мягкость — грубость; доброжелательность — зависть.

11

4

(1 раз в четверть)

2

Взаимоотношения с родителями.

Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). Родственники и родственные отношения. Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между членами). Ролевые, социальные функции членов семьи. Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.  Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания; любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение; подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей. Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.

Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов:

отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей; повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству;

смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении  родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям; непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка; разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т. д. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.

20

ИТОГО:

31

4

35


Учебно-тематический план 10 класс (2 раза в неделю, 66 часов )

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Контрольные работы (тестирование)

1

Условия, влияющие на деятельность человека.

Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление). Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

18

4

(1 раз в четверть)

2

Семья.

Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Семья в различных культурах. Кого и за что можно любить. Отношение молодых людей до брака. Брак. Молодая семья. Ребенок в семье. Конфликты. Развод и его последствия. Бюджет семьи. Традиции.  Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.

20

3

Взаимоотношения.

Основной закон бесконфликтного существования. Я - старшеклассник (взаимоотношения с учителями, сверстниками, учащимися младшего возраста.)  Я – клиент (общение в сфере обслуживания). Что делать если нужна помощь? Коллекция хороших манер.  Основы взаимопонимания с другими людьми: эмпатия; внешность человека и его внутреннее содержание; искусство слушать и понимать Другого (многообразие мира).

16

4

Культура общения.

Кодекс правил поведения в обществе, приличные манеры и правила хорошего тона. Традиции общения у разных народов мира (например, в России - «Домострой», в Японии - «Кодекс чести самурая», в мусульманском мире «Хадисы»); культура общения в современной семье; терпимость и толерантность - основа общения людей разной культуры; культура спора.

10

ИТОГО:

64

4

68

Учебно-тематический план 11 класс  (2 раза в неделю, 68 часов )

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Контрольные работы (тестирование)

1

Условия, влияющие на деятельность человека.

Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление). Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

13

4

(1 раз в четверть)

2

Взаимоотношение в семье. 

Понятие семьи как ячейки общества. Важность нравственных качеств членов семьи. Проблемы взаимоотношений членов семьи. Соблюдение правил морали, требующих почтительного отношения детей к своим родителям. «Почитай мать и отца своих». Как об этом говорится в разных источниках, принадлежащих разным конфессиям? Семья в прошлом и настоящем. Понятие«нравственных устоев семьи». Кризис семьи. Причины кризиса семьи. Одиночество в семье.

10

3

Культура общения.

Понятие этикет.  Этикет как особая техника общения и особый стиль поведения, формирующий требовательное отношение к себе и другим (поиск позитивных и негативных примеров в художественной литературе). Неречевой этикет, как визуальное средство общения. Жест. Мимика Их роль и значение в общении людей. «О чем говорят лица» (А.Дюма «Три мушкетера»). Этикет приветствия, знакомства, беседы. Правила беседы  (составление памятки «Этикет беседы»). Жаргон и просторечие, устойчивые обороты. Письмо (SMS сообщение) как источник изучения и общей культуры эпохи. Разговор по телефону. Культура телефонной беседы как особая культура общения. Этикет телефонного разговора. Требования к телефонному разговору. Ролевая игра «Звонок друга».

14

4

Гостевой этикет. Этикет подарков.

 Правила поведения в гостях и искусство приема гостей. Понятие гостеприимства. История приема гостей на Руси (например, во времена Ивана Грозного, Петра !...).
Правила поведения за столом. Представление гостей друг другу. Этикет подарков. Проблема выбора подарков. Правила выбора и преподнесения подарков. Искусство дарить цветы. Смысл и значение цветов.

10

5

Отношения в коллективе

Понятие коллектив. Признаки коллектива. Моральные качества личности: коллективизм. Что объединяет и разделяет людей в коллективе. Коллективизм и коммуникативность. Тренинг по взаимодействию в коллективе. Игра «Комплименты». Рассказы о дружбе (по выбору учителя).

6

6

Этика производственных (деловых) отношений.

Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения. Деловой стиль одежды.  Конфликты и стрессы: причины возникновения, урегулирование. Знакомство с трудовым кодексом.

10

ИТОГО:

64

4

68


    7. Тематическое планирование.

8 класс

Раздел

Тема

Часы

Дата:

Представление людей о добре и зле. Идеал.

Представления людей о добре и зле.

1

Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.

1

Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей.

1

Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.

1

Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека.

1

Нравственный идеал людей различных эпох.

1

Идеал действительный и иллюзорный.

1

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей: любовь — ненависть; благородство — низость; бесстрашие — страх

1

Тестирование за 1 четверть.

1

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей: мужество — трусость; стыд — бесстыдство; щедрость — скупость

1

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей: мудрость — глупость; милосердие — жестокость;

1

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей: мягкость — грубость; доброжелательность — зависть

1

Взаимоотношения с родителями.

Что такое семья. Семья в жизни человека.

1

Место и роль ребенка в семье.

1

Связи в семье.

1

Родственники и родственные отношения.

1

Тестирование за 2 четверть.

1

Влияние семьи на формирование личности.

1

Ролевые, социальные функции членов семьи.

1

Значение родителей для ребенка

3

Стиль взаимоотношений родителей с детьми

2

Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь

1

Тестирование за 3 четверть.

1

Ребенок в жизни семьи.

1

Конфликты с родителями.

1

Причины конфликтов.

2

Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.

1

Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.

1

Итоговое тестирование.

1

Повторение пройденного.

1

10 класс

Раздел

Тема

Часы

Дата:

Условия, влияющие на деятельность человека.

Повторение.

1

Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.

1

Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

1

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

1

Что такое мораль и право.

1

История происхождения некоторых правовых норм.

1

Взаимосвязь морали и права.

1

Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества.

2

Наказание за проступки.

1

Основные разделы права: семейное право.

1

Основные разделы права: уголовное право.

1

Основные разделы права: административное право.

1

Основные разделы права: трудовое право.

1

Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов).

2

Тестирование за 1 четверть.

1

Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

1

Семья.

Семья. Что это?

1

Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий.

1

Представления о счастье разных людей.

1

Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.

1

Семья в различных культурах.

1

Кого и за что можно любить.

1

Отношение молодых людей до брака.

1

Брак.

1

Молодая семья.

1

Ребенок в семье.

1

Конфликты.

1

Развод и его последствия.

1

Тестирование за 2 четверть.

1

Бюджет семьи.

1

Традиции.

1

Мода: происхождение, история.

1

Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию.

1

Роль моды в настоящее время: средство самовыражения.

1

Роль моды в настоящее время:средство коммуникации, идентификации.

1

Роль моды в настоящее время: средство приобретения общественного статуса.

1

Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.

1

Взаимоотношения.

Основной закон бесконфликтного существования.

1

Я - старшеклассник (взаимоотношения с учителями, сверстниками, учащимися младшего возраста.)

2

Я – клиент (общение в сфере обслуживания).

3

Что делать если нужна помощь?

2

Коллекция хороших манер.

5

Тестирование за 3 четверть.

1

Коллекция хороших манер (повторение).

1

Основы взаимопонимания с другими людьми: эмпатия; внешность человека и его внутреннее содержание.

1

Основы взаимопонимания с другими людьми: искусство слушать и понимать Другого (многообразие мира).

1

Культура общения.

Кодекс правил поведения в обществе, приличные манеры и правила хорошего тона.

2

Традиции общения у разных народов мира

3

Культура общения в современной семье.

2

Терпимость и толерантность - основа общения людей разной культуры.

1

Культура спора.

1

Итоговое тестирование.

1

Повторение.

1

11 класс

Раздел

Тема

Часы

Дата:

Условия, влияющие на деятельность человека.

Повторение.

1

Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.

1

Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

1

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

1

Что такое мораль и право.

1

История происхождения некоторых правовых норм.

1

Взаимосвязь морали и права.

1

Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества.

1

Наказание за проступки.

1

Основные разделы права.

2

Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов).

1

Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

1

Взаимоотношение в семье.

Понятие семьи как ячейки общества.

1

Важность нравственных качеств членов семьи.

1

Проблемы взаимоотношений членов семьи.

1

Тестирование за 1 четверть.

1

Соблюдение правил морали, требующих почтительного отношения детей к своим родителям.

1

Соблюдение правил в разных источниках, принадлежащих разным конфессиям?

1

Семья в прошлом и настоящем.

1

Понятие«нравственных устоев семьи».

1

Кризис семьи.

1

Причины кризиса семьи.

1

Одиночество в семье.

1

Культура общения.

Понятие "этикет".  

1

Этикет как особая техника общения и особый стиль поведения, формирующий требовательное отношение к себе и другим (поиск позитивных и негативных примеров в художественной литературе).

1

Неречевой этикет, как визуальное средство общения.

1

Жест. Мимика Их роль и значение в общении людей.

1

О чем говорят лица?

2

Тестирование за 2 четверть.

1

Этикет приветствия, знакомства, беседы.

1

Правила беседы  (составление памятки «Этикет беседы»).

1

Жаргон и просторечие, устойчивые обороты.

1

Письмо (SMS сообщение) как источник изучения и общей культуры эпохи.

1

Разговор по телефону. Культура телефонной беседы как особая культура общения.

1

Этикет телефонного разговора.

1

Требования к телефонному разговору.

1

Телефонный разговор (обобщение). Ролевая игра «Звонок друга».

1

Гостевой этикет. Этикет подарков.

Правила поведения в гостях и искусство приема гостей.

1

Понятие гостеприимства.

1

История приема гостей на Руси.

1

Правила поведения за столом.

1

Представление гостей друг другу.

1

Этикет подарков.

1

Проблема выбора подарков.

1

Правила выбора и преподнесения подарков.

1

Искусство дарить цветы.

1

Смысл и значение цветов.

1

Отношения в коллективе.

Понятие коллектив.

1

Признаки коллектива.

1

Моральные качества личности: коллективизм.

1

Тестирование за 3 четверть.

1

Что объединяет и разделяет людей в коллективе.

1

Коллективизм и коммуникативность.

1

Тренинг по взаимодействию в коллективе. Игра «Комплименты».

1

Этика производственных (деловых) отношений.

Деловой этикет.

1

Правила делового разговора по телефону.

1

Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.

2

Деловой стиль одежды.

1

Конфликты и стрессы: причины возникновения, урегулирование.

2

Знакомство с трудовым кодексом.

2

Итоговое тестирование.

1

Повторение.

1


8. Литература и материально-технические средства обучения.

Класс

Предмет

Программа

Учебно-методический комплекс

Особенности программы

Вид (базовая или авторская)

Автор (составитель программы)

Учебник, учебные пособия

Методическое обеспечение педагога

8

этика

базовая

Бгажнокова И.М.

Сборник программ, мультфильмы, кинофильмы, презентации, художественная литература

Программа делится на три уровня сложности.

10

этика

Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов.

А.М. Щербакова;

Н.М. Платонова

Мультфильмы, кинофильмы, презентации, художественная литература

11

этика

Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов.

А.М. Щербакова;

Н.М. Платонова

Мультфильмы, кинофильмы, презентации, художественная литература


9. Планируемые результаты изучения учебного курса.

          Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный.

          Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе        с   тем,   отсутствие   достижения   этого   уровня   отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

          Программные требования усложняются по мере прохождения программы с учётом психофизических возможностей учащихся.

Основные требования к умениям учащихся

  • знать основные понятия
  • иметь представления о добре и зле, уметь различать их
  • иметь представление о семье, ее значении в жизни человека и общества
  • знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц
  • знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка
  • понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

10. Показатели оценки работ учащихся

      Многочисленные психолого-педагогические исследования позволили разделить учащихся на 3 группы:

     Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

    Для второй группы(60-65%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют задания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

    Третья группа отличается пассивностью, инертностью психических процессов, общим нарушением В.П.Ф., что приводит к трудностям усвоения программного материала, как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

     На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети верно выполняют от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо»- от 50до65%, оценку «очень хорошо»- свыше 65%. В любом случае, организуя контрольную проверку знаний школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

11.Используемая литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013

N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учреждения
  3. Сборник программ под редакцией И.М. Бгажноковой
  4. Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету История

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)по предмету  7 класс...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка  сознательного,  правильного,  беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...

Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и со...

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...