Конспект урока по трудовому обучению (цветоводство) на тему "Комнатные растения"
методическая разработка по теме

Коррекционно-развивающий урок в 4 классе по трудовому обучению "Цветоводство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_cvetovodstvu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: комнатные растения.

Цель:

  1. Познакомит с комнатными растениями; с правилами ухода за ними; развивать познавательные и исследовательские способности;
  2. Коррекция психических процессов, памяти, мышления, тактильного и образного восприятия.
  3. Воспитывать чувство прекрасного к окружающей среде, бережное отношение к растениям.

Ход урока.

Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде,

На уроке иль в игре

Смело четко говорим

И тихонечко сидим.

На доске построена схема на слово «Астра». Образец: Астра – белые астры – букет белых астр. По этому образцу составьте схему на следующие слова: ромашка, хризантема, маргаритка, роза.

Учитель. Многие декоративные растения мы с вами изучили, и вы сами стали интересоваться многими садовыми цветами. А для чего человек выращивает цветы?

Дети. Для украшения планеты.

Учитель. Из каких частей состоят растения?

Дети. Из корня, стебля, листьев и у многих есть цветы.

Учитель. А также у растений созревают семена. Семена некоторых растений мы научились различать.

Загадки. Учитель описывает внешний вид семян, а дети по этим описаниям должны узнать и назвать растение.

  1. Семена крупные горошины, толстая оболочка, по форме напоминает орехи. (Настурция).
  2. Короткие черно-белые палочки, похожие на перо или на иголки. (Бархатцы).
  3. Семена мелкие, изогнутые дугой, похожи на колечки. (Календула).

Учитель. Молодцы! Все правильно угадали, хорошо помните как выглядят внешне семена этих растений. Осталось узнать, как вы их определяете на ощупь.

Игра «Волшебный мешочек». Ученикам необходимо в мешочке на ощупь определить семечко, какого растения в мешочке. Каждому предлагается отдельный мешочек.

Учитель с каждым ребенком ведет диалог.

  1. Какие это семена?
  2. Настурции.
  3. Молодец! Как ты определил, семечко которого растения в мешочке?
  4. Крупные, круглые как орешки.
  5. Хорошо, покажи всем семена.

Упражнение 1. ученики открываю файловые папки – 1 стр.

Учитель. На картинках изображены садовые цветы, назовите их.

Дети. Бархатцы, календула, настурция.

Учитель. Правильно. Ниже под картинками подписаны названия этих цветущих растений. Вы должны подобрать к картинке правильное название и указать стрелочкой от картинки к названию. Проверка выполненного задания.

Упражнения 2. Закончи фразу.

Мальчик поливает из лейки…(клумбу)

Девочка поливает в комнате…(цветы)

Саша наливает из шланга воду в …(лейку)

Цветы, которые живут в комнате, - это… (комнатные растения)

Введение в тему. Определение темы урока.

 Учитель. На табло представлены слова и словосочетания. Поочередно прочитаем их (читают). Из этих слов вы должны назвать слова и словосочетания, которые подходят к растениям растущих в комнатах.

Слова: небо, деревья, комнатные растения, вода, воздух, клумба, горшок, тепло, свет, грядка.

Физкультминутка. Все встанем и на минутку превратимся в цветы.

Наши нежные цветки

Круги ладонями параллельно полу

Распускают лепестки

Плавно поднимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит

Вздыхаем и выдыхаем

Лепестки колышет

Качаем вверх поднятыми руками и верхним туловищем

Наши алые цветки

Ладони параллельно полу

Закрывают лепестки

Опускаем руки, приседаем

Тихо засыпают

Ладони к щеке

Головой качают

Вправо – влево

Объяснение новой темы.

Комнатные растения являются важным элементом в комнатах, помещениях. Человек для своего комфорта, сделал такое открытие, как растения в доме. Первые комнатные растения появились в Египте. III в. До н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов.

Активное использование живых растений в закрытых помещениях началось в последние несколько десятилетий. Все это произошло из-за того, что мы стали жить в многоэтажных домах «далеко» от природы. И от этого комнатные растения дают нам ощущения природы дома, в школе и в других помещениях.

Учитель. Ребята, а сейчас обратите внимание на схему.

Комнатные растения

Цветущие растения

Декоративные растения

Учитель. Комнатные растения бывают цветущими и декоративными. Как вы понимаете цветущие растения?

Дети. Это когда у растения есть цветки, и растение один или несколько раз в год цветет.

Учитель. Хорошо. Как понимаете декоративные?

Дети. К декоративным комнатным растениям относятся лиственные и хвойные, вечнозеленые растения, используемые для создания красоты и уюта в помещениях.

Учитель. Ребята, а какую пользу, кроме красоты, приносят комнатные растения человеку?

Дети. Очищают воздух в помещениях, повышают влажность воздуха, летом при жаре охлаждают комнату, убивают вредные бактерии, помогают человеку расслабиться.

Учитель. А вы знаете, что родиной многих растений являются тропические леса и пустыни Африки, которые относятся к жарким странам.

Учитель. Скажите мне пожалуйста, в какой части планеты находятся жаркие страны?

Дети. Жаркие страны находятся в южной части планеты.

Знакомство с новыми комнатными цветами.

Учитель. Посмотрите, на этот цветок. (Учитель показывает крупную картинку с изображением хлорофитума). Кто знает, как он называется?

Дети. Хлорофитум.

Учитель. Правильно! Хлорофитум (картинка размещается на доске и к ней крепится название цветка). Прочитаем его хором. Слабые ученики еще раз произносят название цветка. А теперь разделим это слово на слоги хлопками.

Дети проговаривают и хлопают: хло-ро-фи-тум.

Учитель. У кого есть дома такой цветок. Что вы о нем знаете?

Дети. Очищает воздух.

Учитель. Хорошо, послушайте, что я вам про него расскажу.

Хлорофитум. Ампельное растение (висячее), южноафриканское, с длинными линейными листьями и свисающими розетками (усиками). Цветет круглогодично. Очень выносливое, неприхотливое, быстро растет. Красивые свисающие листья. Любит яркий свет, но не прямые лучи солнца.

По аналогии показывается фиалка, и учитель с детьми ведет тот же диалог. Читают хором название, делят на слоги.

Фиалка. Или синполия. Это растение цветущее, имеет самые разные оттенки цветения. Эти растения маленьких размеров. Родина симполии Узамбарские горы Африки. Цветы любят свет, но не прямые лучи солнца. Поливать по мере подсыхания земли. Вода не должна попадать на листья. Лучше поливать с поддона.

Показывается асарагус, обсуждается с детьми по тому же плану. Читают название хором и делят на слоги.

Аспарагус перистый. Из семейства спаржевых.насчитывается более 300 видов. Родина растения Африка, Южная Америка. Особенность аспарагуса в мелких листочках. Образует пышный кустарник. Цветет мелкими цветочками в сентябре-октябре. Неприхотливое растение, любит свет, но не прямые лучи солнца, влажный воздух.

После каждого рассказа о растениях, учитель спрашивает у детей, что они успели запомнить про растения, пересказывают, дополняя друг друга.

Упражнение 3. открыть папки стр. 2.

Учитель. Рассмотрите все эти растения. Какие растения изображены?

Дети. Герань, фиалка, аспарагус, традесканция, Хлорофитум.

Учитель. Скажите, пожалуйста, какие растения из них мы прошли сегодня?

Дети. Фиалка, аспарагус, хлорофитум.

Учитель. А которые растения мы с вами давно знаем?

Дети. Герань, традесканция.

Упражнение 4. Рассмотрите иллюстрации на стр.3.

Учитель. Почему необходимо поливать водой комнатной температуры?

Дети. Холодная вода может застудить корни растения. А от воды комнатной температуры растение лучше растет.

Учитель. Как мы должны протирать с листьев пыль?

Дети. Бережно, мягкой тряпочкой, придерживая ладонью листья.

Упражнение 5. Практическое задание.

Ученики выходят к столу, на котором расположены комнатные растения (аспарагус, фиалка, хлорофитум, герань, традесканция), а также палочки для рыхления, пульверизатор, лейка.

Учитель: как мы должны рыхлить землю?

Дети: палочкой аккуратно, не повреждая корни.

Учитель: можно ли поливать растение сверху, прямо на листья?

Дети: нет, надо аккуратно к корням или сбоку, снизу подливать.

Ученик показывает остальным, как нужно протирать крупные листья растений. Другой ученик рыхление. Третий опрыскивает пульверизатором мелкие листья растений. Четвертый правильно поливает растения.

Игра на внимание «какого цветка не стало?». Ученики запоминают ряд цветов и отворачиваются от стола, в это время учитель прячет одно растение. Дети вспоминают, сколько было растений. Говорят сколько осталось и какого цветка не стало.

Игра «запомни расположение». Дети запоминают ряд растений. Учитель меняет местами растения, ученики отмечают изменения.

Дети садятся на места и открывают папки стр.4 и читают текст, рассказывают запомнившееся.

Пальчиковая гимнастика.

Прижатые ладони вверх

Вырос высокий цветок на поляне

Развести пальцы и округлить

Утром красиво раскрыл лепестки

Пальцы ритмично вместе врозь

Всем лепесткам красоту и питание

Сцепленные пальцы рук разводятся внизу

Дружно дают под землей корешки.

Работа в тетради. Ученики открывают стр.5. Учитель читает,  дети следят. Ученики записывают в тетради число, тему и переписывают текст.

Итог урока. Какие новые растения вы узнали? Какие задания вам показались сложными? Какие задания вам понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок»

Конспект урока по  трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок» по теме "Снежинка" , в ходе которого дети обучаются различным приемам конуструирования объемной салфетки из бумаги, рекомендован ...

Конспект урока по трудовому обучению в 4 классе "Коллективная композиция "Новогодний орнамент"

Коллективная композиция "Новогодний орнамент" выполнена из яичной скорлупы.Целью урока:- дать учащимся представление о приемах работы с бросовым материалом;- учить составлять композиции, правильно выб...

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»

Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...

ПЛАН - КОНСПЕКТ урока по трудовому обучению по профилю столярное дело класс 4

Тема:  Изготовление игрушечного автомобиля "Жигули". Цель:  Изготовление игрушечного автомобиля из древесины.Задачи урока:1.       Обучающая - закреп...

План-конспект урока по трудовому обучению по профилю столярное дела Класс 5

Тема: " Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины"             Изготовление доски Сегена.Задачи урока: 1....

План-конспект урока профессионально-трудового обучения (цветоводство)

Открытый урок профессионально-трудового обучения (цветоводство) в 6 «б» классе (дети с глубокой умственной отсталостью) по теме:«Однолетние цветковые растения. Сортировка семян»...

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения по теме: "Требования растений хризантем к условиям выращивания." (9 класс)

Данная презентация поможет учителю ПТО в раскрытии учащимся 9 класса материала по технологии выращивания хризантемы мелкоцветной....