Программа по культуре общения в 5 класса ( VШ вид)
рабочая программа (5 класс) по теме

Корнева Валентина Николаевна

Уроки по  по культур общения часто основываются на разборе примеров из произведений устного народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kult.obshch..doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа к курсу по «Культуре общения»

в 5 класса (VШ вида 1 вариант)

Пояснительная записка

Программа по «Культуре общения»  построена на концепции сочетания развивающего обучения с формированием эстетических и психических процессов – это формирование первоначальных этических и коммуникативных норм поведения, воспитание внимательного, доброжелательного отношения к окружающей действительности: к людям, природе.

            Программа предусматривает теоретические и практические занятия, которые  формируют необходимые умения и навыки в общении:

- учить правилам вежливости, умениям анализировать свои поступки, делать выводы;

- научить детей лучше понимать друг друга, других людей;

- уместное употребление обращений к разным людям в зависимости от ситуации;

- показать, что внутренние качества человека соответствуют внешним проявлениям отношения к человеку, что существует закономерная связь между проявлением эмоций и чувств, (то есть тем, что на виду, и тем, что скрыто);

- оценка человеческих поступков и  отношений.

            На уроках дети мысленно представляют себя в магазине, парке, дома, в гостях и т.д., учатся выполнять необходимые в таких ситуациях правила поведения. В этом им помогает учитель, который доходчиво объясняет правила и нормы поведения, правила безопасности, знакомит детей с произведениями на морально-этические темы, искусством и т.д.

            «Воспитание воспитанности» (Л.Кассиль), воспитание вежливости, и, точнее говоря, культуре общения – главная цель программы.  Ребенок должен не только знать как надо себя вести, но и уметь это делать.  

            Данный курс составлен с учетом познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, направлен на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию и нравственно-эстетическому воспитанию, которое достигается решением образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач:

             1.Обучение школьников пониманию себя и окружающей действительности.

             2.Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств  людей (культура выражения своих чувств и средства их выражения в процессе общения).

             3.Повышение уровня рефлексивности, формирования мотивации культуры в процессе общения участников.

              4.Коррекция  и развитие навыков  речи эффективного общения учащихся.

  Сфера общения представляет особый интерес, поскольку касается всех и каждого независимо от возраста и профессии. Это та среда, в которой мы можем проявлять себя, добиваясь положительных изменений как в отношении с людьми, так и путем развития таких личностных характеристик, как самооценка или уровень притязаний, чувствительность и умение слушать и многое другое. Именно поэтому в программе представлен не только определенный теоретический ракурс общения, но и достаточно обширный практический материал, позволяющий обучающимся задуматься о собственных перспективах в общении с окружающими людьми.
             Программа «Культура общения», рассчитанная на учащихся 5-х классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию соци ального развития и личностного роста.

  На уроках культуры общения осуществляются межпредметные связи с уроками русского языка и литературного чтения (расширение и уточнение словаря при чтении произведений на морально-этические темы), с уроками СБО, истории и культуры Санкт-Петербурга.

              На уроках рекомендуется использовать различные формы проведения занятий:  беседы, сюжетно-ролевые, дидактические, интерактивные  игры, выполнение простейших тестовых заданий, а также возможно  использование нестандартных форм: тренинг, психологическая игра, путешествие.

Основные принципы организации занятий:

  1. Ведущим является субъектно-субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
  2. Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
  3. Принцип активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Методы и приемы 

  1. Диагностический метод
  2. Наблюдение;
  3. Беседа;
  4. Игры и упражнения.

Средства:
Раздаточный материал:

  1. карточки с заданиями,
  2. предметные картинки,

Технические средства обучения.

            Предполагаемые результаты:

Уметь: 

- корректно и эффективно общаться со сверстниками в различных ситуациях;

- правильно, красиво  говорить, слушать собеседника;

- пользоваться этикетными средствами вежливости в различных  ситуациях;

-правильно общаться в коллективе.

  Условия реализации программы: 

 Программа рассчитана на 35 часов работы (1 час в неделю в течение учебного года).

  Учебно-тематический план «Культура общения»

№№

п/п.

Название

всего

теория

практика

Итог.

работы

1.

Введение в курс «Культура общения»

2

1

1

2.

Культура выражения своих чувств и средства их выражения в процессе общения

13

6

6

1

3.

Искусство  общения

13

5

7

1

4.

Этика отношений в коллективе

3

1

2

5.

Культура внешняя и внутренняя

4

2

1

1

35

15

17

3

                 Учебно-методический комплекс:

1.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе: коррекционно-развивающие занятия. – М.: «Просвещение», 2007

2.Русский язык: занятия по развитию речи./Автор-составитель В.П.Трушина. – Волгоград: «Учитель», 2009

3.Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 3-их классов (методическое пособие). – Ленинград: «Образование», 1992

4.Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М.: «Знание», 2001

5.Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VШ вида. /Автор-составитель З.Ф.Малышева. – М.: «Просвещение, 2007

                 Идеи большинства уроков: теория, игры, упражне ний, входящих в состав программы,   авторскими разработ ками не являются, они описаны в специальной литературе. Однако формы их проведения в большинстве случаев модифицированы, а компоновка и схемы проведения являются авторскими.

 Содержание программы

1. Ведение в курс «Культура общения».

     Дать понятия «культура»,  «общение». Познакомить с вопросами  и задачами курса, пониманию себя и окружающей действительности.

2. Культура выражения своих чувств и средства их выражения в процессе общения

     «Язык общения».     Объясняет значение слова в нашей жизни. Знакомит учащихся с языком  жестов, движений, мимики,  чувств (эмоций). Можно познакомить с  системой знаков (изображения, рисунки, схемы, дорожные знаки).  

     «Выразительные средства речи». Тон и интонация. Темп и тембр. Выразительность речи (игровые ситуации). Искусство беседы. Чтение произведений на морально-этические темы.

В процессе общения учиться оценивать  человеческие поступки и их отношения. Добро и зло. Хорошие и дурные привычки.

     Мы и наши меньшие братья – доброе общение с бессловесными существами.

3. «Искусство  общения»

     Виды общения (словесное – несловесное).  Словесное - по количеству общающихся (один – один; один – группа; один – много). Несловесное общение (средства общения: твой голос; мимика; жесты).   Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.
    Умение общаться с другом, сверстниками в различных ситуациях
(как принимать гостей, подарки, веселиться вместе). Этот странный взрослый мир (умение понимать и общаться со старшими). Урок мудрости (уважение к старшим).

     Этикет (или как себя вести). Этикетные средства вежливости в определенных  ситуациях (просьба;  вежливый отказ; комплимент; спор, но не ссора). Развивать умение вести этикетный диалог. Слова приветствия, благодарности. Умение начать, поддерживать, вести разговор. Правила общения по телефону. Навыки письменного общения (письмо другу, открытки). Правила хорошего тона за столом. Правила поведения на улице. Правила поведения со сверстниками,  на природе.  Разговор по телефону   Сюжетно-ролевые игры (реплики начала разговора, заключительные реплики, выбор речевых формул в зависимости от партнера).

            4. «Этика отношений в коллективе»

     Этикетные формулы общения. Научить учащихся простым формулам общения в коллективе и учить соблюдать их.

            5. «Культура внешняя и внутренняя» 

     Учащиеся учатся  понимать, что внутренняя культура неразрывно связана с внешней, что культура внешняя и внутренняя неразрывно влияют на общение. Уметь приводить примеры из своей жизни.

     Что расскажет твоя одежда о тебе? Может ли она «проговориться»? Внешний вид и характер человека. Учебные принадлежности и ты. Твой словарь – отражение твоего внутреннего мира. Житейские наставления. Чистота, здоровье и хорошее настроение. Тетрадь, дневник, почерк и человек.

Литература:

1.Добрович Л. Общение – наука и искусство. – М.: 1996

2.Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 2005

3.Майерс А. Социальная психология.- СПб: Питер, 2001 

4.Петровский Л.А. Компетентность в общении.- М.,1989

5. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика – Пресс,1997

6. Рубенштейн С.Л. Основы психологии. – СПб: 2001

7. Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов на Дону:1995

8.Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. – СПб: ГУП,1995

9.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 2000

10.Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. СПб: Питер, 1997

11.Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб: Питер, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Культура общения" - 5 класс

В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом помогут нам уроки культуры речи, которые являются важ...

Программа "Воспитание культуры общения подростков"

Программа является продолжением программы, начатой в 2004 г, посвященной воспитанию общения у младших школьников....

Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)

ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...

Рабочая программа по культуре общения (7 класс)

Данная программа разработана на основе...

рабочая программа по культуре общения для 5 класса

Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА

Цели и задачи рабочей программы          Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения...