Современные педагогические технологии
статья по теме

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

             как средство повышения эффективности

                                процесса обучения

                                на уроках биологии

                    в коррекционной школе YIIIвида 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedchteniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

        МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

               Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат

             для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

                           с ограниченными возможностями здоровья

     

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

             как средство повышения эффективности

                                процесса обучения

                                на уроках биологии

                    в коррекционной школе YIII вида

учитель биологии Л.А.Каменская

              ноябрь 2011 г.

        Слово «технология», кажется, довольно прочно обжилось в педагогическом словаре. Это новое словечко «технология» пробралось в педагогику из точных наук и техники. Что такое «новая технология обработки металла» или «новая технология распространения информации» - более или менее понятно. Но что такое «новая педагогическая технология» и чем она отличается от программы, от методики, от педагогической системы – понять было трудно. Достаточно сказать, что в одном из капитальных трудов, где сделана попытка разобраться в проблеме педагогических технологий (в книге ярославского учёного Г.К.Селевко, которая так и называется - «Современные образовательные технологии») даются десять определений этого понятия.   Считается, что терминологическая путаница – обычное явление для теоретической педагогики.  Поэтому практикующие учителя  выбирают не только программу и методику, которыми  они  пользуются в своей работе, но и педагогическую технологию.

        Что же такое технология и чем она отличается от программы и методики? ПРОГРАММА – это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребёнка, а ТЕХНОЛОГИЯ – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология – на вопрос «как делать?».

        На уроках биологии в Колычёвской специальной школе-интернате YIII вида используются различные варианты  образовательных технологий.

Технология разноуровневого обучения.

Одна из них – относительно новая  технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности  учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно. А в настоящее время ТРО является одним из ключевых направлений школы.                                                                                                                                                                                                                   Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.  Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.  

           Например, при изучении в 7 классе темы «Строение цветка» учебный материал в коррекционной школе ограничен в знаниях о главных частях цветка. Большинство учеников знает, что это пестики-тычинки, а некоторым детям и эти знания даются с трудом или не даются вовсе. Но есть в классе и те ребята, которые с удовольствием расскажут о том, что тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, а пестик имеет рыльце, столбик и завязь, из которой образуется плод с семенами (хотя в учебнике упоминается всего лишь о «верхней утолщённой части тычинок» и  «нижней утолщённой части пестика»).                                                Учебник 7 класса  З.А.Клепининой «Растения. Бактерии. Грибы.» издательство «Просвещение».

                                                                                                                                                                  Современные педагогические технологии

Здоровьесберегающие технологии.

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркомании. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях сохранения здоровья, а под здоровым образом жизни они понимают только отсутствие вредных привычек.

Поэтому одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются  здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 На уроках природоведения, биологии, на занятиях кружка «Родное гнёздышко» используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасной жизнедеятельности.

      (она  применяется при соблюденияи правил техники безопасности

       на уроках и переменах)

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

        

        а). организационно-педагогические технологии

                (их использование  способствует предотвращению переутомления,  

                 гиподинамии учащихся)

        

        б). психолого-педагогические технологии

                (они связаны с непосредственной работой учителя на уроке;

                 воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

  1. создание доброжелательного психологического микроклимата в классе;
  2. учёт индивидуальных психофизических особенностей учащихся;
  3. минутка для шутки;
  4. релаксационные паузы);

        в). учебно–воспитательные технологии

                (включают вопросы  заботы о своём здоровье

                и формированию культуры здоровья учащихся,

                мотивации их к ведению здорового образа жизни, по предупреждению

                вредных привычек);        

        г). лечебно-оздоровительные технологии

                (физкультминутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз,

                 изменение поз учащихся в течение урока).

3. Экологические здоровьесберегающие технологии.

        (направлены на создание оптимальных условий жизни и деятельности

        учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:

                                                                                                                                           Современные педагогические технологии

  1. экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение учебных и жилых помещений;
  2. благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения; а посему - озеленение пришкольной территории (школа заняла III место в смотре-конкурсе по благоустройству территорий к 2011 – 2012 учебному году);
  3. разведение комнатных растений;
  4. помощь в уходе за животными школьной фермы;
  5. выращивание огородных культур (кабачков, например);
  6. участие в природоохранных мероприятиях (уборка мусора с дорожных обочин и речного берега, например)

        Использование здоровьесберегающих технологий при усвоении разнообразных  сведений об анатомии и физиологии человека в 9 классе коррекционной школы ставит своей целью научить детей следить за своим физическим состоянием, выявлять нарушение осанки, например, плоскостопия, измерять артериальное давление, подсчитывать частоту пульса, выяснять степень тренированности своего сердца и многое другое.

        Игровые технологии.

        Мы все любим играть. «Что наша жизнь? Игра!», а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с учебным материалом.

        

        Это относится к играм-викторинам, играм-спектаклям, урокам-КВН, например, цель которых не только  развитие познавательного интереса, творчества, формирование навыков общения в разновозрастных группах. Но и превращение преподавания биологии в увлекательное и интересное дело, которое позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах. Например, ответ на вопрос одной  викторины: «Из какого растения получают касторовое масло?» особенно удивил ребят из бригады по озеленению территории. Ведь именно красавица-клещевина, которую весь летне-осенний сезон они холили-лелеяли, может дать правильный ответ.

        Элементы игровых технологий, по возможности, используются на  разных  этапах урока.

        Например, при повторении изученной темы «Органы выделения» в 9 классе ученикам предлагается  с помощью карточек определённого цвета «просигналить», какие из перечисленных внутренних органов человека участвуют в выделении: кожа, печень, лёгкие желудок, почки, сердце, кишечник.

                Или - введение в тему урока «Животные луга» в 5 классе. Прежде, чем сообщить новую тему после проверки домашнего задания, детям предлагается игра «Ну-ка, прочитай». Правила игры: чтобы прочитать названия животных, необходимо в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть

                                                                                                                                         

                                                                                                                                           

                                                                                                                                       Современные педагогические технологии

одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто  быстрее прочитает названия животных  (мыши, трясогузки, бабочки – это …        ; после этого сообщается тема урока).

        «Загадки с грядки», «Узнай по описанию», кроссворды, ребусы, игра «Третий лишний», «Заморочки из бочки» - лишь малая часть игровых элементов урока, которые используются при закреплении новых знаний.

        Информационные технологии.

        

        Они вызывают большой интерес. Информатизация преподавания предмета имеет несколько этапов:

  1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка

            с  его помощью простейших дидактических  материалов, планов уроков

            и т.п.

  1. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов

      на электронных носителях в качестве наглядных пособий

      с их иллюстративными, анимационными возможностями.

  1.  Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.        

        

        Скудная материально-техническая база коррекционной школы затрудняет использование информационных технологий в полном объёме. Однако некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, фотоизображения,  иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают учебный материал.

        Существенную экономию учебного времени обеспечивает использование такой информационной технологии как мультимедийная презентация. Такие уроки вызывают у ребят большой интерес и помогают успешному усвоению учебного материала.

        Таким образом, разноуровневое обучение, игровые, информационные и здоровьесберегающие технологии активно применяются на уроках биологии и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения в специальной (коррекционной) школе YIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...