Речевые игры
материал по теме

Светова Людмила Александровна
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: -созданию психологической готовности детей к речевому общению; -естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала; -тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry..doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры.

        Ведущей деятельностью школьника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.

        Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённости в неё, определённые способности к коммуникации. Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки и реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

        Игра – это:

-деятельность (в нашем случае – речевая):

-мотивированность, отсутствие принуждения;

-развитие и коррекция психических функций и способностей;

-учение с увлечением;

-ведущий фактор развития детей.

        В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

        Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребёнка.

        Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

-созданию психологической готовности детей к речевому общению;

-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;

-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

        Использование речевых игр на занятиях позволяет достичь следующих целей:

  1. формирование определённых навыков;
  2. развитие речевых умений;
  3. обучение умению учиться;
  4. развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. познание (в сфере становления собственного языка);
  6. запоминание речевого материала.

Словарь детей обогащается, происходит совершенствование грамматического строя речи; осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.

Игра «Один – много».

Цель: учить детей правильному употреблению имён существительных и имён прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также множественного числа в родительном падеже.

                                        Мебель.

Стол

столы

много столов

Стул

Кровать

Диван

Шкаф

Кресло

Тумбочка

Столик

столики

много столиков

Стульчик

Кроватка

Диванчик

Шкафчик

Полочка

Игра «Назови ласково».

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных форм имён существительных и имён прилагательных.

Фрукты, животные жарких стран.

Яблоко

яблочко

Груша

Слива

Лимон

Ананас

Апельсин

Добрый слон

Добренький слоник

Зубастый крокодил

Ленивый бегемот

Быстрая обезьяна

Страшный лев

Высокий жираф

        

Игра «Вершки и корешки».

Цель: закреплять в речи обобщающие понятия.

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).

Овощи

Вершки

корешки

Капуста

Морковь

Баклажан

Свёкла

Картофель

Кабачок

Помидор

Репа

Огурец

Редис

Игра:  «Съедобное – несъедобное».

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Грибы.

Несъедобный

съедобный

Боровик

Поганка

Лисичка

Мухомор

Маслёнок

Рыжик

Сыроежка

Опёнок

Игра «Чьё гнездо, чьи перья?».

Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных.

Перелётные птицы, домашние птицы.

Гнездо грача

Грачиное гнездо

Гнездо журавля

Гнездо скворца

Гнездо ласточки

Перо у гуся

Гусиное перо

Перо у утки

Перо у курицы

Перо у индюка

Игра «Что из чего сделано?».

Цель: учить детей образовывать относительные имена прилагательные от имён существительных.

Шуба из меха –

Меховая шуба

Платье из ситца –

Носки из шерсти –

Перчатки из кожи –

Халат из шёлка –

Игра «Посчитай: 1-2-3».

Цель: учить детей правильно согласовывать числительное с существительным.

Транспорт.

Автобус

Один автобус

Пять автобусов

Самолёт

Поезд

Лодка

Электричка

Машина

Трамвай

Игра «Чей это ребёнок?».

Цель: закреплять в активном словаре детей имена существительные.

Домашние птицы:

Назови родителей (маму и папу) этих птенцов:

Цыплёнок

Курица и петух

Гусёнок

Утёнок

Индюшонок

Домашние животные.

телёнок

поросёнок

Свинья и хряк

ягнёнок

козлёнок

жеребёнок

котёнок

щенок

Собака и пёс

крольчонок

Дикие животные.

волчонок

медвежонок

ежонок

зайчонок

бельчонок

лисёнок

Лиса и лис

слонёнок

тигрёнок

лосёнок

Лосиха и лось

Игра «Кто, где живёт?».

Цель: учить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.

Нора (чья?) –

Лисья нора

Берлога (чья?) –

Логово (чьё?) –

Дупло (чьё?) –

Игра «Кто внимательный».

Цель: учить детей правильно подбирать нужный предлог.

Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным:

Дети учатся…….школе.

Дети гуляют…….школой.

Дети идут……….школе.

Дети зашли…….школу

        В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

        Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребёнка.

        Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

-созданию психологической готовности детей к речевому общению;

-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;

-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

        Использование речевых игр на занятиях позволяет достичь следующих целей:

1.формирование определённых навыков;

2.развитие речевых умений;

3.обучение умению учиться;

4.развитие необходимых способностей и психических функций;

5.познание (в сфере становления собственного языка);

6.запоминание речевого материала.

Словарь детей обогащается, происходит совершенствование грамматического строя речи; осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.

Мебель.

Стол

столы

много столов

Стул

Кровать

Диван

Шкаф

Кресло

Тумбочка

Столик

столики

много столиков

Стульчик

Кроватка

Диванчик

Шкафчик

Полочка

Фрукты, животные жарких стран.

Яблоко

яблочко

Груша

Слива

Лимон

Ананас

Апельсин

Добрый слон

Добренький слоник

Зубастый крокодил

Ленивый бегемот

Быстрая обезьяна

Страшный лев

Высокий жираф

Игра «Назови одним словом». Напиши.

Цель: учить детей делать обобщение, связанное с нахождением общего признака у единичных предметов или у группы предметов.

1. Мак, ромашка, роза -__________________.

2. Чашка, тарелка, миска- _______________.

3. стол, стул, шкаф- ____________________.

4. Рубашка, брюки, платье- ______________.

5. Липа, берёза, клён- ___________________.

6. Кукла, мишка, мячик, машина- ___________.

7. Морковь, капуста, свёкла- ______________.

8. Туфли, ботинки, сапоги- _______________.

9. 1,2,3,4,5,- ___________________________.

10. Берлога, конура, улей- _______________.

«Назови одним словом». Вставь пропущенные буквы.

  1. Дерево, цветок, гриб-  р______я.

  1.  Машина, пароход, самолёт- т_______т.

  1.  Ручка, тетрадь, букварь- у_____е в__и.

  1. Собака, кошка, лошадь- ж______е.

  1. Оля, Катя, Петя- и___а.

  1. Липа, берёза, клён- д_____я.

  1. Ворона, воробей, дятел- п___ы.

Игра «Назови и напиши».

Цель: подготавливать детей к формированию определения, которое включает составляющие его родовые и видовые понятия.

  1. Три дерева- _________________________.

  1. Пять имён девочек- ___________________.

  1. Два города- __________________________.

  1. Четыре ягоды- ________________________.

  1. Пять цветов- _________________________.

  1. Три числа- ____________________________.

  1. Четыре птицы- _________________________.

  1. Две рыбы- _____________________________.

  1. Пять имён мальчиков- __________________________.

  1. Четыре фрукта- ____________________________.

  1. Два времени года- _________________________.

  1. Три дня недели- ________________________.

  1. Три гласные буквы- _______________________.

  1. Пять согласных букв- ______________________.

Игра «Отгадай и напиши, кто это или что это.

Цель: учить детей узнавать предметы по перечисленным признакам.

  1. Сладкий, белый, кладут в чай. ________________

  1. Белая, солёная, кладут в суп. _________________

  1. Жёлтый, кислый, кладут в чай. ________________

  1. Пушистый, ходит, мяукает. ___________________

  1. Холодное, сладкое, на палочке. _______________

  1. Загорают, купаются, плавают. ________________

  1. Снег, мороз, иней. __________________________

  1. Дождь, пасмурно, листопад. __________________

  1. Солнце, жарко, купаются. ___________________

  1.  Солнце, ручьи, травка. __________________

Игра «Сосчитай и запиши».

  1. Сколько пальцев у перчатки? _________________

  1. Сколько дней в неделе? _____________________

  1. Сколько сигналов у светофора? _______________

  1. Сколько лап у двух медвежат? ________________

  1. Сколько ног у мухи? _________________________

  1. Сколько ушей у трёх мышей? _________________

  1. Сколько хвостов у пяти коров? ________________

  1. Сколько носов у четырёх котов? _______________

  1. Сколько окон в твоей комнате? ________________

  1. Сколько стен в твоей комнате? _____________

  1. Сколько углов в твоей комнате? ____________

  1. Сколько девочек в твоём классе? _____________

  1. Сколько мальчиков в твоём классе? ___________

  1. Сколько лап у одной собаки? ________________

  1. Сколько лап у двух собак? ___________________

  1. Сколько глаз у двух поросят? ________________

  1. Сколько форточек в твоём классе? ____________
  2. Сколько цветов на подоконнике? _____________
  3. Сколько карандашей в твоём пенале? _________
  4. Сколько рогов у трёх коров? _________________

Игра «Дополни предложения».

Цель: уметь сделать обобщение, связанное с нахождением общего признака у единичных предметов или у группы предметов.

  1. Сахарница – это посуда для ________________________.

  1. Хлебница – это посуда для _________________________.

  1. Маслёнка – это посуда для _________________________.

  1. Чашка – это посуда для ____________________________.

  1. Кастрюля – это посуда для _________________________.

  1. Солонка – это посуда для __________________________.

  1. Конура – это дом для ______________________________.

  1. Аквариум – это дом для ____________________________.

  1. Берлога – это дом для _____________________________.

  1. Улей – это дом для _____________________________.

  1. Скворечник – это дом для _______________________.

  1. На яблоне растут ______________________________.

Игра «Зачеркни лишнее слово».

Цель: учить детей делать обобщение , связанное с нахождением общего признака у единичных предметов или у группы предметов.

  1. Шкаф, стол, ложка, стул.

  1. Ландыш, василёк, ромашка, гриб.

  1. Машина, колесо, самолёт, пароход.

  1. Молоток, пила, стул, гвозди.

  1. Берёза, ёлка, орех, сосна.

  1. Яблоко, лук, огурец, морковь.

  1. Тетрадь, книга, вилка, карандаш.

  1. Нина, Оля, Петя, Катя.

  1. Дима, Вова, Боря, Таня.

  1. Ложка, чашка, кубик, нож.

  1. А, 5, Б, В.

  1. 2, 4, +, 6.

  1. Ромашка, гвоздика, кошка, василёк.

  1. Бабочка, стрекоза, ёжик, жук.

  1. Мячик, вилка, ложка, нож.

  1. Круг, треугольник, линейка, квадрат.

  1. кукла, мячик, пирамида, ранец.

  1. Ворона, василёк, ласточка, дятел.

  1. Топор, часы, пила, молоток.
  2. Ключ, пол, потолок, дверь.

Игра «Впиши в таблицу нужные слова».

Предмет

форма

цвет

вкус

Арбуз

Лимон

Помидор

Клубника

Морковь

Огурец

Игра «Заполни таблицу».

Признак

Кто?

Что?

Белый (-ая, -ое)

Медведь

снег

Серый (-ая, -ое)

Чёрный (-ая, -ое)

Пушистый (-ая, -ое)

Колючий (-ая, -ое)

Сильный (-ая, -ое)

Слабый (-ая, -ое)

Игра «Заполни таблицу».

Деревья

овощи

цветы

берёза

морковь

Ландыш

Игра «Назови одним словом».

Яблоко

мухомор

огурец

стол

пальто

Груша

лисичка

редис

стул

рубашка

Лимон

сыроежка

капуста

диван

платье

Банан

опёнок

репа

шкаф

шуба

Апельсин

маслёнок

лук

тумбочка

брюки

Игра «Вставь пропущенные слова в следующие предложения.

Утюг – это ___________________для глаженья.

Лампочка – это электроприбор для _______________.

Пылесос – это ___________________для ____________________.

Скворечник – это _________для __________________.

Конура – это дом для ________________.

_________________ - это дом для медведя.

Хлебница – это посуда для _____________.

_________________ - это посуда для масла.

Сахарница – это ___________________________________.

Игра «Вставь нужные слова».

Дом, в котором учатся дети, называется __________________.

Участок земли, где растут овощи, называется ______________.

Отличник – это ученик, который учится ____________________.

Квартира – это помещение, в котором ____________________.

Дежурный – это ученик , который _________________________.

Певец – это человек, который __________________________.

Учитель – это человек, который ________________________.

Ручка – это предмет, которым ________________________.

Кисточка – это предмет, которым ________________________.

Ложка – это предмет, которым ______________________.

Стул – это предмет, на котором _____________________.

Игры на выделение букв в словах, на составление и придумывание слов.

  1. На картинке нарисованы предметы. Предлагается назвать те из них, которые начинаются на определённую букву.
  2.  Даётся задание составить новое слово

Кот          Дон

321          123

Ток          Дно – ответ.

  1. Предлагается взять по первому слогу из каждого слова и составить новое. Получается имя сказочного героя.

Кора, лото, боксёр.

Ответ: колобок.

4. Нужно отгадать спрятанную в словах букву и записать её в прямоугольнике.

                                                Ра – ость

                                                - руг               Ро – ина

                                                        

                        - обрый

                        - е- ушка

                                                

                                                Обе –

5. Дан первый слог слова. Предлагается отгадать, какое слово задумал ведущий. Отгадавшему нужно придумать новое слово. Например, первый слог мА.

Ответы: мама, машина, маска, май. Последнее слово является задуманным.

6. Игра «Наборщик». Учащимся предлагается какое-либо слово, и они должны на каждую букву исходного слова «набрать» наибольшее количество слов (имён существительных). По истечении определённого времени вызванный ребёнок зачитывает придуманные слова, а остальные вычёркивают повторяющиеся. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее количество неповторяющихся слов. Например,

Исходное слово: в           е            с            н              а

Возможные      вишня       евро       соль       нож           апельсин

Ответы:           велосипед  ель      самолёт   нитки        аист

                       вода         енот      самокат   ножницы   арбуз

                           воробей    еда       сосна       носорог     август

                           ветка        ежи       салют       насекомые астра

        7. Составить слова из букв, данных вперемежку. Например, мод, кроу, орвонтки.

Ответ: дом, урок, воротник.

  1. В написанных словах «потерялись» буквы. Предлагается их отыскать. Например, за-адка, с-лнечный.
  2. Даются первач и последняя буквы слова. Кто больше придумает слов по данной схеме. Например,р-а.

Ответы: река, роза, рука, репа, рама, рога, руда, роса.

  1. Предлагается составить возможно большее количество слов из написанных по кркгу букв. Читать слова можно и слева направо и справо налево, но буквы располагать обязательно подряд. Например,

Ответ: сок, коса, оса, сад, око, осадок, код, ода, да.

  1. Узнавание предметов по данным признакам. Задания даются в форме загадок:

Сладкий, белый, кладут в чай. (Сахар.)

Белая, солёная, кладут в суп. (Соль.)

Дождь, пасмурно, листопад. (Осень.)

Пушистый, ходит, мяукает. (Кот.)

(Ответы могут быть написаны на табличках, из которых дети выбирают соответствующию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольная речевая игра для детей "Читаем и составляем слова"(ИП Бурдина С.В.)

Предлагаем вам занимательную игру для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой, детисмогут потренироваться в составлении и чтении различных слов.Кроме того, игра поможет детям ассоцииров...

Речевые игры для развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание соци...

Методическое пособие "Речевые игры в логопедической работе с "особыми детьми".

Игры, представленные в пособии, могут использоваться на логопедических занятиях по автоматизации звуков с детьми специальных классов. Они адаптированы для данной категории детей....

Речевые игры на занятиях по развитию речи

Из опыта работы по применению речевых игр с дошкольниками...

Круглый стол на тему: "Речевые игры дома"

Рекомендации родителям по развитию речи детей дома....

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...