Речевые игры на занятиях по развитию речи
методическая разработка по теме

Из опыта работы по применению речевых игр с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_1.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества «Созвездие»

                                        Капуста С.М.

«Речевые игры на занятиях по развитию речи»                                                        (методические рекомендации)

        

                г. Краснодар

                2011 г.

           Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в студии раннего развития с детьми 4-6 лет.

           Из опыта работы с детьми 4-6 лет в студии раннего развития систематизирован материал по речевым играм.

Автор: Капуста Светлана Михайловна                                                                                                                                                                 педагог дополнительного образования, заместитель директора по                                                                    НМР МОУДОД ДДТ «Созвездие»

        Пояснительная записка

         Данные методические рекомендации, на мой взгляд, актуальны, так как  дети страдают нарушениями  речевого аппарата, некоторые дети в свои 4 года практически не говорят.  Мы, взрослые, забыли про речевые игры, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи.

        Некоторые ученые пришли к выводу, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и как следствие развитие речи.

Можно выделить речевые игры, связанные с пальчиковыми играми

      Цель методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования в  использовании речевых игр на занятиях с детьми 4-6 лет в студии раннего развития.

Использование данных методических рекомендаций в системе дополнительно образования может способствовать увеличению количества детей с правильным произношением.

Особенность предлагаемой работы состоит в том, что речевые игры используются на каждом занятии по развитию речи, а также на занятиях  по другим предметам

      Развитие речи у детей 4-6 лет происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в 4-х летнем возрасте.  Моя задача помочь ребенку, с помощью речевых игр научиться правильно  произносить слова.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова, строить предложения, отвечать на вопросы, громко и четко рассказывать стихотворения.


На своих занятиях использую такие речевые игры как:

- чистоговорки,

- считалочки,

- скороговорки,

- стихотворения на произношение какой- либо буквы,

- песенки,

- сюжетные картинки,

-пальчиковые игры.

При изучении новой буквы даю детям обязательно стихотворение на эту букву, чистоговорку, а также составляем совместно с детьми рассказ по сюжетной картинке.

Оборудованием для проведения речевых игр могут быть : мяч, мягкие игрушки,  аудио записи, перезентации.

После систематических занятий  с использование речевых игры у детей значительно улучшается произношение. Становиться более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух, чище и четче речь, появляется умение составить текст по картинке из 10 предложений, переставлять слова в предложении.
Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию, вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, подбирать  картинки к услышанному звуку.
Цель речевых игр - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Для проведения этих игр можно порекомендовать следующую литературу: Чуковский К.  От двух до пяти.

Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»

С. Буланова  «Азбука»

С.Я. Маршак «Азбука в стихах и картинках»

Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок

 Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1.     Активизировать жизнь детей.2.     Развивать речь и слуховое восприятие.3.     Во...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.

Данная статья будет полезна  педагогам коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой речевого развития....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...