Арттерапевтические занятия.Планирование по куклотерапии.
статья на тему

Василенко Светлана Викторовна

 

Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в специальных коррекционных школах интернатах и считается педагогической инновационной технологией, способствующей сохранять здоровье детей. Арттерапия направлена на психологическое оздоровление, профилактику отклонений, коррекцию личностного развития детей с нарушением развития. 

Куклотерапия  используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя ( сказки, мультфильма, игрушки) и на творческой работе с пальчиковыми перчаточными куклами.

Использую данную методику при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы.

Огромны и воспитательные возможности данной методики.Участвуя в занятиях куклотерапии, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,краски,звуки.Театр позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому,что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность. Детям хочется не только слушать сказку, но и принимать в ней участие. А это значит – можно использовать наиболее полно все каналы коммуникации, вербальные и невербальные: язык жеста, тела, визуального образа, движения, звука.

Это особенно важно при работе с детьми, которые чаще всего  не имеют достаточно развитых средств выражения своих переживаний и общения.

Основная цель  работы занятий по куклотерапии – помощь детям в личностном развитии, приобретение новых навыков своего «Я», т.е. социализации и индивидуализации личности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

1. Выработать коммуникативные навыки, сплотить группу;

2.Последовательно знакомить детей с различными видами театра(кукольный, драматический, музыкальный);

3.Выработать основные навыки театрального мастерства: основы кукловождения,  основы актерского мастерства,  основы кукольного теарта;

4. Развивать артистические способности у детей, в плане переживания и воплощения образа;

5. Моделировать рефлексы социального поведения в заданных условиях;

6. Воспитывать и поддерживать желание детей выступать перед сверстниками, родителями;

7. Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Содержание курса составляет шесть тем. Каждая тема способствует реализации поставленных выше задач.

Тематическое планирование занятий по куклотерапии

«Кукольный театр».

 

 

 

 

п/п

 

Тема занятий

 

Содержание занятий

Дата

Провед.

1.

«Руки человека – его способ чувствовать»

Вводная беседа. Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Театральная азбука: группа, актёр, этюд. Этюдный тренаж.

 

2.

«Кукольный сказочный мир»

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Театральная азбука: кукольник, верховая кукла, перчаточная кукла, театр кукол, ширма. Этюдный тренаж. Всестороннее ознакомление с театральной куклой.Этюды с куклами.

 

3.

«Речь героя на арене»

Театральная азбука: режиссер, репетиция. Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Этюдный тренаж. Чтение и анализ пьесы. Распределение ролей.

4.

«Репетиция и отработка лексического материала с куклами на столе»

Пальчиковый игротренинг.Артикуляционная гимнастика.Театральная азбука:аншлаг, гастроли, декорации.Этюдный тренаж.Отработка действий каждого персонажа.Этюды с куклами.Работа над темпом, интонацией, выразительным чтением текста. Общая работа над спектаклем.

 

5.

«Репетиция на ширме».

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Театральная азбука: премьера, антракт, аплодисменты, поклон. Этюдный тренаж. Этюды с куклами на ширме. Общая работа над спектаклем на ширме.

 

6.

«Премьера».

Показ спектакля.Обсуждение.

 

 

Арттерапивтические занятия провожу два раза в неделю с группой детей, которые имеют следующие проблемы: искажение эмоционального реагирования,  эмоциональная неустойчивость, психоподобное поведение, агрессивность, драчливость, скованность, замкнутость, пассивность.

На таких занятиях неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.

Ребёнок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности,изобразительные материалы,а также работать в собственном темпе.Ребёнок может отказаться от выполнения некоторых заданий,открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п…

Рёбенок может просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем – либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

В куклотерапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, куклотерапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться  в развитии сообразно своей природе. Она не провозглашает личностно - ориентированный  подход , а является реальным и  эффективным способом его воплощения на практике.

 Для детей с ограниченными возможностями интеллекта особенно важно создавать ситуацию успеха. Кукольный театр позволяет расширить эту проблему. Надевая на руку куклу и становясь за ширму, ребёнок оказывается в ситуации «защищённого» актёра: если выступление прошло успешно, он чувствует себя счастливым  победителем, если же оно было не совсем удачно, то ребёнок подсознательно перекладывает вину на куклу, которая в нашем случае для этого и предназначена.

Кроме того этот вид театра способствует развитию речи, её выразительности и пластичности, дифференцированности мелкой моторики руки, формированию памяти, произвольного внимания школьников. Обучающиеся  овладевая техникой владения куклами, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с отклонениями в развитии интеллекта.

Результаты работы не всегда проявляются быстро. Однако как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей повышается уровень психических процессов, исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

арттерапевтическая работа с детьми с проблемами в развитии в пришкольном лагере

Описывается трехлетний опыт работы с детьми в пришкольном лагере "Солнышко" , где арттерапия занимала большое место в воспитательном процессе.  Воспитателям лагеря была предоставлена коррекционно...

Арттерапевтические занятия.Куклотерапия.

Василенко С.В.-учитель начальных классов коррекционной школы VIIIвида. Арттерапевтические занятия.Куклотерапия. Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в...

Арттерапевтические занятия.Планирование по куклотерапии.

Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в специальных коррекционных школах интернатах и считается педагогической инновационной технологией, способствующей сохранят...

Арттерапевтические занятия в коррекционной школе.Планирование по куклотерапии.

Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в специальных коррекционных школах интернатах и считается педагогической инновационной технологией, способствующей ...

Презентация теоретического занятия "Планирование семьи"

В данной презентации освещены вопросы планирования семьи и контрацепции. Выделены преимущества и недостатки методов. Представлены данные о современных методах контрацепции. Указаны возможности хирурги...

Рабочая программа арттерапевтических занятий для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся 3-8 классов

Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют...

Арттерапевтические игры и упражнения

Арттерапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергитических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих пробле...