Рабочая программа арттерапевтических занятий для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся 3-8 классов
рабочая программа по психологии по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.

Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют лучшей социализации, коррекции эмоциональных проблем и поведенческих нарушений учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_artterapiya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a

тел./факс 252-04-56

                           

Принята                                                                                            «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                               Директор школы

Протокол № «___» от __________г.                                               ____________М. Г. Черных

                                                                                                           «___»________________ г.

Рабочая программа

арттерапевтических занятий

для коррекции эмоционально-волевой сферы

 и поведения учащихся

3-8 классов

Принято на заседании научно-методического отдела

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.

Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

1. Пояснительная записка

- актуальность программы

- цели и задачи программы

- количество и длительность занятий

- целевая группа

- прогнозируемые результаты

- параметры результативности и диагностика

- организационно- педагогические условия

2. Характеристика целесообразной методики построения курса.

3. Содержание программы

4. Учебно-тематический план

5. Список используемой литературы

6. Приложение 1

1. Пояснительная записка

        

  1. Актуальность программы:

        Дети с тяжелыми нарушениями речи зачастую имеют  множество личностных, эмоциональных проблем. Это может быть связано с комплексами по поводу собственного дефекта, органическим поражением коры головного мозга, что приводит к утомляемости, гиперактивности, подверженности стрессам. Также причинами указанных проблем могут быть отношения в семье и другие, характерные и для детей не имеющих проблем развития. Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, а также различные акцентуации характера. Все это может сильно осложнять процесс пребывания ребенка в школе, получения им полноценного образования, налаживание контактов со сверстниками и педагогами.

Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте. В рисунках ребенок может отработать проблемы, выразить их линией и цветом, происходит коррекция эмоционального состояния, снятие стресса, ребенок может лучше познать самого себя. Кроме того, этот вид работы нравится практически всем детям и не требует больших материальных затрат либо сложной подготовки.

Одни и те же техники арттерапии могут быть использованы в работе с детьми практически любого школьного возраста, когда дети способны адекватно отразить с помощью рисования свое эмоциональное состояние.

        Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют лучшей социализации, коррекции эмоциональных проблем и поведенческих нарушений учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Целью данной программы является:

Оптимизация психоэмоционального состояния детей.

  1. Задачи программы:

- психологическая коррекция страхов

- снижение уровня  тревожности

- психологическая коррекция агрессии

- развитие коммуникативных навыков

- формирование навыков саморегуляции поведения

- формирование навыков самопознания и адекватной самооценки

- развитие творческого потенциала детей.

  1. Количество и длительность занятий, целевая группа:

Программа рассчитана на 15 занятий, длительностью 45-60 минут. Работа может проводиться индивидуально либо небольшими группами.

        Занятия могут проводиться с детьми практически любого школьного возраста.

        

  1. Прогнозируемые результаты:

- снижение уровня личностной и школьной тревожности учащихся

- снижение вербальной физической и ауто агрессии

          - развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля       собственных эмоциональных состояний.

          - повышение самооценки и уверенности в себе

          - проработка имеющихся страхов

          - улучшение психоэмоционального состояния участников.

  1. Параметры результативности и диагностика

В качестве критериев эффективности программы используется сравнительная оценка показателей психоэмоционального состояния учащихся в начале и по окончании занятий. Использовали следующие методики:

- тест школьной тревожности Филлипса

- тест дифференцированной самооценки состояния (САН: самочувствие, активность, настроение);

- анкеты обратной связи участников

- мониторинг обученности учащихся

- мониторинг воспитанности учащихся

- психолого-педагогический мониторинг        

  1. Организационно- педагогические условия
  1. Временные и материальные ресурсы.

Группа формируется на основе добровольного согласия участников, по запросу классного руководителя, на основании имеющихся данных об учащихся. Каждая группа состоит из 3-5 человек

  1. Условия  проведения:

Занятия  проводятся в кабинете психолога - просторном, хорошо проветриваемом помещении, где созданы условия для занятий и релаксации.

2. Характеристика целесообразной методики построения курса.

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.

Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с целями, задачами программы и конкретного занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью.

Используемые педагогические технологии.

Техники арттерапии, релаксации, психокоррекционные игры и упражнения, беседы с учащимися, музыкотерапия

3. Содержание программы

Занятие 1. Знакомство

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Упражнение "Имя и информация",  принятие правил работы в группе. Мини-лекция с обратной связью, в которой даются общие сведения о том, что такое арттерапия. Обсуждаются понятия «состояние», «тревожность», «депрессия», «страхи», «агрессия».  Входная диагностика.

Антистрессовая релаксация.

Завершается каждое занятие процедурой антистрессовой релаксации и обратной связью с участниками занятий о степени их удовлетворенности совместной деятельностью.

Занятие 2. Дерево, которое знает, что скоро весна

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Психокоррекционное упражнение «Кокос».

Рисование по теме – «Дерево, которое знает, что скоро весна». Рассказ учащимися о своих работах, как они выразили замысел.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 3. Человек, срывающий яблоко.        

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Психокоррекционное упражнение «Волшебный магазин».

Рисование по теме: «Человек, срывающий яблоко.» Обсуждение работ и способов, с помощью которого человек добрался до яблока.

Антистрессовая релаксация – звуки природы, рефлексия. Прощание.

Занятие 4. Волшебная страна чувств.

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Презентация «Эмоции и чувства».

Рисование по теме: «Волшебная страна чувств». Демонстрация работ.         

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 5. Маски.

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Упражнение на активацию участников – «Комплименты».

Рисование по теме: «Маски». Презентация масок – озвучить, показать движения. Рассказ о маске.

Антистрессовая релаксация – просмотр видеоматериалов, рефлексия, прощание.

Занятие 6. Куст роз.

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Упражнение – представить себя в виде куста роз. Обсуждение, ответ на вопросы психолога.

Рисование по теме: «Куст роз».

Психокоррекционная игра «Доброе животное», рефлексия, прощание.

Занятие 7.  Мой герб

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Заполнение анкеты о себе. Обсуждение. Беседа о том, что такое герб.

Рисование по теме: «Мой герб». Презентация герба, объяснение рисунка.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 8. Афоризмы

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Мини-лекция на тему «Что такое афоризм». Совместное чтение афоризмов.

Рисование по наиболее понравившемуся афоризму.

Афоризмы подбираются в зависимости от актуальных проблем учащихся.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

 Занятие 9. Дорога

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Учащиеся занимают удобную позу, закрывают глаза, представляют дорогу в своем воображении.

Рисование по теме: «Дорога». На рисунках символами учащиеся изображают где они находятся на дороге. Обсуждение работ.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 10. «Сказочный герой, который отправляется в сказочное путешествие».

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Интерактивная беседа – «На какого сказочного героя я хочу быть похожим. Почему?». Обсуждение атрибутов, которые взяли бы с собой в сказочное путешествие. Рисование по теме.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 11. Открытки с изображением шедевров ИЗО.

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Психокоррекционное упражнение «мысленные картинки». Демонстрация участникам открыток с изображением шедевров изобразительного искусства.  

Каждый участник выбирает наиболее впечатлившую открыткой. Рисование по открытке.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 12. Буклет.

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Интерактивная беседа на одну из тем: Что такое счастье.

- О любви.

- Как переживать обиды.

- Как решать конфликты.

(в зависимости от контингента учащихся).

Участники делают буклеты по теме беседы.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 13. Рисование музыки.

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Психокоррекционное упражнение «Доброе животное». Слушание музыки из УМК психолога. Рисование под музыку. Обсуждение чувств, которые вызвала музыка.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 14. Коллаж: прошлое, настоящее, будущее…

Введение в атмосферу занятий, приветствие. Коллективная фантазия «Жизнь, о которой я мечтаю». Участникам предлагается сделать коллаж по теме занятия «Прошлое, настоящее, будущее». Презентация работ.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

Занятие 15. До свидания!

Введение в атмосферу занятий, приветствие.

Психокоррекционное упражнение «Проблема».

Заключительная диагностика.

Антистрессовая релаксация, рефлексия, прощание.

4.  Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол.-во часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Знакомство.

1

0,25

0,75

2

Дерево, которое знает, что скоро весна.

1

0,25

0,75

3

Человек, срывающий яблоко.

1

0,25

0,75

4

Волшебная страна чувств.

1

0,25

0,75

5

Маски.

1

0,25

0,75

6

Куст роз.

1

0,25

0,75

7

Мой герб.

1

0,35

0,65

8

Афоризмы.

1

0,35

0,65

9

Дорога.

1

0,25

0,75

10

Сказочный герой, который отправляется в сказочное путешествие.

1

0,25

0,75

11

Открытки с изображением шедевров ИЗО.

1

0,25

0,75

12

Буклет.

1

0,25

0,75

13

Рисование музыки.

1

0,25

0,75

14

Коллаж: прошлое, настоящее, будущее…

1

0,25

0,75

15

До свидания!

1

0,25

0,75

Психолог может добавлять в занятия упражнения на релаксацию, проводить игры, беседы, в зависимости от индивидуальных особенностей и проблем учащихся.

5. Список используемой литературы

 Ананьев Б. Г. Избр. психол труды. Т. 1. М., 1982

 Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М.   «Совершенство», 1998

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968

Выготский Л. С. Собр. Соч. – М. 1982

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998

Дубровина И. В.«Индивидуальные особенности школьников»

Овчарова  Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М., 1996

Рогов И. Е. «Настольная книга школьного психолога», - М. 1996

Изард К. «Эмоции человека» Москва, 1980

Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации «Вопросы психологии»1984 № 4

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Я., 1997

Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994

Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М. 1991

Раттер М. «Помощь трудным детям» М. 1987

Приложение 1

Описание некоторых арттерапевтических техник:

-«Афоризмы»

Предлагаем ребенку из картотеки афоризмов выбрать то, что ему близко. Необходимо объяснить почему выбрано то или иное изречение, как ребенок понимает его, затем нарисовать картину, навеянную афоризмом.

- Открытки с изображением шедевров изобразительного искусства (наборы из коллекций Эрмитажа, Русского музея и т. д.). Необходимо выбрать открытку, наиболее впечатлившую, сделать свой рисунок. Ребенок описывает свои чувства при виде картины, и в процессе рисования.

-«Куклы» - делаем с ребенком куклу из бумаги, бросового материала и прочих материалов. Нужно придумать историю куклы.

- «Дерево» модифицированная методика «Дом, дерево, человек» темы:

а) человек, срывающий яблоко. Обращать внимание на яблоки, каким способом человек добирается до плодов (принес лестницу, трясет дерево).

б) Дерево, которое знает, что придет весна.

в)Расположить дерево в большом круге из ватмана.

- «Дом» - постройка дома из бросового материала.

- «Человек» - рисунок на обоях – ребенок ложится, психолог обводит контур фигуры. Затем раскрашивание картины (внутренний мир, внешний мир), обязательно нарисовать лицо.

- «Куст роз» (диагностика и коррекция отношений с окружающими).

Ребенок принимает удобную позу и должен представить себя в виде куста роз. Задаются вопросы – есть ли бутоны? Какого они цвета? Какой стебель, шипы? Что окружает розу? Ухаживает ли кто-то за ней? Как она себя чувствует? Затем ребенок рисует куст роз.

Вопросы по рисунку:

1. каким кустом роз ты являешься? Как выглядишь?

2. расскажи мне о своих цветах.

3. расскажи о своих листьях.

4.расскажи о своих стеблях и ветках.

5. у тебя есть шипы? Какие они? (если нет – как ты защищаешься?)

6. ты добрый или злой куст?

7. расскажи о своих корнях.

8. где находится роза (клумба, ваза…)

9. нравится ли тебе место, где ты живешь?

10. ты похож на розовый куст (если нет, то что это?)

11. какая погода? Что происходит при изменении погоды?

12. как ты чувствуешь себя в роли куста роз?

- «Волшебная страна внутри тебя» (до 13 лет)

рисуем силуэт человека, рядом 8 домиков, это 8 чувств (радость, гнев, обида, злость, интерес, вина, грусть, страх). Ребенок раскрашивает домики, как ему нравится (здесь возможна диагностика по Люшеру), затем заселяет домики чувствами.

Силуэт человека – карта страны, нужно раскрасить чувствами.

Голова – ментальность

Руки – коммуникативные навыки

Грудь – эмоции

 Таз – влечение, интерес

Ноги – чем ты движим

- «Маски»

ребенку предлагается сделать свою маску. Затем можно презентовать ее- озвучить, показать движения, рассказать о ней.

Как ты думаешь, что она скрывает?

Для работы со страхами можно нарисовать страшные маски, надеть их.

 Маска добро/зло.

- Коллажи:

«Прошлое, настоящее, будущее»

«То, что радует и что огорчает»

«Агрессивность и ее смысл» и др.

- «Герб»

 предлагается ребенку нарисовать свой герб, затем рассказать о нем.

- Рисование музыки.

 Ставится музыка, вызывающая сильные, глубокие чувства, размышления. Нужно нарисовать свои ощущения либо историю, придуманную под влиянием мелодии. (можно рисовать пальцами).

Далее нужно назвать работу, проговорить почему использованы те или иные цвета.

- Буклеты.

 На темы: жалобы, гнев, счастье, вещи, которые мне (не) нравятся, кое-что обо мне… предлагаем сделать буклет.

- «Дорога» - ребенок принимает удобную позу, закрывает глаза, представляет дорогую затем рисует, символом обозначает, где находится на этой дороге, представляет своего помощника.

- Рисование сказочного героя, который отправляется в далекое и опасное путешествие. Рисуем атрибуты: костюм, то что берет с собой.  Представляем, что говорит этот герой.

Релаксация. Снятие эмоционального напряжения:

- психогимнастика

- способы дыхания

- слушание медитативной музыки

- методы экологической психологии (звуки природы, смотрим на огонь, воду и т. д.)

- медитация

- ароматерапия

- сухой бассейн и т. д.

Примеры  психокоррекционных упражнений(используются на занятиях):

- «Кокос»

Дети передают по кругу какой –либо предмет, нужно придумать как можно больше необычных способов его применения.

- «Волшебный магазин»

В волшебном магазине ты можешь приобрести любое качество, которого тебе не хватает, но взамен должен отдать равноценное (например: доброту за ум). Выясняются собственные достоинства, и каких качеств сильно не хватает.

- «Доброе животное»

Все встают в круг, ведущий говорит, о том что мы все большое доброе животное, когда оно вдыхает - расходимся, когда выдыхает – сходимся.

- «Пирог»

Один из детей ложится на ковер, вокруг него другие участники, они должны испечь пирог, они его «месят», «кладут начинку» и т. д. участникам весело, а «пирог» получает легкий массаж.

- «Старая фотография»

 Методика из направления психодрамы, дети должны изобразить какую либо фотографию, под руководством одного, затем он рассказывает о ней.

- Проигрывание ситуаций из жизни

Тематика бесед рекомендованных для проведения классным руководителем в классе:

- Моя семья.

- Что такое счастье.

- О любви.

- Как переживать обиды.

- Как решать конфликты.

- Я больше всего боюсь…

- Что заставляет меня нервничать.

- Жизнь о которой я мечтаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

Коррекция эмоционально-волевой сферы как средство улучшения социальной адаптации ребенка

Для коррекция эмоционально-волевой сферы школьные психологи используют различные методы.  Упражнения с использованием рисования и беседы имеют свои приемущества....

Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Тема: «Грусть»Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.Задачи:1).Формировать понятие о чувстве и эмоции грусть;2).Развивать умение адекватно выражать свои эмоции (гру...

Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы

Формирование у детей положительных черт характера, доброго отношения к окружающим....

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста. Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной программе является, во-первых, коорекция отклонений в эмоционально-волевом раз...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната"

Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л....