Программа занятий по факультативу «Конструирование и моделирование»
методическая разработка (6 класс) по теме

 

Моделирование и конструирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.
Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий по факультативу «Конструирование и моделирование»

ГОСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»  учитель трудового обучения : Васин Сергей Николаевич

Пояснительная записка

Моделирование и конструирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.

Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.

Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Программа кружка рассчитана на три года обучения. Ребята занимаются в разновозрастных группах, при этом старшие помогают в обучении начинающих технике изготовления моделей и их окрашивания.

В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей, использованием различных видов инструментов и материалов, выступают с докладами и сообщениями на исторические темы, изучают исторические факты создания техники и ее применения.

Учебно-тематический план занятий

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Первый год обучения

1. Вводное занятие.

3

3

-

2. Выбор модели и чтение схем и чертежей.

3

1

2

3. Инструменты и материалы.

6

1

5

4.Изготовление модели.

51

5

46

5. Окраска модели.

10

3

7

6. Заключительное занятие.

3

3

-

ИТОГО:

76

16

60

Второй год обучения

1. Вводное занятие

3

3

-

2. Выбор моделей и чтение схем и чертежей.

3

1

2

3. Проектирование модели

9

3

6

4. Изготовление модели

35

3

32

5. Изготовление грунта, травы и деревьев.

10

2

8

6. Окраска модели

10

3

7

7. Сборка элементов модели

3

1

2

8. Заключительное занятие.

3

3

-

ИТОГО:

76

19

57

Третий год обучения

1.Вводное занятие.

3

3

-

2. Выбор модели

9

3

6

.3 Изготовление модели

40

3

37

5. Окраска элементов модели

15

3

12

6. Сборка диорамы.

6

1

5

7. Заключительное занятие.

3

3

-

ИТОГО:

76

16

60

Содержание программы

Первый год обучения – 76 часов (теория - 16 и практика - 60)

Тема: Изготовление модели «Марсохода» из бумаги и картона.

Цель: Развить навыки работы с чертежами. Уметь размечать, работать с клеем.

Трудовая деятельность

Художественно-творческая изобразительная деятельность

Организация рабочего места при работе с различными материалами. 

О правилах пользования инструментами: резцами, пинцетом, кисточкой, ножницами.

О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”.

О материалах: Бумага цветная, картон. Их свойства и возможности применения.

Организация рабочего места при окрашивании деталей модели 

Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками.

Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”) , графит, гуашь.

О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей.

Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья.

Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Соотношение частей модели.

Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций. 

Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное.

Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе.

Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.

Компоненты изобразительной деятельности: изготовление и подготовка к работе палитры, способы разведения и смешивания красок, нанесение точек, линий, мазков.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу первого года обучения учащиеся должны:

По трудовой деятельности знать и уметь:

  1. Виды материалов, их свойства и способы применения при изготовлении   моделей.
  2. Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
  3. Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
  4. Технологическую последовательность изготовления моделей.
  5. Способы соединения с помощью клея.
  6. Виды отделки.

Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами. Контроль осуществляет учитель.

Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку. Экономно использовать материалы при изготовлении модедей.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Знать особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания моделей.

Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.

Второй год обучения – 76 часов (теория - 19 и практика - 57)

Тема: Изготовление модели «Карета для Золушки»

Цель: Уметь применять различные материалы для изготовления модели, грунта, травы, деревьев.

Трудовая деятельность

Художественно-творческая изобразительная деятельность

Самостоятельная организация рабочего места при работе с различными материалами. 

О правилах пользования инструментами: резцами, ножовкой, кисточкой, пинцетом, лобзиком.

О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”.

О материалах: природные материалы (грунт, камни), виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения.

Самостоятельная организация рабочего места при окрашивании деталей моделей. 

Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками.

Приемы работы с лобзиком.

Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”),  графит, гуашь, масляные краски.

О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей. 

Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья.

Основы композиции. Соотношение частей модели. Пропорции. Соответствие формы и содержания композиции. Соответствие выбранной тематике. Трехмерный передний план. Планирование сюжета.

Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций. Типы оснований. Проектирование модели под руководством учителя. 

Разделение заготовки на части при помощи лобзика, ножовки, резца, зачистка деталей.

Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное.

Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе.

Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.

Сборка модели.

Компоненты изобразительной деятельности: Окраска грунта, кустарников. Изготовление травы. Окрашивание деталей кареты.

Оформление модели кареты: Выполнение рельефа местности, расположение кареты на местности.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форм а и содержание, композиция, дисгармония. 

По трудовой деятельности знать:

Знать виды применяемых при изготовлении моделей материалов, их свойства, способы получения объемных форм.

Уметь самостоятельно выполнять разметку.

Под контролем учителя проводить анализ образца (моделей техники, здания, сооружения и т.д.), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Иметь представление о пропорциях и масштабе изделий, архитектуре.

Уметь при помощи лобзика выпиливать детали модели. Самостоятельно окрашивать детали модели.

Третий год обучения – 76 часов (теория - 16 и практика - 60)

Тема: Самолетостроение. Изготовление модели самолета «Миг-29»

Цель: Изготовить модель повышенной сложности с применением различных материалов.

Трудовая деятельность

Художественно-творческая изобразительная деятельность

Самостоятельная организация рабочего места при работе с различными материалам и помощь начинающим.. 

О правилах пользования инструментами: резцами, напильниками, надфилями, наждачными шкурками, шпателями, пинцетом, кисточкой.

О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”, эпоксидной шпаклевкой.

О материалах: природные материалы, виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения.

Самостоятельная организация рабочего места при окрашивании деталей модели и помощь в работе начинающим.

Приемы работы кистью, гелевыми ручками, шпатлевками.

Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), шпатлевки, масляные краски.

О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение дета-лей, самостоятельное изготовление мелких конструктивных деталей военной техники. 

Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья.

Основы композиции: совокупность всех средств в создании целостного образа модели самолета.

Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций, самостоятельная разработка планов, схем и эскизов деталей. 

Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей.

Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное, пайка.

Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе.

Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.

Сборка модели.

Компоненты изобразительной деятельности: смешивание красок, высветление, базовая тех-ника, выполнение аксессуаров. 

Самостоятельное оформление модели в соответствии с чертежом.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

По трудовой деятельности знать:

Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами, оказывать помощь начинающим.

Самостоятельно выстраивать весь процесс выполнения модели(от замысла до практической его реализации), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Уметь самостоятельно претворять творческий замысел в создании модели на военно-исторические темы.

Литература 

  1. Техническое творчество в начальных классах. Г.И. Перевертень изд. Просвещение 1988г.
  2. ; Прекрасное своими руками; изд.  Детская литература 1979г.
  3. ;Звонкая песнь металла; Федотов Г.Я. изд. Просвещение 1990г.
  4. Справочник по трудовому обучению. Москва.  Просвещение 1992г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовности на занятиях творческого объединения «Конструирование и моделирование одежды»

Данная статья способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное....

Образовательная программа дополнительного образования детей конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ»

Образовательная программа дополнительного образования детей  конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ». Автор составитель Гайдукова Людмила Алексеевна...

Программа занятий для старшего дошкольного возраста по конструирование и моделированию

Программа по легоконструированию помогает старшим школьником освоить метапредметные знания, а так же полезна для развития мелкой моторики....

Рабочая программа Детского Объединения "Лего-конструирование и моделирование"

Рабочая программа детского объединения "Лего-конструирование и моделирование"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»(общеинтеллектуальное направление)для 6 класса       ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного ко...