"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"
методическая разработка по теме

Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialno_trudovaya_adaptaciya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы по теме «Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционных школ VIII вида»

  1. Актуальность темы

Важнейшая задача специальной (коррекционной) школы  – подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. Детям с нарушением интеллекта особенно сложно освоиться в обществе, где развивается демократия, рыночные отношения, меняются требования к личности человека, характер отношений между государством и личностью, происходит рост негативных явлений, возрастает поток разнообразной информации. На уроках обществознания учащиеся получают знания, необходимые им в самостоятельной взрослой жизни.

  1. Цели  курса обществознания:

создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через  знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

  1. Задачи курса обществознания:
  1. повышение правовой культуры и грамотности учащихся для их безболезненной интеграции в современное общество;
  2. приобщение к правовому опыту, гражданственно- нравственным ценностям современного российского общества;
  3. формирование уважения к законам Отечества, активной гражданской позиции, обогащение собственного внутреннего мира;
  4. развитие и коррекция умений анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о действиях и роли граждан государства, применять полученные знания на практике;
  5. ориентирование подростков на образцы правомерного поведения, понимание ценности человеческой жизни.
  1. формирование умений использовать и применять полученные знания в жизни;
  2. учить избегать различных конфликтных ситуаций, остерегаться асоциальных поступков и правонарушений, отстаивать и защищать свои права.

  1. Основные разделы курса обществознания:

- Человек в обществе людей

- Гражданин и государство

- Права и обязанности гражданина

- Основы Трудового права

- Основы Семейного права

- Основы Уголовного права

- Основы Конституционного права

- Основы Гражданского права

- Основы Административного права

V.    Основы Трудового  права

Темы раздела

Изучаемые

понятия

Виды практических заданий

  1. Цели и задачи трудового законодательства в РФ

Трудовое законодательство

Трудовое право

Трудовая книжка

Трудовой договор

Работодатель

Отпуск

Контракт

Льготы

Гарантии

Испытательный срок

Отпуск по беременности

Охрана труда

Пенсия

Дисциплина труда

Дисциплинарные взыскания

Материальная ответственность

Профессиональные союзы

Ролевая игра «Заключение контракта»

Решение практических задач по теме «Трудовое право»

Работа с

    текстом ТК РФ

Выполнение тестовых заданий по теме «Трудовое право»

Выполнение самостоятельных и проверочных заданий

2. Трудовой договор. Заключение трудового договора.

3. Расторжение трудового договора

 4. Рабочее время

5.  Время отдыха

6.Оплата труда

7. Охрана труда. Дополнительные гарантии несовершеннолетним, инвалидам, выпускникам интернатов.

8. Трудовая дисциплина. Дисциплинарный проступок. Дисциплинарное взыскание.

9. Защита трудовых прав работников.

10. Закон о занятости населения. Статус безработного. Дополнительные гарантии по трудоустройству для инвалидов, несовершеннолетних, выпускников интернатных учреждений.

Примеры задач по теме «Трудовое право»

  1. Нина Болотова, не поступив после школы в медицинское училище, устроилась туда на работу лаборантом. При оформлении на работу ей сказали, что заработная плата по данной должности составляет 3 000 рублей. Однако у училища очень мало денег (даже нечем платить за электроэнергию!), и поэтому администрация может платить Нине только половину, т.е. 1 500 рублей.

Законно ли решение  администрации? Почему?

  1. После окончания школы рослый и симпатичный парень Костя Савельев поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела его на должность официанта.

Законно ли был произведен перевод? Почему?

  1. Торговая палатка недалеко от дома, в котором проживали подростки, учащиеся ПТУ Степанов и Шаров, специализировалась на продаже овощей и фруктов. С согласия подростков их привлекали для разгрузки арбузов каждый раз, когда постоянные работники не справлялись своими силами. Труд ребят оплачивался сдельно. Кроме того, подросткам поручалась ночная охрана арбузов, находившихся в пристроенном к палатке помещении. Участковый милиционер сообщил в инспекцию труда, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.

Может ли инспекция труда наложить штраф на хозяина торговой палатки и на каком основании?

  1. Семнадцатилетняя Катя Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела две туристические путевки и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник почтового отделения отказала ей в просьбе, заявив, что отпуск еще надо заработать.

Законен ли отказ? Почему?

  1. После окончания школы семнадцатилетний Валерий Тарасов долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолгой: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли увольнение В.Тарасова? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодательства?

  1. 16-летний Иван был уволен работодателем раньше окончания трудового договора, т.к. приехал приятель начальника из Костромы, которому необходима была работа.
  2. На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются, что это будет высокооплачиваемый труд по подъёму тяжестей продолжительностью с 15 до 24 часов.
  3. При приёме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или учёбы, заставляет подписывать контракт об обязательных сверхурочных работах.
  4. При приёме на работу 17 – летнему Дмитрию предлагает пройти испытательный срок
  5.  На каких работах запрещено использование труда несовершеннолетних?

1) пожарника;

2) шахтера;

3) бармена казино в ночное время;

4) уборщика в дневное время.

  1.  Какие документы обязан представить в отдел кадров поступающий на работу гражданин:

а) паспорт;

б) декларацию о доходах;

в) характеристику с предыдущего места работы;

г) трудовую книжку;

д) справку от врача-нарколога;

е) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

ж) документы о наградах;

з) документ об образовании;

и)документ о воинском учете

  1.  Семиклассник Ваня решил летом заработать деньги на велосипед. Он обратился в центр занятости с просьбой найти ему работу. Однако ему отказали. Нарушены ли его права?

Пример тестового задания

по теме «Особенности труда несовершеннолетних».

1. Какова продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для работников в возрасте до 18 лет?

а) 28 календарных дней;

         б) 31 календарный день;

 в) 36 календарных дней;

 г) 40 календарных дней.

2. По достижении какого возраста допускается заключение трудового договора (по общему правилу)?

 а) 14 лет;

         б) 15 лет;

 в) 16 лет;

         г) 18 лет.

3. Допускается ли привлечение лиц в возрасте до 18 лет к работам в ночное время?

 а) да;

 б) нет;

 в) да, с их согласия;

 г) да, с согласия выборного профсоюзного органа.

4. Нормальная продолжительность рабочего дня  для  работников  в возрасте от 16 до 18 лет не  может превышать

         а) 24 часа в неделю

         б) 36 часов в неделю

         в) 35 часов в неделю

         г) Количества часов, оговоренных при заключении договора

5. Какова предельная продолжительность рабочей недели учащихся в возрасте от 14 до 16 лет, работающих в свободное от учебы время по трудовому договору в период учебного года?

 а) 12 часов;

 б) 16 часов;

 в) 24 часа;

 г) 36 часов

6. Верны ли утверждения?

А. Запрещается привлекать несовершеннолетних к съемках в кинофильмах и телесериалах.

Б. Запрещается привлекать несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда.

        1) только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б

Задания для самостоятельной работы с текстом ТК РФ.

Задание № 1.

С какого возраста допускается заключение трудового договора с несовершеннолетними?

Ребята называют, что несовершеннолетние могут начать трудовую деятельность с 16 лет,  после получения полного общего образования с 15 лет, а с разрешения одного из родителей с 14 лет.

Задание № 2.

Какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетних?

Обучающиеся дают ответ: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

Задание № 3.

Выпускник школы 17-летний Валерий Тарасов устроился на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Трудовая инспекция указала на нарушение трудового законодательства, и Тарасов был уволен.

Правомерно ли увольнение Тарасова?

Давая ответ, что увольнение Тарасова правомерно, обучающиеся ссылаются на ст. 265 ТК.

Задание № 4.

17-летняя Катя Семёнова после окончания школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, т.к. ее мама купила туристические путёвки. Начальник почтового отделения в отпуске отказал.

Правомерен ли отказ?

Отказ не правомерен, т.к. ст. 267 ТК гласит, что отпуск предоставляется в удобное для них время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система подготовки к ГИА учащихся коррекционной школы VIII вида

программа подготовки к ГИА по  слесарному делу для учащихся коррекционных школ VIII вида...

система подготовки к ГИА учащихся коррекционной школы VIII вида

программа подготовки к ГИА по слесарному делу учащихся коррекционной школы VIII вида...

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...

« Воспитание мотивации у учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения».

Для оптимизации обучения  школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные  на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...