Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
план-конспект по теме

Урок литературеого чтения по теме:

внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока литературного чтения в 4 классе

Разработана Самойловой Инной Валерьевной

  учителем начальных классов

 1 квалификационной категории

КГКСКОУ Краснореченской КШИ

Тема: внеклассное чтение «Приключение Буратино или золотой ключик».  

А. Толстой

Цель: 1. Развитие навыков (качеств)  чтения; обучение краткому пересказу;

           2. развитие интереса к самостоятельному чтению доступной детской      художественной литературы;

           3. коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщения; обогащение активного словаря

Предварительная работа: чтение художественного произведения; просмотр кинофильма; прослушивание аудиосказки; рисование иллюстраций к сказке; объяснение слов и выражений

Оборудование: иллюстрации; детские рисунки; фонограмма песни; числовые таблицы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Вы читали её самостоятельно. Как она называется, вы скажите, угадав загадку.

 

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут,

Скажите, как его зовут?

(Приключение Буратино или золотой ключик)

  1. Вводная часть - Кто написал эту сказку?

(Алексей Толстой)

- Я расскажу немного об авторе этой сказки.

Алексей Толстой писал и для взрослых и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать детям эту сказку, но уже по другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.

3.- Для того, чтобы хорошо восстановить в памяти содержание сказки, я предлагаю вам вспомнить героев сказки с помощью загадок. (Приложение 1). За каждый правильный ответ на уроке вы будете получать по одному золотому сольдо. Посмотрим, кто сегодня разбогатеет как Буратино.

4. Речевая разминка

 -Сейчас каждый из вас прочтёт небольшой отрывок из разных глав сказки. Постарайтесь прочесть без ошибок, соблюдая знаки препинания и интонацию. (Первое чтение про себя, второе чтение шёпотом и третье чтение вслух для всех.) (Приложение 2)

Дети читают согласно инструкции отрывков, полученных от учителя. После чтения вслух нескольких предложений, ребёнок останавливается и рассказывает дальнейшее содержание своего отрывка.

5. Словарная работа

- В сказке встречаются незнакомые слова, давайте все вместе объясним их значение:

               очаг, шарманка, балаган, сольдо, шарманщик

6. Составление плана сказки. Пересказ.

   

 -Ребята, давайте вспомним события, происходящие в сказке. У меня есть план, но все его части перепутались. Как же быть? Чтобы сказка закончилась хорошо, необходимо расставить части плана по порядку. (На доске перепутанные части плана, дети выходят к доске по очереди и составляют план по порядку).  

  1. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу шарманщику Карло.
  2. Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино.
  3. Буратино идёт в школу.
  4. Буратино увидел афишу кукольного театра.
  5. И умненький, благоразумненький Буратино не задумываясь продаёт свою азбуку, чтобы попасть в театр.
  6. Буратино узнаёт страшную тайну и получает от Карабаса-Барабаса пять золотых монет.
  7. Хитрые мошенники кот Базилио и лиса Алиса, узнав о том, что у Буратино имеются пять золотых, решают обобрать его и заманить в страну Дураков.
  8. Тут начались у Буратино сплошные неприятности .
  9. Артемон спасает Буратино и приносит в домик Мальвины.
  10. Буратино попадает в страну Дураков.
  11. Полицейские хватают Буратино и бросают в пруд.
  12. Там он знакомится с черепахой Тортилой и получает от неё Золотой ключик.
  13. Буратино бежит из страны Дураков и встречает товарища по несчастью – Пьеро.
  14. Бой с Дуремаром и Карабасом-Барабасом на опушке леса.
  15. Но все преграды нипочём смелому Буратино. Он узнаёт тайну Золотого ключика у Карабаса и успевает раньше него открыть заветную дверцу за очагом.

7. Физминутка  (исполнение упражнений танца Буратино под фонограмму песни из кинофильма) или

Буратино потянулся.                                   Выполнять движения в

Раз – нагнулся.                                              соответствии с текстом.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл.

Ключик, видно, не нашёл.                           Жест сожаления.

Чтобы ключик                                               Повороты влево – вправо.

Нам достать                                                  Руки вверх.

Нужно

На носочки встать                                         Подъём на носки.

8. Пересказ заранее приготовленной главы сказки. Желающим ученикам предлагается пересказать понравившуюся главу сказки.

9. Дидактическая игра «Сыщики».

- Ребята, назовите слова, которые я зашифровала с помощью специального шифра. (У каждого ученика специальные числовые таблицы. Приложение 3).

16, 15, 30,4, 25, 45, 41, 15

55,85, 2, 95, 66

72, 6, 39, 8, 9, 26, 74

97, 15, 97, 15   42, 15, 69, 30, 59

84, 46, 95, 2, 64, 28, 95

42, 15, 69, 15, 61, 15, 77 – 61, 15, 69, 15, 61, 15, 77

36, 22, 32, 72   72, 36, 22, 32, 22

63, 66, 50   76, 28, 60, 87, 82, 87, 66

Дети по очереди выходят к магнитной доске и выставляют на ней карточки с именами персонажей.

- Давайте каждому персонажу подберём соответствующие черты характера.

Буратино – доверчивый, весёлый

Мальвина – красивая, воспитанная

Пьеро – грустный, влюблённый

Артемон – верный, отважный

Папа Карло – добрый, заботливый

Дуремар – болтливый, корыстный

Карабас-Барабас – злой, подлый

Лиса Алиса – хитрая, жадная

Кот Базилио – глупый, жадный

- А теперь разделим всех героев сказки на две группы. По какому принципу вы разделили героев на группы, объясните. Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

10. Подведение итогов урока. Подсчёт золотых монет. Оценки. (Ребятам предлагается самим поставить себе оценки, оценить свою работу, высказаться о том, что больше всего понравилось на уроке).

Бонус:

Викторина.

  1. Откуда у папы Карло появилось полено?
  2. Почему у Буратино длинный нос?
  3. Почему могло не состояться первое выступление кукольного театра Карабаса-Барабаса?
  4. Зачем Карабас-Барабас дал Буратино деньги?
  5. Кто помог Буратино перебраться через озеро и удрать от разбойников?
  6. Почему Мальвину называют «девочка с голубыми волосами»?
  7. Как Буратино удалось сбежать из чулана Мальвины?
  8. Почему Пьеро всегда грустный?
  9. Какая профессия у Дуремара?
  10. Какая денежная мера была в стране где жил Буратино?
  11. Что скрывалось за нарисованным очагом в коморке папы Карло?
  12. Как назывался кукольный театр за потайной дверью?

Приложение 2

1. Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время.

Джузеппе надел очки, повертел в руке полено и начал его тесать топориком.

Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал:

-Ой-ой, потише, пожалуйста!

2.Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага – в стене против двери.

Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста.

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

«Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одну семью – всех их звали Буратино: отец-Буратино, мать-Буратино, дети-тоже Буратино…Все они жили весело и беспечно…»

3.Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, -маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.

Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажный змей…

Улицу переходил полосатый кот Базилио. Которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался от этого.

Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалёку, на берегу Средиземного моря, играла весёлая музыка.

4.В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево.

Что есть духу он пустился бежать к морю. Он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра.

Наверху балагана, приплясывая, играли четыре музыканта.

Внизу полная улыбающаяся тётя продавала билеты.

Буратино дёрнул за рукав одного мальчишку:

-Скажите, пожалуйста, сколько стоит входной билет?

Мальчик ответил сквозь зубы, не спеша:

-Четыре сольдо, деревянный человечек.

5.Из-за картонных деревьев выскочило множество кукол – девочки в чёрных масках. Страшные бородачи в колпаках, мохнатые собачки с пуговицами вместо глаз, горбуны с носами, похожими на огурец…

Все они подбежали к свечам, стоящими вдоль сцены, и, вглядываясь затараторили:

-Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, весёлый плутишка буратино!

Тогда он с лавки прыгнул на сцену.

Куклы схватили его, начали обнимать, целовать, щипать…

6.Но тут Карабас-Барабас, видимо не желая проговориться о какой-то тайне, обоими кулаками заткнул себе рот. И так сидел некоторое время, глядя выпученными глазами на погасающий огонь.

-Хорошо, - сказал он наконец, - я поужинаю недожаренным кроликом и сырыми цыплятами. Я тебе дарю жизнь, Буратино. Мало того…

Он залез под бороду в жилетный карман, вытащил пять золотых монет и протянул их Буратино:

- Мало того… Возьми эти деньги и отнеси их Карло. Кланяйся и скажи, что я прошу его ни в коем случае не умирать от голода и холода и самое главное – не уезжать из его каморки, где находится очаг, нарисованный на куске старого холста. Ступай, выспись и утром пораньше беги домой.

7.Лиса села на хвост, облизнулась:

- Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастит небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?

Буратино даже подпрыгнул:

- Врёшь!

-Идём, Базилио, - обиженно свернув нос, сказала лиса, - нам не верят – и не надо…

- Нет, нет, - закричал Буратино, - верю, верю!.. Идёмте скорее в Страну Дураков!...

8.Буратино заметил, сидя на самой верхушке, что конец бороды Карабаса Барабаса, приподнятой ветром, приклеился к смолистому стволу.

Буратино повис на суку и, дразнясь, запищал:

- Дяденька, не догонишь, дяденька, не догонинишь!..

Спрыгнул на землю и начал бегать кругом сосны. Карабас Барабас, протянув руки, чтобы схватить мальчишку, побежал за ним, пошатываясь, кругом дерева.

Обежав один раз, вот-вот уж, кажется, и схватил скрюченными пальцами удирающего мальчишку, обежал другой, обежал в третий раз…

Борода его обматывалась вокруг ствола, плотно приклеивалась к смоле.

Когда борода окончилась и Карабас упёрся носом в дерево, Буратино показал ему длинный язык и побежал к Лебединому озеру – искать Мальвину и Пьеро.

9.Карло старательно обмёл паутину. Тогда стала видна небольшая дверца из потемневшего дуба. На четырёх углах на ней были вырезаны смеющиеся рожицы, а по середине – пляшущий человечек с длинным носом.

Когда с него смахнули пыль, Мальвина, Пьеро, папа Карло, даже голодный Артемон воскликнули в один голос:

- Это портрет самого Буратино!

- Я так и думал, - сказал Буратино, хотя он ничего такого не думал и сам удивился. – А вот и ключ от дверцы. Папа Карло, открой.

- Эта дверца и этот золотой ключик, - проговорил Карло, - сделаны очень давно каким-то искусным мастером. Посмотрим, что спрятано за дверцей.

10.Первое, что они увидели, когда пролезли в отверстие, - это расходящиеся лучи солнца. Они падали со сводчатого потолка сквозь круглое окно.

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди неё стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии.

С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зелёной жести ярко блестели.

На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки.

Приложение 1

Загадки

Алексей Толстой когда-то

Книжку подарил ребятам

«Приключения Буратино».

В ней Пьеро есть и ……………………………(Мальвина)

Папа Карло удивлён:

Стукнул по полену он –

И сучок стал носом длинным…

Так родился………………………………….(Буратино)

Кто за дверью жил сто лет

И картины знал секрет…

Этот мудрый старичок

Говорящий был…………………………………(Сверчок)

Верный друг у кукол был,

Помогал и сторожил…-

Благороден и умён

Белы пудель…………………………………..(Артемон)

Никого пёс не боялся:

С крысой Шушарой сражался

И рычал в бою он басом

На злодея ……………………………………..(Карабаса)

Хулиганили в округе

Кот Базилио с подругой…

Притворялась доброй лиской

Хитрая лиса …………………………………..(Алиска)

Кто пиявки добывал,

Всем леченье предлагал?

Сам был болен он и стар –

Друг злодея………………………………………(Дуремар)

Помните, как из кувшина

Слушал тайну Буратино?

Как сбежал он, ха-ха-ха…

На хвосте у ………………………………………(петуха)

Очутился на беду

Буратино, вдруг, в пруду…

До чего же страшно было,

Приплыла когда…………………………………….(Тортила)

Много приключений было

С Буратино в сказке той:

Дарит старая Тортила

Куклам ключик…………………………………….(золотой)

Вот мы книжку прочитали,

Тайну ключика узнали.

И опять вернулись в дом

Папы Карло. За холстом

Дверь была…Пришли ребята

В чудный кукольный………………………………(театр)

Он – актёр у Карабаса.

Он грустит, но он не плакса.

А для грусти есть причина –

Нравится ему Мальвина.

Даже больше, он влюблён,

Ей стихи слагает он, взяв бумага и перо.

Как поэта звать?.............................................................(Пьеро)

     Приложение 3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида) Тема: Работа над содержанием и чтением стихотворения Е. Серова «Ябеда»

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида) Тема: Работа над содержанием и чтением стихотворения Е. Серова «Ябеда»...

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида) Тема: Работа над чтением и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее»

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида)Тема: Работа над чтением  и пересказом рассказа В. Осеевой  «Хорошее»...