Применение инновационных технологий
статья по теме

Ильясова Татьяна Геннадьевна

 

Применение инновационных технологий при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровьяв специальной (коррекционной)  VIII вида школе № 9 г. Новороссийска.

Статья о совмещении традиционных и инновационных технологий в работе педагогического коллектва школы. О перспективах и планах по внедрению инноваций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnye_tehnologii_okt_10.odt15.37 КБ

Предварительный просмотр:

И. Ю. Борискина, учитель-дефектолог

Т. Г. Ильясова, учитель-дефектолог      

ИНФОРМАЦИЯ

Применение инновационных технологий

при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в специальной (коррекционной) школе № 9 г. Новороссийска

        «Успеха добивается лишь тот, кто действует!» - эти слова стали девизом педагогов специальной школы № 9 г. Новороссийска для детей с ограниченными возможностями здоровья.

        При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, традиционно применяются особые коррекционные педагогические технологии, позволяющие добиваться прогресса в обучении и воспитание. Тенденции развития педагогики, перспектива «Новой школы», поддержание президентских инициатив в полной мере касаются и специального образования, в частности школы № 9 г. Новороссийска. Целью коррекционного обучения является как можно более полное и многогранное включение выпускников школы в социум. Применение инновационных технологий способствует дальнейшей социализации.

        С 2005 года в школе № 9 применяется технология уровневой дифференциации учебного процесса с учётом потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Созданы классы для детей со сложной структурой дефекта,  в которых обучается до 6 учащихся, интеллектуальные нарушения у которых сочетаются с соматическим заболеванием (нарушения в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи) инвалидностью. Создание классов ССД позволило вернуть в школу учащихся, обучавшихся на дому и создать комфортную обстановку детям с особыми познавательными потребностями. В настоящее время классы ССД созданы в каждой параллели, разноуровневое обучение используется как в масштабе всей школы, так и каждой учебной параллели и даже отдельного класса.

        Технология индивидуальных маршрутов обучения применяется для обучающихся на дому, в классах ССД и в отдельных случаях в обычных классах. Дефектологом школы разработана форма «Рекомендации по выбору образовательного маршрута учащемуся надомного обучения», заполняемая на каждого ученика индивидуально после обследования ученика, беседы с родителями и учителем надомного обучения.

        С 2009 года в свете перспективы инклюзивного образования, интегрированы в школу дети, ранее относившиеся к системе Собеса и не обучавшиеся (выведенные из школы после пробного обучения). В 2010 году создан класс для глубоко умственно отсталых детей. Открыт «нулевой» - подготовительный класс. Такие формы обучения способствуют социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, оздоровлению климата в семьях.

        

        Технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения, широко распространены как в общем, так и в специальном образовании. Инновацией является использование демонстрационного и раздаточного материала, изготовленного на компьютере (таблицы, карточки со словарными словами и терминами, бланки лабораторных, тестовых и контрольных работ). Применение компьютера при подготовки иллюстративного материала с одной стороны облегчает труд педагога, позволяя создавать любое количество копий, с другой — улучшает качество демонстрационного материала по сравнению с нарисованным вручную.

        Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках. Учителя используют метод презентаций, как способ эффектно и современно преподать учебную информацию. С 2010 года начал работу факультатив «Основы компьютерной грамотности» для учащихся 5-10 классов. Учащиеся, посещающие факультативные занятия за короткое время научились включать компьютер, создавать текстовые документы, сохранять их в своей папке на рабочем столе. Обучение работе на компьютере способствует повышению общей культуры учащихся, развитию тонкой моторики, ориентированию в пространстве. Успешное выполнение (с помощью учителя) учебных заданий на компьютере, способствует повышению самооценки, осознанию компьютера как рабочего инструмента, а не дорогой игрушки, формированию учебной мотивации.

        В ближайшей перспективе — применение возможностей интерактивной доски на различных уроках, возможность доступа к Internet всем учителям и учащимся. Уже сейчас школа создала аккаунт в социальной сети Dnevnik.ru, ведутся подготовительные работы по оформлению, приглашению сотрудников и учащихся.

        В октябре 2010 года ученики 9-х классов школы № 9 были впервые вовлечены и проектную деятельность. В учебном проекте «Человек — а что внутри?» учителя естествознания Ильясовой Т. Г.  приняли участие учащиеся 9 «А» и 9 «Г» классов. Их исследовательская деятельность касалась назначения частей тела и здорового образа жизни и отразилась в презентации, опубликованной в novowiki. В школе имеется тьютор, прошедший курсы по программе «Intel. Обучение для будущего», планируется обучение группы учителей методу проектов, а значит, более широкое привлечение учащихся школы к исследовательской и проектной деятельности.

        100% учащихся начальной школы посещают занятия по игротерапии, способствующих стабилизации эмоционального состояния и развитию личности школьника. Технологией игрового обучения владеют все учителя и применяют свои навыки не только на отдельных занятиях по игротерапии, но и как элемент урока, выбирая дидактические игры, соответствующие возрасту, уровню развития познавательных процессов и теме урока.

        Школа участвует в программе «Здоровье», предусматривающей следующие направления: «Здоровье», «Семья», «Каждый ребёнок имеет право», «Патриот». Инновации в гражданском воспитании способствуют формированию у учащейся молодёжи гражданственности, правового сознания и гражданского долга, чувства верности Отечеству, критического и преобразующего  отношения к социальной действительности, а так же готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.

        В апреле 2010 года специалисты МО коррекционно-образовательного цикла приглашали коллег на семинар «Я — гражданин». В семинаре принимали активное участие специалисты коррекционно-оздоровительного цикла, в специфику работы которых входит применение в обучении и воспитании здоровьесбрегающих технологий. Таким образом, программа «Здоровье» была представлена наиболее полно.

        Грамотное сочетание педагогами школы № 9 традиционных и инновационных технологий обеспечивает естественный переход в «Новую школу».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по истории"

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать...

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Статья на тему: «Применение инновационной технологии ТРИЗ в школьном пространстве на уроках изобразительного искусства и технологии»

На уроках технологии и изобразительного искусства довольно часто можно использовать ТРИЗ технологию. В примении данной технологии чувствуется некая свобода в создании новых форм, новых действий, приня...