Обучение детей технике счёта в пределах 10
статья по теме

Материал насыщен практической работой  по данной теме.Помогает понять методику преподавания математики  для глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_tehnike_scheta_v_predelah_10.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ I-II ВИДА ГОРОДА ТИХОРЕЦКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Доклад по теме :

 

«Обучение  детей  технике  счёта  в  пределах  10»



подготовила

учитель начальных классов

Галушкина Елена Алексеевна

г. Тихорецк

 2012

Обучение  детей  технике  счёта  в  пределах  10

                                                   ПЛАН.

  1.  Введение.
  2. Основная  часть.
  3. Заключение.  Конспект  урока  на  тему: «Решение  примеров  на  

сложение  и  вычитание  в  пределах  10.

Систематическая  работа  по  формированию  у  учащихся  приёмов  вычислений  начинается  с  середины  2  четверти,  когда  уже  изучены  все  числа  десятка.  До  этого  времени  результат  сложения  и  вычитания  находился  учащимися  путём  операций  с  объектами,  т. е.  на  основе  счёта.  Теперь  оценка  совокупностей  предметов,  образующихся  при  объединении  множеств  или  удалении  части  одного  из  них,  осуществляется  на  основе  операций  с  числами.

Действия  с  объектами  используются  только  для  проверки  правильности  вычислений.

Программа  предусматривает  ознакомление  учащихся  со  следующими  приёмами  вычислений:

 Приём  сложения  и  вычитания  числа  по  частям (по  единице,  группами).

         Приём  сложения  двух  чисел  с  использованием  перестановки  слагаемых.

Приём  вычитания,  основанный  на  использовании  связи  между  сложением  и  вычитанием.

Прибавление  и  вычитание  единицы  усваивается  ребятами  в  ходе  изучения  числа.  Овладению  данным  приёмом  способствуют  такие  упражнения,  как  счёт  по  1  с  заданного  числа  в  прямом  и  обратном  порядке,  называние  предшествующего  и  последующего  чисел,  определение  пропущенных  в  последовательности  чисел,  решение  примеров  на  прибавление  и  вычитание  1.  С  целью  систематизации  и  составляются  таблицы  прибавления  и  вычитания  единицы.  Работа  организуется  так:  на  доске  одно  под  другим  записываются  числа  1,2,3,4,5,6,7,8,9,10;  к  каждому  из  них  прибавляется  число  1;  полученные  результаты  составляем  в  таблицу  прибавления  по  1.  Аналогично  из  чисел  10,9,8,7,6,5,4,3,2,1  вычитается  1. Таблицы  не  заучиваются.  Использование  же  табличных  результатов  в  разных  упражнениях  должно  обеспечить  детям  их  активное  запоминание.

Прибавление  и  вычитание  1,  как  и  прибавление  и  вычитание  2,3,  и  т. д.  не  разделяются,  а  рассматриваются  совместно.  Так  вслед  за  заданием:  Считай  до  6  -  выполняется  другое.  Считай  от  6.  За  примером  5 + 1=  решается  пример  6 – 1 = . Сравнение  способствует  более  быстрому  усвоению  примеров.

Усвоение  таблицы  сложения  с  1  и  обратных  случаев  вычитания  являются  необходимым  условием  овладения  приёмами  прибавления  и  вычитания  группами.  Поэтому  нецелесообразно  переходить  к  работе  над  следующими  приёмами,  если  дети  не  запомнили  этих  табличных  результатов.  При  решении  примеров  вида  4 + 1=  ,  5 – 1=  необходимо  следить  за  способом  их  выполнения.  Известно,  что  в  случае  затруднений  дети  прибегают  к  выполнению  вычислений  на  пальцах,  при  этом  пользуются  очень  элементарным  приёмом  -  счётом,  начиная  с  1.  Практически  дети  считают  так:  отсчитывают,  например  4  пальца,  затем  ещё  1,  потом  пересчитывают  все  пальцы,  начиная  с  первого.

На  данном  приёме  некоторые  учащиеся  задерживаются  время,  что  становится  тормозом  в  их  развитии.  Поэтому,  временно  допуская  счёт  на  пальцах,  необходимо  следить  за  тем,  чтобы  ученики  пользовались  при  этом  техникой  присчитывания.

После  составления  таблицы  проводятся  тренировочные  упражнения,  направленные  на  её  запоминание.  Они  включаются  на  разных  этапах  урока.  В  начале  каждого  урока  в  течении  7 – 10  минут  проводится  устный  счёт.  Предусматриваются  примеры  для  самостоятельного  решения,  выполняемые  в  тетрадях  или  карточках,  где  от  учащихся  требуется  только  запись  ответа.  Упражнения,  аналогичные  классным,  задаются  ребятам  на  самоподготовке.  Рассмотрим  некоторые  формы  работы:  

         Повторение  табличных  результатов  подряд  или  вразбивку.

Повторение  таблицы  в  форме  игры  «Молчанка».

Счёт  «цепочкой».

Решение  примеров  командами.

Решение  примеров  с  одинаковым  вторым  слагаемым.

Выбор  примера  с  заданным  ответом  из  ряда  других.

На  доске  примеры  -  найти  ошибку.    

Прибавление  и  вычитание  3 и 4  сводится  к  прибавлению  и  вычитанию  суммы  чисел,  составляющих  3 и 4  (2 и 1),  (1 и 2)  поэтому  их  усвоение  зависит  от  того,  насколько  учащиеся  овладели  предыдущими  приёмами.  Работа  строится  по  аналогии  с  предыдущим  приёмом.  Из  табличных  результатов  на  память  дети  должны  знать  8  случаев  прибавления:  

(3 + 3),  (4 + 3),  (5 + 3),  (6 + 3),  (7 + 3),  (4 + 4),  (5 + 4),  (6 + 4)  и  обратные  им  случаи  вычитания.  Остальные  результаты  с  введением  приёма  перестановки  слагаемых  находятся  на  основе  знаний  предыдущих  таблиц.

        Работая  над  приёмами  вычислений,  необходимо  нацеливать  учащихся   на  запоминание  табличных  результатов.  При  этом  важно  одни  и  те же  вычислительные  операции  предлагать  в  различных  формах.

Изучение  чисел  первого  десятка  завершается  решением  сложных  примеров  вида  5 + 3 – 1 =  и  примеров  на  нахождение  неизвестных  чисел  при  сложении  и  вычитании.



 

Комментарии

Доброе время суток , случайно наткнулась на ваш сайт Много хорошего материала,уроки просто отличные.Спасибо за работу .Ермакова

здравствуйте уважаемая коллега,Хочу вам заметить ,отличная работа.Прекрасно.ХТГ