Школьный военно-патриотический музей
материал на тему

История создания, основные направления деятельности,экспонаты школьного музея ГБОУ СКОШИ VIII вида № 81

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_voenno.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный военно-исторический музей «Дорогами Великой отечественной войны» открыт 7 мая 2005года, в годовщину 60-летия великой Победы над фашистской Германией.

Открытие нашего музея является итогом  многолетней подготовительной работы всего педагогического коллектива. Практически каждый педагог, занимаясь патриотическим воспитанием, изучением исторического прошлого нашего народа, имел в своем личном архиве ценнейшие материалы по истории ВОВ. Пятеро педагогов бережно хранили уникальные документы из семейного архива, связанные с военными событиями, своих родственников ( в основном отцов).

14 человек из коллектива школы во время войны были детьми и сохранили в своей памяти массу детских впечатлений  о жизни в военное время.

Традиционно наш интернат поддерживает тесную связь с ветеранами войны, которые живу в непосредственной близости к школе. Поэтому всем коллективом было принято решение объединить весь накопленный материал и представить его в школьном музее. Самым активным инициатором создания музея  стала директор нашей школы-интерната Наливайко Г.А.  Ее  стараниями было определено помещение и закуплено специальное  музейное оборудование. Ею  представлено более 20 единиц экспонатов для  школьного музея из собственного семейного архива. Зам.директора по УВР Мазорук Е.Д. при активном участии всех педагогов разработала концепцию развития школьного музея, определив перспективные в деятельности музея, объединила вокруг себя инициативных педагогов, которые и вошли в актив музея.

Было решено музейные экспозиции  распределить по трем направлениям:

  1. «Из семейного архива»
  2. «Военное детство»
  3. «Ветераны живут рядом»

Самая «насыщенная»экспозиция –«Военное детство» -представлена детскими фотографиями, воспоминаниями наших педагогов (15 именных папок), предметами военного времени( посуда, предметы быта, интерьера, игрушки) .

Особую роль во всех экспозициях играют предметные макеты, изготовленные учащимися по фотографиям, фильмам и при участии очевидцев военного времени. Так, к 60-летию Великой Победы наши воспитанники вместе с педагогами Сарычевой С.С., Ягольницер Г.Г., Ивановым М.Ю. изготовили макет посылки в натуральную величину, точную копию тех, которые собирали для отправки на фронт солдатам  взрослые и школьники тех времен. Посылка представляет собой деревянный ящик, в который вложены типичные для военного времени «гостинцы» на фронт: сухари, кисет с махоркой,  вязаные рукавицы , портянки, письма- треугольники. Нет сомнений, что в процессе творчества, когда шла работа по подготовке этой посылки и происходило самое настоящее патриотическое воспитание, с помощью «погружения» наших учеников в историческую эпоху.

Из рассказов наших педагогов мы узнавали интереснейшие подробности жизни людей во время войны. Популярной формой общения стали «круглые столы».Дети рассаживаются вокруг настоящего круглого стола, на котором размещаются наглядные пособия по теме .Например, педагог рассказывает о блокаде Ленинграда : каждому  ученику  предлагается взять отксерокопированную копию хлебной карточки и получить по ней кусочек хлеба с отрубями в натуральную величину и точно по весу.

В качестве лакомства для детей, очень популярного в годы войны, мы предлагаем детям попробовать жмых  ,  объясняем его происхождение.

В музее имеется уникальная кукла, изготовленная в 1944 в Москве .Она подарена музею воспитателем Шаройко Т.М. и была ее единственной игрушкой в то время.

 наглядно показала, как готовили взрослые детей к жизни в условиях военного времени. У каждого ребенка был свой самодельный рюкзачок , в котором была записка ср всеми данными ребенка, запас воды и что-нибудь из еды: сухари, сушеные яблоки, ягоды, жмых. Затем, на практическом занятии, дети вместе с руководителем музея создали макет-копию такого же самодельного рюкзака и его содержимого.

Тема, связанная с военной Москвой , является основной в работе нашего музея, т.к. наши воспитанники с особыми образовательными потребностями и не могут вести поисковую, исследовательскую работу, они нуждаются в конкретном практическом материале. Поэтому руками воспитанников (при помощи  педагогов)  для музея изготовлены  макеты, демонстрирующие жизнь в Москве в военное время. Это большой макет аэростата, макет разрушенной стены дома с заклеенными крест-накрест бумагой окнами, макет близлежащей территории у Тимирязевской академии со следами разрушений  от бомбежек, макет подмосковной железнодорожной станции,  макет военного штаба по подготовке контрнаступления наших войск под Москвой.

В ходе такой практической деятельности наши воспитанники погружаются в эпоху, получают наглядное подкрепления для создания исторических представлений, имеют возможность задавать вопросы по существу темы.

Интересная работа ведется и по направлению «Из семейного архива».

Данная экспозиция представлена фотографиями, документами(справки, «похоронки», листовки), письмами, личными вещами участников ВОВ.В создании экспозиции огромную помощь оказывают педагоги, чьи отцы воевали. Это учитель трудового обучения Барбашова Н.К., учитель русского языка Сарычева С.С., учитель начальных классов Сергеева А.В., воспитатель Пенькова Л.А., воспитатель Буровина Т.Н., и, конечно, наш директор Наливайко  Г.А.

Интересной находкой  в работе по этому направлению является серия встреч  «От всей души».

На этом  мероприятии представлены различные виды деятельности Главное действие – это рассказ одного из наших педагогов, чье детство выпало на страшные военные годы, о своем  отце, участнике ВОВ, который сопровождается показом семейных реликвий (фотографий, писем).В сценарий включены театрализованные сценки, песни, стихи о военном времени. В таком мероприятии всегда придумывается  «приятная неожиданность» в виде  специального подарка. Это могут быть  копии игрушек той эпохи, связанные с очень сильными впечатлениями, т.к. рассказчиками во время войны были маленькими детьми.

Сильнейшее впечатление производит прослушивание военных песен на патефоне, подаренном музею директором школы-интерната Наливайко Г.А.

Большой вклад в создание экспозиции «Из семейного архива» внесла наш педагог Сергеева А.В.Она предоставила личные вещи своего родственника Карпова Леонида Ивановича, который во время войны командовал кораблями Балтийского флота. Это китель, фуражка ,фронтовой портрет, корабельные часы, фотоальбом, планшет. Семья Сергеевой А.В.имеет очень богатую историю, т.к. почти все женщины и все мужчины старшего поколения воевали во время ВОВ

Семья нашего воспитанника Мурзака Димы предоставила ценнейшие экспонаты для нашего музея (письма ,документы, фотографии прадедушки Димы).
          И взрослые и дети вовлечены в процесс изучения истории войны, истории битвы за Москву на примере своих родственников.

Не забудутся нами встречи с ветеранами , которые живут  недалеко от школы-интерната .К сожалению, с каждым годом их становится все меньше, но остаются фотографии, видеозаписи, воспоминания.

Огромный вклад в организацию экспозиции «Ветераны живут рядом» внесли ветераны ВОВ Антонов А.И., Чобанян Г.А., которых уже нет с нами. До сих пор мы приглашаем на наши мероприятия Заликину Л.С., Лукьянова Ю.А., Байкову В.М., наши воспитанники с большим интересом и почтением слушают их рассказы.

Экспозиция «Ветераны живут рядом» представлена в виде рукописей, фотографий, «Книги Памяти», видеофильмов, книг , исторических фотодокументов, личных вещей ветеранов, их боевых наград.

Благодаря учителю истории Масленниковой В.В. музей имеет хороший архив фото и видео материалов, повествующих о наших встречах с живыми носителями  истории. В музее проходят уроки истории, посвященные великим датам ВОВ , повседневной жизни, подвигу народа в военное время.

Зав.библиотекой Бакаева Н.В. поддерживает тесную связь с нашим ветераном Заликиной Л.С., интересуется ее жизнью, оказывает ей моральную поддержку.

Работа школьного музея коррекционного учреждения, конечно, отличается своей спецификой. Как сказано выше, мы не имеем возможности осуществлять поисковую, исследовательскую работу, наши воспитанники не могут обрабатывать, обобщать исторический материал, работать с экспонатами, проводить экскурсии  в музее без помощи педагога, организовывать встречи, вести переписку. Все эти мероприятия осуществляет актив музея с посильным участием воспитанников.

Среди традиционных мероприятий музея можно назвать следующие:

  1. Уроки истории в музее
  2. Круглые столы-практикумы
  3. Экскурсии для малых групп
  4. Встречи с ветеранами ВОВ
  5. Мероприятия, посвященные великим датам войны (линейки, радиогазеты, утренники)
  6. Экскурсии к военным мемориалам
  7. Конкурсы чтецов, рисунков, макетов и другие.
  8. Обмен группами школьников с другими школьными музеями для знакомства с музеями округа.

Необходимо отметить, что школьный музей «Дорогами ВОВ» не находится в изоляции, в мероприятиях музея активное участие принимает не только актив музея, но  также все педагоги, воспитатели, старшая вожатая. Школьный музей играет свою позитивную роль в изучении исторического наследия  предыдущих поколений и является базой всей работы по патриотическому воспитанию учащихся.

 

                       

Зам.директора по УВР : Мазорук Е.Д.

Учитель истории : Масленникова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при организации военно-патриотической деятельности краеведческой направленности в школьном музее

Статья отображающая опыт использования информационных технологий при организации научно-исследовательской работы учащихся, посвященной истории Великой Отечественной войны....

Проект "Школьный музей истории и народного быта – центр военно-патриотического воспитания"

«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, ос...

Презентация "Школьный военно-патриотический музей"

Виртуальная экскурсия по школьному музею. Файл презентации сжат и разбит на 9 частей. Есть два варианта фона для презентации....

Визитка школьного военно-патриотического отряда "Витязь"

Данный материал может быть использован, как визитка военно-патриотического отряда при проведении игры "Зарница"...

Зарница. 2. Положение о школьной военно-патриотической игре "Зарница", 2022

Положение о школьной военно-патриотической игре "Зарница", 2022...

Зарница. 3. Итоги школьной военно-патриотической игры "Зарница", 2022 г.

Итоги школьной военно-патриотической игры "Зарница"...

Дополнительная общеразвивающая программа ВПСК (школьный военно-патриотический спортивный клуб) "Память"

Программа военно-патриотического клуба МКОУ СОШ № 14 "Память", в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) «ЮНАРМИЯ»,...