Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
методическая разработка по теме

Воротникова Мария Николаевна

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii..docx431.19 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ "Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида"

Методические    рекомендации

для    педагогов    по использованию

дидактических игр в процессе устранения

дисграфии у младших школьников                                                      с интеллектуальной недостаточностью.

                                                           Составитель:

                                                                       Воротникова Мария

                                                                     

2012г.

Оглавление.

Пояснительная записка…………………3

Игры и упражнения для устранения

  1. Фонематической дисграфии…………4
  2. Оптической дисграфии………………8
  3. Аграмматической дисграфии………..13
  4. Артикуляторно-акустическая

 дисграфия…………………………….16

  1. Акустическая дисграфия.……………19

Рекомендуемая литература…………….22

Пояснительная записка.

Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является очень распространенными, и имеют стойкий характер. Эти  расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие таких детей, эффективность их обучения.

Многие современные ученые считаю, что эффективным средством для устранения дисграфии, являются дидактические игры. Ведь игровая ситуация для детей остается привычной, занимательной и отвечает природе ребенка.

В игре ребенок действует непринужденно, не чувствует давления педагога, раскрепощен.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Игры и упражнения для устранения

  1. Фонематической дисграфии.

1.Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.

2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: рун...а, кры...а, с...ин...а, но...ни...ы.

З.Подобрать слова, где заданный звук был бы на пер вом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).

4.Выбрать из предложения слова с определенным коли чеством звуков или записать их.

5.Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу

так, чтобы получились разные слова. Например: па-пар,пары, парад, паруса; ко— кот, козы, кошка, корова.

6.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырь мя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кош ка, сахар, банка).

7.Выбрать предметные картинки, в названии которых оп ределенное количество звуков.

8.По сюжетной картинке подобрать слова с определен ным количеством звуков.

9. Какие слова можно составить из букв слова: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.)?

  1. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово на чиналось с последнего звука предыдущего: дом— мак— кот — топор — рот.

  1.  Игра в кубик. На гранях кубика различное число то чек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

  1. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава.

Назвать слово, которое получится (книга).

13.        Разгадать ребус. Из названий изображенных предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово (сумка).

  1.  Игра "Как называется цветок?". Детям предлагается
    изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук. Например:

  1. Оптической дисграфии.

  1. Назвать перечеркнутые изображения:

2.  Найди такую же.

3.Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку:

 

4.Определить букву в неправильном положении:

 

                 

           5 . Дописать букву. Например:

 

6.Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать):

 

7 . На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:.  

8.Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются
ряды сходных букв:

ла    лм    ад    лд    вр    вз

ьы    гт    вб    гб    ге    кж

жх   ху    гц    ин    пн    ип

иц    шщ   цщ   ою   со    ор

9.Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.

10.Сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, за-
тем по памяти)

11.Сконструировать буквы из предъявленных элементов.

12.Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя
элементы. Например, предлагается сделать из буквы
В бук-
ву
Р, из П— Н, из Ь— В и т.д.

13.Определить различие сходных фигур. Например:

14.Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально. Например:

15.Определить различие сходных букв, различающихся
лишь одним элементом:
Р — В, З — В, Ь — В.

16.Определить различие сходных букв, состоящих из оди-
наковых элементов, различно расположенных в простран-
стве.
Р-Ь, П- Н, П-И, И- Н, Г- Т.

3.Аграмматической дисграфии.

  1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, пристав ки в предложениях. Например: Дрова рубят топор... . Саха\ кладут в сахар... . Поезд ...ъехал к станции.

  1. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов. Например: стул — два пять каран даш — два     пять     барабан — два     пять ... .

  1. Письменные ответы на вопросы (одним словом, сло восочетанием или предложением). Например: Где живет белка ? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.)

  1. К названию большого предмета дописать название ма ленького предмета. Например: стол — столик, банка — стул — стульчик, бант        кольцо — ....

  1. К названию предмета дописать название его цвета. На пример: помидор     репа     огурец ....

6.        Дописать приставки в словах предложения:
Машина ...ъехала в гараж. Дети ...ъехали с горки. Грузовик

...ехал через мост. Мальчик ...шел к забору. Девочка ...шла с крыльца.

7.        К названию предмета подобрать слово, отвечающее на
вопрос какой? какая? или какие?, и записать его:

Дом — ... (деревянный), аквариум — ... (стеклянный), шуба — ... (меховая), платье — ... (шелковое).

8.        Из слов, данных в беспорядке, составить предложение
и записать его. Например:
радуга, дождя, после, на, небе,
появилась.

9.        Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.

Например: Девочка сорвала

  1. Закончить предложение, подобрав нужное слово. Напри мер: На озере плавали белые .... Мальчик получил хорошую ... .

  1. Придумать и записать предложения с данными слово сочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске сло восочетания: вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.

  1. Добавить недостающую букву в глагольную форму. На пример: стул упал, девочка упал..., дерево упал... .

  1. Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета. Например: красный шар, красная машина, красное платье.

  1. Изменить словосочетание, данное в скобках. Напри мер: Мама подарила дочке (красивая кукла).

  1. К названию животного дописать название его детены ша. Например: волк — волчонок, лиса — заяц — мед ведь — ... .

4.Артикуляторно-акустическая

  1. По сюжетной картинке придумать предложение, в ко тором есть слова со звуком с или ш. Назвать слова со звука ми с и ш, определить, какой это звук и его место в слове.
  2. Повторить предложения со словами, включающими звуки с и ш. Назвать слова со звуками с и ш.

Примерные предложения:

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух при гнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самолет. Дедуш ка принес большого сома. Кошка уснула на стуле.

  1. По картинкам придумать предложения, в которых есть слова со звуками с и ш. Примерные картинки: кошка, куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. Вначале предлага ется определить, какой звук (с или ш) в названии картинок.
  2. Дополнить предложение словом. Предлагаются пред ложения, которые можно дополнить словами-квазиомони мами.

Мама сварила вкусную... (кашу). Деньги платят в ... (кассу). Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску). В сарае протекает ... (крыша). В подвале завелась ... (крыса). Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).

Можно использовать картинки на слова-квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.

5.        Вставить в предложения пропущенные буквы с и ш.

В ...кафу ви...ит ко...тюм. Под ногами ...ур...ат ...ухиели...тья. В ...аду по...пели яблоки и гру...и. На ...о...не выро...ли ...и...ки.

6.Составить рассказ по серии сюжетных картинок с ис-
пользованием слов, включающих звуки
с и ш.

7.        Вставить в текст пропущенные буквы с и ш.

В саду

В на...ем ...аду кра...иво. По...пели кра...ные ви...ни. На вет ках ви...ят боль...ие гру...и. Деду...ка хоро...о ухаживает за ...адом.

 4. Диктант текстов со словами, включающими звуки с и ш.

В нашей комнате

Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.

Лиса и мышка

В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.  

5.Акустическая дисграфия

        1.Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от того, твердый или мягкий звук м в слове.

а)        Со звуками м — м' в начале слова:

малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, машина, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, мо роз, мама, молоток, мухомор, матрешка..

б)        Со звуками м — м' в середине слова:

камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната.

2.        Распределить картинки на две группы. Если в названии картинки твердый звук м, то картинка кладется под
синей буквой
м, если мягкий — под зеленой м.

  1. Подобрать слова на твердый звук м.
  2. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука м'

5.        Заменить в предлагаемых на слух словах твердый со-
гласный
м на мягкий согласный м' Назвать слово, которое
получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов:
мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, мыш-
ка — мишка.

6.        Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Определить, какой звук — твердый или мягкий?

До..., ...ха, ...локо, ...чик, ...шина, ...тя, ...ша, ...гази, ...нута.

  1. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зеленого или синего цвета.
  2. Разделить страницу тетради на две части. Слева записать букву м синим карандашом, справа букву м — зелены карандашом. Логопед читает слова. Дети рисуют кружочки под синей буквой, если звук в слове твердый, и под зеленой буквой — если звук в слове мягкий. Каждый кружок записывается с новой строчки. Во втором классе дети записывают слова.

9. Отгадать загадки, В отгадках определить, твердый ил мягкий звук в слове.

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.)

Красна девица в темнице, коса на улице. (Морковь.)

Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.    

 Почему беднягу бьют?    

Потому что он надут.     (Мяч.)

Зверь забавный сшит из плюша

    Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой его в берлогу!

        (Медведь.)

То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

10. Игра в лото.

На карточках картинки, в названии которых имеется твердый м или мягкий м'. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый и зеленой буквой — если звук м' (мягкий).

Аналогичная работа проводится по слуховой дифференциации других  пар твердых и мягких согласных.

 

Рекомендуемая литература

  1. Ефименкова Л.Н., СадовниковаИ.Н. Формирова ние связной речи у детей- олигофренов. — М.,2001.
  2. Каше Г. А. Логопедическая работа в первом классе вспомо гательной школы. — М., 2001.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у ум ственно отсталых школьников. — Л., 2003.
  4. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспо могательной школы. — М., 2001.
  5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 2005.
  6. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогатель ной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогатель ной школе / Под ред. Н.П. Долгобородовой. — М.-Л., 2001.
  7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной шко лы. - М., 2003.
  8. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2005.
  9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 2002.

10. Хрестоматия по логопедии / Подред. Л.С. Волковой и В.И. Се ливерстова. В 2-х т. — М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблемой  нарушения  чтения у младших  школьников  занимались  многие логопеды,Но  в  настоящее  время  ещё недостаточно  литературы  для  ...

Доклад:"Речь младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и пути её развития"

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...