Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
статья по теме

Проблемой  нарушения  чтения у младших  школьников  занимались  многие логопеды,Но  в  настоящее  время  ещё недостаточно  литературы  для  изучения  нарушений  чтения  у детей  с  интеллектуальной  недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_chteniya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «  Нарушения чтения  у младших школьников  с  интеллектуальной  недостаточностью»

Практика моей работы в школе показала, что за последнее время увеличилось количество детей с сочетанными дефектами, поступающих в коррекционные школы. На страницах специальной печати неоднократно с тревогой сообщали о нездоровой тенденции , появившейся в нашем обществе – децелерации . Причины замедленного темпа физического и интеллектуального развития многообразны. И, конечно все это отражается и на речевом развитии ребенка. В стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей поступающих в школу. Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий . И одна из них- проблемы формирования чтения у младших школьников , в особенности с интеллектуальной недостаточностью. Отклонение в речевом развитии носит различный характер и по- разному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности.

Однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. Овладение грамотой- одно из важных условий адаптации детей , обучающихся в коррекционной школе. В связи с этим чрезвычайно важно знать современные представления о симптоматике,  механизмов дислексии у детей, умение диагностировать эти нарушения .  Все это определило проблему моего поиска.

Целью моей  работы  является выявление уровня развития навыка чтения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и определение системы коррекционно-логопедической работы с последующим проведением. Для решения этой цели мною были определены следующие задачи:

1.Изучение специальной литературы по данной проблеме.

2. Проведение исследования для выявления особенностей нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

3. На основе анализа сделать выводы и наметить пути коррекционно-логопедической работы.

4. Провести коррекционно-логопедическую работу по теме.

5.Проанализировать полученные данные.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.

Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах.

Проблема преодоления нарушений чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является актуальной в   современной практической специальной психология и логопедии в связи с увеличением  числа детей с о сложными дефектами . В школах бытует мнение , что все трудности у детей  в чтении обусловлены тем, что они мало читают, не связывая их с имеющими очень устойчивый  характер нарушениями речи, обусловленными аномальным развитием учащихся. Учителя не бьют тревогу, а считают временными трудностями, когда ребенок при чтении делает замены, не дочитывает до конца окончания слов, переставляет слоги. Число учащихся имеющих нарушения чтения увеличивается и составляет сейчас 30% от числа детей с трудностями в обучении, при  чем у мальчиков чаще, чем у девочек.

Нарушение чтения встречаются у детей с нормальным интеллектом , но особенно распространены  у детей обучающихся  в специальных коррекционных школах. и оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, важно для системы коррекционно-логопедической работы с детьми. Все вышеперечисленное указывает  на актуальность данной проблемы.

Данная работа является практически значимой. В результате деятельности разработаны  методические рекомендации для проведения логопедической работы , сформирована система приемов педагогического воздействия для решения коррекционных задач по формированию чтения , что представляет интерес для логопедов, учителей  и родителей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Чтение является важным и жизненно необходимым навыком.

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используют в основном термины : «алексия»- для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия, дислексия развития, или эволюционная дислексия»-для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением.

Проблема нарушений чтения у  учащихся и способы их преодоления и предупреждения рассматриваются ведущими отечественными дефектологами как одна  из актуальных в логопедии.

Вопросы овладения навыком чтения детьми с нарушением интеллекта достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А. К.Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, З.Н Смирнова, Н.К.Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения, является специфическим.  

Проблема формирования первоначальных навыков чтения у детей с нарушение речи являлось предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли труды Р.Е Левиной , О. Л. Жильцовой , Г.А Каше, И.К.Колповской , Н.А. Никашиной, И.Ф. Спировой, Т.Б.Филичивой, Т.В.Чиркиной, Р.И. Шуйфер, А.В.Ястребовой  и др.

В настоящее время интенсивно разрабатываются пути приложения нейропсихологического метода к решению проблем обучения чтению детей школьного возраста  (Н.К. Корсакова, Н.Э. Микадзе, И.Ф. Марковская, Э.Г.Смирницкая, Л.С. Цветкова и др).

Как всякий навык , чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступений (Т.Г.Егоров).

Сенсо-моторной  основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом ( А. Волон).

Изучению вопроса о  функциональном взаимодействии речедвигательного  и речеслухового анализаторов в процессе формирования устной речи посвящены труды А.Н. Гвоздева , Н.Х. Швачкина, Н.И. Красногорского, В.И.Бельтюкова и др. исследователей.

Исследования последних десятилетий доказывают , что нередко одной из причин рассматриваемых нарушений чтения являются трудности становления процесса латерализации ( функциональной ассимитрии в деятельности парных сенсо-моторных органов).

Нарушения чтения могут быть обусловлены задержкой формирования определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей , действовавших  в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия возникает при органических речевых расстройствах ( А.Р.Лурия, С.М. Блинков, С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев). Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность к дислексии ( Б.Хальгрен, М.Руденеско и др). В отечественной литературе распространена  концепция Р.Е.Левиной , трактующей нарушения чтения , как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвитие устной речи во всех ее звеньях.

Дислексия может быть следствием расстройства, имеющего место в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих  восприятие пространства и времени, ибо важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождений исходной точки в пространстве и врнмени, а также в анализе и в восроизведении  точной пространственной и временной последовательности ( М.Суле, Ж.Ажуриагерра, Ф.Кошер).

Интересно наблюдение М.Куцема и К.Лонная ,указавших в качестве одной из причин дислексии на нарушение синтеза слуховых и зрительных  возбуждений  на уровне коры головного мозга.

Обри-Рудинеско установила новый патогенический тип дислексии,при котором ведущим являются аффективные расстройства.Эта точка зрения была  развита Гюггоном,который показал роль аффективного феномена в интеграции телесной схемы-в случаях дислексии,патологическую основу которой составляют  недостаточность либо запаздывание формирования схемы тела.

Ошибки чтения не являются не постоянными , не идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает, что не один из патогенетических факторов не является решающим, но каждый имеет значение  в совокупности с другими. Невозможно найти  универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушения речи. Эти нарушения основываются на совокупности дисфункций : недостаточной сформированности  речи, ручной умелости , телесной схемы и чувства ритма (Ж. Ажуриагерра,  К. Ланай, Н. Гранжон, С.Борель- Мэзонни). Такое разнообразие научных толкований природы нарушений чтения говорит о сложности данной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

Доклад:"Речь младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и пути её развития"

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....