Комплексное логопедическое занятие с учащимися-билингвами.
план-конспект по теме

Каждый год в нашей школе увеличивается количество детей цыганской национальности.На школьном логопункте ведутся занятия с этими детьми. Это помогает учащимся-билингвам пополнять словарный запас русскими словами, развивать языковое чутьё, воспитывать уважение к национальной культуре русского и цыганского народов. Представленное занятие является обобщающим. Оно направлено на совершенствование навыка ведения диалога и построено с учётом национального компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рахманина Ольга Николаевна

Комплексное логопедическое занятие с учащимися билингвами (2 кл.).

Тема.

Развитие диалогической речи через знакомство с культурой цыганского народа.

Цели и задачи:

- совершенствовать навык ведения диалога;

- закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос;

- развивать слуховое и зри тельное внимание, понимание речи, мышление, память;

- формировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных культурных ценностей цыганского народа;

- воспитывать уважение к государственной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему народу.

Методы и приемы:

- беседа,

-объяснение,

- просмотр слайдов,

- прослушивание музыки,

- дидактическая игра,

- индивидуальная работа,

- чтение стихотворения с показом движений,

- рассказ учителя.

Оборудование: 

- электронная презентация «Государственные символы России и Романистана» (Приложение №1)

- фото презентация «Цыгане мира» (Приложение №1)

- карта Мира

-фоно запись цыганских мелодий (Приложение №2)

 - разрезные картинки животных

Словарная работа: 

- гимн, герб, россияне, Романистан, табор, кочующее племя, кибитка, жила, государственные символы (активный словарь);

- сэрвы, люли, рома, синти, кале, трэвеллерс, мугат, котляры, крымы, профессиональная успешность, династия, геноцид (пассивный словарь).

 

Предшествующая работа: 

- заучивание цыганских пословиц,

- знакомство с государственной символикой,

- рассматривание и рисование цыганского флага и цыганского костюма,

- беседа о традициях местных цыган,

- прослушивание цыганских песен,

- беседа об истории возникновения цыганского народа.

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.

- здравствуй, небо голубое!

- здравствуй, солнце золотое!

- здравствуй, легкий ветерок!

- здравствуй, маленький дубок!

- здравствуй, утро!

- здравствуй, день!

Нам здороваться не лень! (Дети читают стихотворение и выполняют движения)

- Здравствуйте, гости дорогие!

2.Сообщение цели занятия.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

И цыганскую культуру

Вы, ребята, знать должны!      (Приложение №1, слайд 3 с цитатой) [1]

3. Беседа о государственных символах.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Как называют людей, живущих в России?

- Посмотрите на карту. По площади Россия – самое большое государство. (Приложение №1,

слайд 4)

Как и любое государство, Россия имеет свою символику.

-Назовите символы России. (Приложение №1, слайд 5)

- Какие цвета у флага? Что они обозначают?

Учитель обобщает ответы детей:

Белый - благородство, долг, цвет чистоты.
Синий -  верность и целомудрие, цвет любви.
Красный - мужество и великодушие, цвет силы.

Сегодня символика триколора читается чуть по-другому, чем раньше.

Белый - цвет нравственной чистоты, цвет христианской веры. Вечность. Синий -  цвет истины, цвет Богоматери - покровительницы России. Дева.
Красный - цвет силы. Жизнь.
Вместе получается
Вечная Дева Жизни. 

- Какой вы национальности?

- Есть ли у цыганского народа своя страна? Как она называется?

- Её можно увидеть на карте? (Приложение №1, слайд 6)

- Какие государственные символы Романистана вы знаете? (Приложение №1, слайд 7)

- Расскажите о цыганском флаге. Что он символизирует? (Приложение №1, слайд 8)

4. Рассказ учителя об истории появления цыганского народа. (Приложение №2. Мелодия 1)

Споры о происхождении цыган длились долго. Последнее время большинство учёных сходилось на том, что цыгане пришли в Азию и оттуда в Европу из Индии. И сегодня европейские цыгане без большого труда понимают индийские фильмы на санскрите, а уж после генетических исследований все сомнения в этой версии пропали. Уникальные гены-маркеры, характерные для индусов, также характерны и для цыган.
По одной из гипотез, предки цыган были среди бродячих артистов и ремесленников, кочевавших между дворами индийских махарадж. Тысячу працыган где-то в VI веке — и эта легенда опять подтверждается генетиками — один индийский правитель подарил персидскому правителю; в «Шахнаме» они названы «лури». Уже из Персии «лури» постепенно расходятся на Восток и Запад. В 12-13 веке цыгане появляются в Византии.

5. Рассматривание фотографий цыганского народа (Приложение №1, слайд 9) [3]

Объяснение учителя.

   Национальный состав республики Романистан неодинаков. Его гражданами являются представители различных родственных между собою цыганских народностей. Мы уже перечислили несколько больших цыганских групп: рома, синти, дом, лом, мугат. А есть ещё кале (Испания, Португалия, Латинская Америка, Финляндия) и  трэвеллерс. Группы различаются порой так сильно, что республику, пожалуй, можно назвать многонациональной.
                                                         
Рома 
  Рома говорят на «романи чиб». «Романи чиб», например, похож  на современный индийский язык хинди.

   В составе ромэн — котляры, или ,b>кэлдэрары, что одно и то же. Их название происходит от профессии: предки котляров были ремесленниками-лудильщиками, и лудили, в числе прочего, котлы.

 Другая «малая» группа, чей язык в России часто используется для общения между цыганами разных групп — руска рома. Русские цыгане — родичи современным синти.
Предки русконэ ромэн объявились в России 300 лет и получили разрешение властей на проживание и работу
. Традиционно, руска рома были певцами, артистами, конеторговцами. Руска рома долгое время считались «военными» цыганами.

    Имели привычку к армии и сэрвы (Украина). Некоторые молодые сэрвы успешно служили в казаках. Сэрвы-кузнецы часто обслуживали войска. Также сэрвы знамениты своей образованностью, которая считается даже выше, чем у русконэ ромэн.

  Ловари, цыгане, расселившиеся из Венгрии по всему миру, славятся своим богатством и стремленьем быть на гребне моды.

   Крымы (кырымитка рома) — горделивы и импульсивны. По горячности их можно сравнить с их бывшими соседями, крымскими татарами. В прежние времена крымы были отличными кузнецами (сейчас, говорят, кузнецкие рода переключились на автосервис) и торговцами.

Физ. минутка.

Игра « Кто быстрее соберет картинку»

Используются разрезные картинки: медведь, лошадь, заяц, еж.

- Какое отношение имеют эти животные к цыганскому народу?

( с медведем выступали бродячие артисты, на лошадях ездили, ежатину и зайчатину употребляли в пищу)

6. Дидактическая игра « Знаешь ли ты государственные праздники?»

Ученики выполняют задание по таблице на слайде 10 (Приложение №1) [1]

7. Народная мудрость в цыганских пословицах. [2]

-Какие цыганские пословицы вы знаете?

1.«Камень крепок, а цыганское сердце крепче». Цыгане выносливы благодаря стойкому духу.
2.
«У кого кровь холодная, тот не цыган».
3.
«Цыгане не клопы или гниды, у них есть свои хорошие дела». 
4.
«Цыган не окривеет, посмотрев, как другие живут». Цыгане завистью      не болеют.
5.«
У кого одна жила, а у цыгана две». Цыган вынослив от природы.
6.
«Как ни называйся, человеком оставайся». Человеком надо оставаться всегда.
7.
«Цыганский костёр всем бездомным светит». Закон гостеприимства свят для цыгана.
8.
«У цыган родня кругом на свете». Цыгане по всему свету живут, все цыгане- братья.
9.
«В какую страну ни пришёл, везде свою семью нашёл». То же значение, что у предыдущего афоризма.
10.
«У цыган языков сто, а корень один». Различия между цыганами -  не повод забывать о родстве.
 11.«Сколько цыган, столько обычаев». 
 12.«Что у наших цыган, что у чужих — кровь одного цвета».

8. Описание детьми цыганского костюма.

Просмотр слайда 11. Рассматривание костюма на ребенке.

- Именно благодаря котлярам появился современный национальный цыганский костюм, который известен всему миру. Котляры — очень консервативны, стараются буквально следовать букве цыганского закона и цыганских традиций.

9. Прослушивание цыганской музыки.  (Приложение№2. Плясовая)

-Какие музыкальные инструменты вы услышали? (скрипка, гитара, бубен)

10. Рассказ учителя о появлении слова «цыган», (Приложение №1, слайд 12). [3]

Слово "цыгане" - греческого происхождения. Когда кочевые таборы добрались до средневекового государства Византия, там существовала таинственная религиозная секта. Звали этих раскольников "атсинганами". Эти люди были христианами, но имели репутацию колдунов и предсказателей будущего. Официальная церковь сумела подавить секту, но к этому времени их имя по ассоциации "приклеилось" к кочевому народу. Ведь цыганки гадали и ворожили. То есть их занятия были примерно такого же свойства. Простые греки стали называть вновь появившийся народ словом "атсингане". Постепенно выходцы из Индии привыкли к этому имени и далее назывались им в каждой новой стране.

Естественно, в разных государствах греческое прозвище коверкали на свой лад. Так в европейских языках появились слова: cigani, cikani, ciganyok, tiganii, tsiganes, zigeuner, цигани, и так далее. В русском языке закрепился вариант "цыгане".

Подведение итога.

- Давайте вспомним цитату, которая звучала в начале урока. Как вы её понимаете? Что славное есть у цыганского народа, чем он может гордиться?

(Приложение №1, слайд 3 с цитатой) [1]

Цыганский танец в исполнении детей. (Приложение №2. Полька)

Список используемого материала:

1.Гурьянова Л.И. Урок-игра "Государственные символы России"

Материал сайтов:

2.Цыгане (пословицы) — Википедия,

3."Цыгане России".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная  реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афа...

Комплексное логопедическое занятие для младших школьников

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯВ игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия....

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...