технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине
план-конспект по теме

Колерова Светлана Владимировна

 

 МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЫТИЩИНСКИЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ «МЕЧТА»

 

 

 

 

 

 

С.В Колерова

 

Педагог дополнительного образования

 

 Конспект открытого занятия по теме:

 

 

 

«Технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине»

 

  Для педагогов дополнительного образования,

учителей технологии школ коррекционного типа и классов коррекции

 

 

 

 

г. Мытищи

20011 год

 

 

 

 

Аннотация

 

   Конспект   педагога дополнительного образования Колеровой С.В.    предназначен для проведения открытого занятия по реабилитационному направлению  «Аранжировка цветов»  с воспитанниками центра  реабилитации инвалидов «Мечта»  по теме: «Технология изготовления цветка методом торцевания на пластилине».  Так же данное занятие можно адаптировать и для учащихся школ коррекционного типа, классов коррекции.   

      Эмоции ощущаемые при соприкосновении с миром прекрасного, миром цветов являются движущей силой, которая лечит психику, помогает справится с различными жизненными  трудностями, адаптироваться в социальной среде. Поэтому для воспитанников центра и была выбрана интересная тема по курсу «Аранжировка цветов». Для проведения занятия используются наглядные демонстрационные  и другие  материалы.  Каждый этап занятия описан подробно, акцент делается на методику реабилитационного процесса.  Занятие проводится в совместно-индивидуальной форме. На занятии используется  новая методика торцевания на пластилине. В разработке даны основные приёмы изготовления цветка, начиная с выкройки деталей, сборки цветка, составлении композиции. Сделанной руками воспитанников цветочной композицией можно украсить музыкальный зал. Также прекрасная композиция найдёт применение и на занятиях других педагогов.

 

 

 

Введение

 

Искусство изготовления цветов известно с давних времён. Художественно исполненные цветы служили украшением женского туалета. У многих народов цветы являются обязательной частью национального костюма. Научиться этому может каждый, надо только аккуратно исполнять все советы и указания.

Цветы можно создавать не только из ткани, но и из других материалов. Например, очень интересный метод-торцевание на пластилине. Многие   этапы изготовления воспитанникам уже знакомы: обведение выкроек, вырезание по контуру, обкрутка проволоки гофрированной бумагой. По новому изготавливается лишь цветок георгина.

  На занятиях используется совместно-индивидуальная форма организации труда. Эта форма предполагает, что каждый воспитанник индивидуально выполняет изделие, с помощью педагога, которое на завершающем этапе в ходе групповой работы  становится частью совместной композиции.

В методике  организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

1. Организационный момент, целеполагание: поставить цели деятельности, продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер;

2. Подготовительный этап, планирование деятельности:

  • выбрать материал  и технику исполнения;
  • определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут крепиться между собой детали;

3. Этап проектирования форм организации деятельности воспитанников:

продумать формы индивидуальной деятельности и процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа воспитанников  помощников для ведения работы по монтажу общей композиции. 

4. Организации физкультминутки.

5. Заключительный этап: рефлексия деятельности, подведение итогов.

Навыки и умения, приобретённые на данном занятии, будут применяться при изготовлении искусственных цветов и составлении композиций и  на других занятиях по флористике.  

 

 

 

Цели  занятия

 

Цели:

 

1.Образовательные: дать представление о методе торцевания на пластилине. Предложить сделать  цветы георгина и составить композицию. Дать понятие о строении цветка, его форме и цвете. Рассказать о последовательности изготовления цветов, составлении композиции. Закреплять знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами.Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь воспитанников, особое внимание,  уделяя переводу лексики пассивного словаря в активный. Развивать  интеллектуальные операции, процесс анализа,синтеза, умения планировать свою работу.

 

 

2.  Коррекционно-развивающие: формировать умения обобщать сведения по теме,  устанавливать последовательность работы по изготовлению цветов, составлению композиции. Развивать  мелкую моторику рук путем  формирования  навыков работы с гофрированной бумагой, выкройкой, пластилином, проволокой, ножницами, клеем. Развивать сенсорную сферу. Содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности воспитанников путём формирования  и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве и умения находить в предметах существенные признаки, сходство.  Развивать тактильные ощущения.      

 

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к оборудованию, к экономному использованию материала, привить аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к совместной деятельности.

 

Место проведения занятия: учебный класс

Вид  занятия: комбинированный (совместно-индивидуальная форма организации)

Время:  45 мин.

 

 

Учебное материальное обеспечение

 

1. Инструменты: ножницы, стержень шариковой ручки.

 

3. Материалы: гофрированная  бумага  разных цветов, пластилин разноцветный, клей карандаш, медная проволока, готовый образец композиции, технологические карты, ваза, сухоцветы, пиафлор, зелёный мох.

 

 

 

 

 

План  проведения занятия и примерный расчёт времени по этапам занятия

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент (общая организация воспитанников, подготовка необходимых учебных принадлежностей): 1 мин.

 

2. Целевая установка: 3 мин.

 

3. Повторение сведений уже известных воспитанникам: 3 мин.

 

4. Изложение нового материала (понятие о торцевании): 1мин.

 

5. Практическая работа воспитанников : 

 

Индивидуальная деятельность

-  изготовление цветка  георгина: 15мин.

 

Физминутка: 5мин

 

-  изготовление подклейки и листьев:10мин

 

  

 

Групповая деятельность

-  составление композиции: 5мин.

 

 

6. Подведение итогов, рефлексия: 2мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

Организационный момент. Занятия по флористике начинаются с приветствия воспитанников, проверки явки и готовности к уроку. На столах до начала занятия педагог раскладывает необходимый для работы материал, следит за тем, чтобы  не было ничего лишнего, не имеющего отношения  к уроку.  На середине стола устанавливается готовая модель работы. На доске развешены технологические карты.

Целевая установка. Педагог говорит о том, что урок посвящён технологии 

изготовления цветов методом торцевания на пластилине и составлению аранжировки к празднику. Воспитанникам показывается готовая композиция с георгинами.

Педагог задаёт воспитанникам следующие вопросы:

- какие цветы вы видите в готовой композиции? (георгины)

- где они растут? В какое время года? (в саду,  лето, осень)

 

Георгины – лучшее украшение осеннего сада до самых заморозков. Педагог читает стихотворение:

 

Помню: осень,

Холод подбирался,

Лист продрогший

Отлетал с осин,

Только на ветру ещё качался,

Не сдавался

Красный георгин.

 

- какого цвета георгины? (разных цветов, назвать какие)

- какой формы? (форма полушария)

- как вы думаете, из чего  сделаны цветы? (гофрированная бумага)

- из каких частей состоит цветок? (венчик, стебель, лист)

- в чём установлена композиция? (в вазе)

- какие дополнительные элементы использованы при составлении композиции? (сухоцветы)

- где можно применить составленную композицию? (украсить интерьер дома, любого праздника, или подарить)

-для чего вы сможете использовать умение составлять такие композиции?

-можно ли одному сделать большую композицию?

-сколько на это понадобится времени?

- как нам за один урок сделать большую и красивую композицию?

 

 

   После этого педагог сообщает воспитанникам, что они самостоятельно изготовят цветы георгина и составят из них композицию.

Повторение сведений известных воспитанникам. Педагог напоминает, что воспитанникам уже знакома техника изготовления цветов из ткани. Основные приёмы: обведение выкройки на ткань, вырезание, гофрирование, сборка цветка. Воспитанники могут  назвать эти приёмы.

Изложение нового материала.  Педагог говорит о том, что  существует технология изготовления цветов методом торцевания на пластилине.

Торцевание – это способ придания поверхности (пластилину) декоративной фактуры (создание цветка) в данном случае  при помощи стержня шариковой ручки.

Практическая работа воспитанников

Последовательность работы по изготовлению цветка и составлению композиции

 

1. Изготовление цветка георгина

 

      Для цветка берётся гофрированная бумага трёх цветов. Листья и подклейка делаются из зелёной бумаги. Дать воспитанникам выбрать цвета гофрированной бумаги, назвать их. Затем берётся кусочек пластилина такого цвета, как и лепестки, соизмеримый с размерами крышки пластиковой бутылки. Пластилину

придаётся форма полушария. Воспитанникам задаётся вопрос на знание формы.

       Далее берётся выкройка квадрата со стороной 5 см и обводится карандашом на гофрированной бумаге. Квадратов нужно обвести 15 штук, вырезать ножницами по выкройке, соблюдая аккуратность. Обязательно напомнить о технике безопасности при работе с ножницами, что нельзя передавать их острыми концами вперёд, размахивать. Положение ножниц справа от себя (для правши).        

      Воспитанники должны посчитать выкройки и назвать форму квадрата.

Берутся сразу несколько квадратов и складываются по диагонали. Вырезаются лепестки. Сделать тоже самое со всеми квадратами. 

       Берётся инструмент для торцевания. Это стержень шариковой ручки. Тупым концом  стержень кладётся в середину лепестка на две треть длины. Загибается вперёд свободный конец лепестка. Стержень с лепестком втыкается в нижнюю часть пластилиновой заготовки.   Лепесток немного должен отгибаться вниз. На крышечку  кладётся пластилин, пока будет готовится следующий лепесток.  Следующий лепесток втыкается рядом (через 4-5 мм) по кругу. Лепестки должны отгибаться под одинаковым углом. Раскрыть пальцем. Далее на гофрированной бумаге обводятся выкройки квадрата со стороной 3,5 см для лепестков второго ряда, их можно сделать немного меньше.  Задать  вопрос на повторение формы квадрата. Квадратам предаётся форма лепестков. Воспитанники должны посчитать количество лепестков. Лепестки второго ряда втыкаются на 3-4мм выше первого в шахматном порядке. Педагог может сделать на пластилине небольшие углубления, для того, чтобы воспитанникам было понятно, куда втыкать лепестки. Все лепестки должны отгибаться вниз, а не торчать в стороны. Это легко сделать наклоном стержня. Тогда цветок приобретет нужную форму.

Лепестки можно выровнять и раскрыть. Для внутренних рядов обводятся и нарезаются квадраты со стороной 1,5 см другого цвета.  Закрепляется понятие формы квадрата, лепестки считаются, называется цвет. Стержень шариковой ручки кладётся на квадрат по диагонали до серединки. Затем уголок квадрата загибается, закрыв стержень.

Бумага смыкается и прокататывается со всех сторон пальцами левой руки, чтобы она превратилась в трубочку. Стержень с лепестком втыкается в пластилин очень близко ко второму ряду. Воспитанники должны сделать два ряда трубчатых лепестков. Далее берётся бумага третьего цвета, обводятся и вырезаются квадраты такого же размера. Повторяется понятие формы квадрата, цвет.  Квадраты скручиваются и втыкаются по такому же способу. Из них делается серединка цветка. На каждом этапе педагог должен помогать воспитанникам, направлять. 

 

Физминутка. Зажмурить глаза 10 раз,  5 раз посмотреть налево, затем направо,

 

по кругу, поморгать, кивнуть головой 5 раз, повернуть голову налево, затем на

 

право, покругу

2. Изготовление подклейки и листьев

 

Воспитанникам задаётся вопрос, какого цвета листья? Затем берётся гофрированная бумага зелёного цвета,  и обводится квадрат со стороной 4 см, вырезается. Повторить знание формы квадрата. Чашелистик прилагается сзади на пластилин. При помощи стеки или ногтя бумага вдавливается в пластилин. Каждое действие контролируется педагогом. Далее берётся проволока и обкручивается гофрированной бумагой. Стебелёк втыкается цветок с изнаночной стороны. Педагог показывает это действие каждому. Далее воспитанники обводят карандашом три квадрата со стороной 8 см зелёного цвета, вырезают ножницами. Соблюдать технику безопасности. Квадрат согнуть пополам и разогнуть (линия сгиба вдоль линии гофрировки). Одну сторону хорошо промазать клеящим карандашом. Клеем пользоваться аккуратно. На середину намазанной части  положить проволоку, обмотанную бумагой, накрыть второй половинкой бумаги, вырезать листок, по краям сделать зубчики. Пока бумага влажная легко нарисовать прожилки стержнем. Два других листочка выполнить отдельно и приклеить их к стеблю первого листа. Влажной бумаге легко придать любую форму. Когда клей высохнет, листья станут жёсткими.

Цветок георгина, выполненный  воспитанниками под руководством педагога готов. Педагог задаёт следующие вопросы: какой цветок был сделан на уроке?из каких частей состоит? какого цвета? Далее предлагается из всех цветов сделанных воспитанниками создать композицию.

 

3. Составление композиции

 

Педагог  рассказывает воспитанникам о существовании подготовительных этапов при составлении композиции: выбор материала, сосуда, определение формы, нарядных дополнений, они включают в себя элементы творчества. Сама картина рождается в процессе составления композиции и установки её в выбранном для этого месте. Процесс «живописания» цветами» требует определённых технических знаний и навыков, без них первоначально трудно создавать впечатляющее произведение. При составлении композиции очень помогает знание самих растений, особенности их строения, разнообразия форм. Полевые цветы лучше располагать в корзинке.

Для создания композиции из сделанных воспитанниками георгинов потребуется:    ваза, пиафлор,   зелёный мох, сухоцветы.  Составлять композицию педагогу помогают воспитанники наиболее подготовленные. Педагог показывает и объясняет, как составить композицию. Все действия воспитанников комментируются педагогом.  Дно  вазы обкладываются пиафлором для искусственных цветов. В центр  вазы вставляется ветка георгина, и далее каждый георгин будет располагаться по кругу на разной длине.  Прежде чем укрепить  георгин в пиафлор, кончик стебля смазывается клеем ПВА, соблюдая аккуратность. Расстояния между  георгинами заполняются сухоцветами, так чтобы было красиво. Композиция должна быть лёгкой, чтобы создать впечатление естественности. Затем дно декорируют мхом. На один из цветов можно посадить бабочку, сделанную воспитанниками на одном из уроков. При помощи растительного материала можно создавать разнообразные варианты данной композиции.

Готовую композицию поставить на постамент, чтобы ею все любовались. Правильное размещение  объёмных композиций в пространстве очень важно для их восприятия. Прежде всего, внимание обращают на фон. В данном случае он не должен быть броским: букет нельзя ставить на фоне пёстрых обоев и драпировок с ярким рисунком. Для восприятия  букета, стоящего в открытом пространстве важен характер плоскости, на которой стоит аранжировка. Сделанная композиция  ставится на тканую поверхность, чтобы восприятие аранжировки улучшилось. При решении вопроса о расположении композиции обязательно учитывают её освещённость. Педагог предлагает осветить букет с разных сторон. Можно легко обнаружить, что от этого меняется настроение композиции. Воспитанники должны почувствовать игру света. Например, композиция приобретает  драматический характер, если на светлую стену падают тени от стеблей и листьев. В аранжировке, освещённой только с одной стороны, создаётся широкий спектр бликов и теней. Наиболее спокоен рассеянный и отражённый свет. В нём контрастные цвета выглядят мягче, воспринимается наполненность композиции растениями, контурные очертания становятся менее резкими. Далее педагог предлагает дать название композиции.

Сделанные воспитанниками цветы и композиции, можно использовать на музыкальных занятиях при оформлении сцены, и т.д. 

 

Заключение

 

На занятиях  используется совместно-индивидуальная форма организации коллективной творческой деятельности.  Каждый воспитанник делает цветок георгина, и из этих цветов  составляется совместная композиция.  На занятиях воспитанники знакомятся с  новой техникой торцевания на пластилине.   Повторяют  известные им слова (венчик, лист, подклейка, выкройка, проволока, гофрированная бумага, композиция),  развивают мышление, внимание, мелкую моторику рук. Чтобы закрепить материал и провести рефлексию воспитанникам можно задать следующие вопросы:

 

- какие   цветы  вы сегодня делали? (георгины);

- какого цвета получились георгины? (педагог спрашивает у каждого воспитанника);

- из каких деталей состоит цветок? (венчик, лист, стебель);

- для чего нужны искусственные цветы и композиции из них? (для украшения интерьера);

- какой новый метод применялся в изготовлении цветка? (метод торцевания на пластилине);

-  какие материалы использовались при создании цветка? (гофрированная бумага, пластилин, клей, ножницы, карандаш, проволока);

-какой формой выкройки вы пользовались при создании венчика и листьев? (квадрат);

-были ли трудности при выполнении заданий?

-какие главные результаты на сегодня?

-какие чувства и ощущения вы испытали при выполнении заданий?

 

На все вопросы воспитанники должны отвечать полными предложениями, тем самым решаются речевые задачи.

 Педагог может дать домашнее задание. Каждому воспитаннику раздать выкройки, проволоку и гофрированную бумагу. Дома ребята могут на листе бумаги обводить выкройки, вырезать, тем самым, отрабатывая чёткость и плавность линий, обкручивать проволоку бумагой.

В заключении хочется отметить, что творческая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием воспитанников, поскольку в процессе создания цветов, композиций участвует личность в целом. Под влиянием правильного обучения совершенствуются познавательные процессы:

-дифференцируется восприятие;

-обогащаются представления;

-развивается наблюдательность и произвольное внимание;

-происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

  Творческая деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации.

   Восстановить утраченные  двигательные и умственные функции можно, если заинтересовать, увлечь, дать стимул к творчеству, помочь себя реализовать - и человек без всяких таблеток встанет на путь выздоровления. 

   Метод трудотерапии, применяемый в данной работе – это увлекательный труд, дополненный радостью общения и творчества. Воспитанники, сделав цветок своими руками, могут подарить его кому-то или украсить стол в столовой. Это несёт в себе колоссальный психотерапевтический эффект. Даже кто не сможет делать цветы, будут радоваться на занятиях вместе со всеми. От этих занятий воспитанники центра получат море положительных эмоций, что возникнет желание идти на природу, собирать цветы, растения. Главное воспитанники начнут понимать, что работа, выполненная его руками, принесёт радость. Там, где есть эмоциональный подъём, процессы излечения  ускоряются в несколько раз.

 

 

 Список литературы

 

1. Гликина Н.А. Искусственные цветы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004г.

2.Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно-ориентированного урока//Завуч.2000. №6.

3. Калягина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2004г.

4. Моложавенко В.С. Тайна красоты. Книга о цветах. – М.:Педагогика-Пресс,1993г.

5. Николаенко В.С. Икебана. Японское искусство аранжировки цветов. – М.: Изограф, 1996г.

6. Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. – Спб.: ИКФ МиМ - экспресс, 1997г.

7. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов. – М.: Колос, 1994г.

8. Сухорукова Е.П., Чечунская Л.Г. Искусство делать цветы. – М.:Культура и традиции,1994г.

9.Журнал “Коррекционная педагогика” 6(30) 2008, 1 (31) 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии. "Изготовление игольницы-цветка"

Урок технологии "Работа с бумагой. Изготовление игольницы-цветка"Рябова Татьяна Николаевна учитель технологииЦели урока:1) Обучающие: научить учащихся изготавливать игольницу:формировать умения учащих...

Поэтапная инструкция изготовления цветка

Техника работы с бумагой - модульное оригами. Представлена презентация поэтапного изготовления водяной лилии. Показана композиция, которую можно сделать с использованием этого цветка....

открытый урок "Изготовление цветка хризантема в японской технике кандзаси"

    Комбинированный тип занятия объясняется направленностью на креативное развитие учащихся 5-7 классов. Техника кандзаси способствует гармоничному развитию художественного вкус...

Изготовление цветка Гортензия из ткани на резинку, заколку, брошку.

Инструкционная карта по изготовлению броши. Выполнение цветка "Гортензия" из ткани. готовое изделие можно использовать как брошь, прикрепить на резинку, заколку....

Презентация технологии изготовления цветка репсовым узлом без сшивания.

В работе присутствует описание технологии изготовления цветка без сшивания в технике классического макраме репсовым узлом. В приложении к работе даются схемы основных технологических операций. Материа...

План-конспект занятия "Технология изготовления цветка из нетрадиционного материала"

В представленном материале содержится развернутый конспект занятия для детей 10-14 лет. Занятие проходит в форме мастер-класса....

мастер-класс "Обьемное торцевание на пластилине"

Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, тру...