открытый урок "Изготовление цветка хризантема в японской технике кандзаси"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Сажаева Эвелина Валерьевна

 

      Комбинированный тип занятия объясняется направленностью на креативное развитие учащихся 5-7 классов. Техника кандзаси способствует гармоничному развитию художественного вкуса у воспитанников, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, аккуратности и терпения. На данном занятие обучающиеся изучают новый материал и сразу же закрепляют его на практике, что позволяет легче его усвоить и заинтересовать ребенка новой техникой. Занятие отвечает духовным запросам и интересам воспитанников, удовлетворяет их тягу к знаниям, развивает художественные и творческие способности. Взяв в руки квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, подросток испытывают радостное  изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. воспитанники становятся участниками увлекательного процесса, создавая полезные и красивые изделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Дом детского творчества

Тема открытого урока:

«Изготовление цветка «Хризантема» в  японской технике «канзаси».

Разработала и провела: педагог

дополнительного образования

Сажаева Эвелина Валерьевна

г. Новый Уренгой

2013

     Тема занятия: Изготовление цветка «Хризантема» в  японской технике «канзаси.

     Цель занятия: Научить изготавливать  цветок «Хризантема» в  японской технике кандзаси

     Задачи:

  1. Обучающая: способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества – цветы из ткани;
  2. Развивающая: развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка, навыки и умения работы с тканью;
  3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

     Вид  занятия: занятие - творчество.

     Тип занятия: комбинированный.

     Методы и приемы обучения: беседа, изучение нового материала, практическая работа.

      Комбинированный тип занятия объясняется направленностью на креативное развитие учащихся 5-7 классов. Техника кандзаси способствует гармоничному развитию художественного вкуса у воспитанников, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, аккуратности и терпения. На данном занятие обучающиеся изучают новый материал и сразу же закрепляют его на практике, что позволяет легче его усвоить и заинтересовать ребенка новой техникой. Занятие отвечает духовным запросам и интересам воспитанников, удовлетворяет их тягу к знаниям, развивает художественные и творческие способности. Взяв в руки квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, подросток испытывают радостное  изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. воспитанники становятся участниками увлекательного процесса, создавая полезные и красивые изделия.

Наглядные пособия: презентация, образцы готового изделия и образцы поэтапной работы, примеры использования техники: панно, елочка, шляпка и т.д.

Оборудование и инструменты:

  1. атласные, капроновые ленты шириной 4 см.
  2. линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков.
  3. 2 готовых картонных круга разного диаметра: 2,5 см., 4 см.
  4. тканевый круг диаметром 5 см
  5. клей «Момент Кристалл»,
  6. ножницы,
  7. зажигалка и свеча,
  8. пинцет,
  9. иголка с ниткой,
  10. фурнитура для украшения.
  11. готовые комплекты лепестков для цветка по количеству участников: один комплект -  36 лепестков.

Межпредметные связи:

  1. Русский язык – умение пользоваться терминами.
  2. Рисование – правильный подбор цветов, пространственное приставление готового изделия
  3. Технология - выполнение ручных стежков, работа с тканью.
  4. МХК - знание об искусстве и культуре Японии.
  5. Математика -  геометрические фигуры, расчеты деталей, ткани.

Ход занятия:

  1. Организация урока.

Приветствие. Доклад дежурного об отсутствующих, готовности группы к занятию. Настроить учащихся на урок, привлекая цитатами в презентации (слайд 2):

  1. Хочешь быть счастливым всю жизнь – выращивай хризантемы (восточная мудрость) 
  2. Куст хризантемы

          Снегом припущен стоит,

          Зимняя радость. (Лю Ко).

Вопросы к воспитанникам:

  1. Прочитав внимательно на доске цитаты, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать?
  2. На какие мысли вас натолкнули цитаты?

Педагог: Хорошо, молодцы. Ваши мысли очень интересны и вы ответили правильно. Сегодня на занятие мы с вами будем говорить о цветах. О том, какую радость и счастье они приносят нам своим цветением. А если быть точнее, то мы будем говорить о Хризантемах и Японии.

  1. Сообщение темы урока:

     «Изготовление цветка «Хризантема» в  японской технике «канзаси.».

     Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные работы - это источник эмоциональной духовности.

     Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особое внимание заслуживает изготовление цветов из ткани. Издавна цветами украшали одежду, дом и прическу.

Японские мастера в древние времена изобрели очень интересную технику «канзаси».

     "Канзаси — это японские женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто Канзаси выполнены в том же стиле, что само изделие. Одно кандзаси может стоить дороже кимоно, так как работа по их созданию очень кропотливая и напоминает работу ювелира-дизайнера."
В настоящее время, кандзаси чаще всего носят невесты те, кто занимается кимоно, гейши или люди, связанные с японскими традициями, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны (слайд 3).

      Однако в настоящее время наблюдается возрождение техники канзаси в дизайне одежды. Работы в этой технике изготавливают из широкого диапазона материалов, лакированное дерево, золото и серебро, различных металлов (зачастую покрыты серебром или золотом), панциря черепахи и ткань.

     Есть несколько основных стилей кандзаси. Нас интересует один тип: Hana kanzashi – изделия,  созданные японскими ремесленниками из квадратов шелка. Каждый квадрат, свернутый при помощи щипцов, при соединение лепестка  образуются различные художественные формы.  Распространенные элементы – цветы, бабочки и насекомые (слайд 4).

      Научиться выполнять изделия в данной технике можно буквально за день, главное ваша фантазия, аккуратность и терпение.

     III.Практическая часть.

     Задача учащихся: научиться выполнять основные элементы: объемный и плоский узкий лепесток.

     Техника канзаси проста тем, что при большом разнообразии готовых изделий необходимо освоить алгоритм создания нескольких основных лепестков. Это создание круглого и узкого лепестка. Сегодня мы научимся изготавливать узкий лепесток, а из него цветок Хризантему.                  
    Для этого нам понадобится (слайд 5):

  1. Атласные или капроновые ленты шириной 4 см. Изделия из атласа имеют плотную текстуру, четкую форму и яркость красок. Капроновые изделия отличаются своей прозрачностью, легкостью и воздушностью (демонстрация готовых образцов из атласа и капрона).
  2. линейка, ручка для разметки ровных квадратов;
  3. 2 готовых картонных круга разного диаметра: 2,5 см., 4 см.
  4. тканевый круг диаметром 5 см.
  5. ножницы;
  6. зажигалка и свечка;
  1. пинцет;
  2. клей
  3. длинная и нетолстая игла, минимум сантиметров 5-7, нить.
  4. прочная нить;
  5. фурнитура.

      Перед началом работы мы с вами проведем инструктаж по технике безопасности. При работе с ножницами и иголкой будьте аккуратны, они являются колюще-режущим предметом. После работы ножницы кладем перед собой с закрытыми концами. Игла находиться в игольнице. При работе со свечей проверти ее фиксацию, она должна стоять ровно и плотно. Во время работы свеча горит постоянно при завершение работы мы ее тушим. При работе с пинцетом не держите его долго над огнем, он может нагреется.

     Узкий лепесток кандзаси бывает двух видов объёмный и плоский (слайд 6):

     В этой кандзаси автор использовала оба типа. Серединка, явно видно, высокий, объёмный лепесток, а остальные - узкие, плоские. Различие сразу бросается в глаза: объемный лепесток имеет высоту, в плоском лепестке глубокий вырез в середине.

     Начнем работу:

1. Нам понадобиться атласная лента. Первый раз лучше работать с атласом чем с капроном: он плотнее поэтому его будет легче складывать и при опаливание над свечей не так быстро плавиться. На ней вы отмеряете по 5 см  и в итоге должны получить 3 квадрата.

2. для того, чтобы края не осыпались необходимо опалить обрезанные стороны квадрата над пламенем свечи.  Для этого Квадрат зажимаем пинцетом посередине и быстрым, но точным движением проводим над огнем. Будьте аккуратны  и внимательны.

3. Располагаем квадрат лицевой стороной в низ (гладкая и блестящая). Затем складываем две противоположных стороны, совмещаем углы B и D, получается треугольник (слайд 7).

4. Поворачиваем углом (B+D) к себе и теперь нам нужно  согнуть полученный треугольник ещё раз, теперь уже совмещая точки А и С (слайд 8).

5. Поворачиваем треугольник диагональю к себе и ещё раз складываем. Теперь все кончики нашего начального квадратика собрались в одной точке (слайд 8).  

6. Для закрепления уголка зажимаем концы  лепестка ножницами. Держим их в левой руке, а в правую берем пинцет и, аккуратно, чтобы лишнего не поджечь, поджигаем над пламенем огня и зажимаем пинцетом. Таким образом наши концы склеились. Объёмный лепесток готов!  

     Теперь по аналогу продолжаем работу с оставшимися квадратами.

7. Для нашей хризантемы нам понадобятся еще и плоские лепестки Как их получить?  Очень просто. Возьмем один готовый объемный лепесток и обрежем его по прямой или диагональной линии, как кому удобнее (слайд 9). Затем опаливаем обрезанные края над пламенем. Если необходимо, ещё раз скрепите  место соединения уголков (ABCD), вы сами увидите где и лепесток готов:  

     Молодцы, вы хорошо потрудились. Свечу необходимо потушить. Давайте продемонстрируем полученные лепестки.

  1. Дается возможность воспитанникам самим оценить полученную работу.
  2. Делаются замечания педагога по качеству лепестков, вносятся коррективы в дальнейшую работу.

     IV. Проведение физкультминутки.

     Вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений.

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно, это знаем мы давно.

(руки ставим перед грудью, повороты вправо и влево)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом,

(вращаем головой вправо и влево)

Три-четыре, приседаем,

Ножки разминаем.

(приседания)

Мы размяться все успели,

И на место тихо сели!

     V. Практическая часть. 

     Задача учащихся: научиться выполнять цветок Хризантема из узких лепестков.

     В японском характере есть одна черта, которая мне особенно нравится - это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.

Ярче всего это проявилось по отношению к природе - еще с древних времен все, что окружало японца, становилось предметом любования - зимняя слива, сакура, ирисы, снег, алые листья клена. Хризантема в этом ряду занимает особенное место, ведь согласно заимствованными из Китая представлениями, эти цветы обладают магической силой и могут продлевать жизнь: китайская легенда рассказывает о монахе, жившем еще до нашей эры - он прожил более семисот лет благодаря тому, что пил росу с хризантем (слайд 9).

     Хризантема для японцев не только магический цветок долголетия и вестница осени. Долгое время ее изображение считалось в Японии священным, и только император и члены его семьи имели право носить одежду из ткани с рисунками хризантем. Нарушение этого закона каралось смертной казнью.

     Хризантема символизирует солнце, более того - является символом нации. Сегодня стилизованное изображение 16-лепестковой золотой императорской хризантемы стало основой государственного герба, а высшая награда страны - орден Хризантем, которую мог заслужить человек. Награждение предусмотрено только принцев императорской семьи, высшей аристократии, национальных героев и глав иностранных государств. Хризантему считали символом высокого положения. А один из самых любимых в Японии праздников - Праздник хризантемы.

     Сегодня для создания цветка Хризантема мы буде использовать оба вида лепестка. Можно сделать разноцветную хризантему , или с двойными лепестками. Мы будем делать однотонный цветок (Слайд 10).

     Перед вами стоят вазочки с готовыми лепестками.

  1.  Обычно в каждом ряду одинаковое количество лепестков один и тот же размер. Не забываем, что лучше всего цветок смотрится из 8 и более узких лепестков. Данный цветок выполнен из 36 лепестков, по 9  в первом и втором ряду и 18 в третьем.
  2. Возьмем объемные лепестки первого ряда и  нанизываем их на нитку, образуя круг.
  3. Затем возьмите самый маленький картонный кружок. Выдавите на середину картонки довольно большую каплю клея и аккуратно прикладываем, распределяем готовый круг лепестков. Затем плотно фиксируем в середине и держим. Очень важно, если вы будете аккуратны, и тогда у вас всё получится великолепно. Первый ряд хризантемы готов.
  4. Переверните цветок и приклейте следующий по размеру картонный кружок. Он больше, чем первый, должен закрывать кончики лепестков первого ряда. Поясняю, клей нужно нанести не в середину кружка, а как раз по краям.
  5. Опять переверните цветок уже к себе и приклейте первый объемный лепесток второго ряда между двумя лепестками первого ряда. Продолжайте, пока не сделаете весь второй ряд. Будьте внимательны, следите за формой цветка, лепестки должны располагается равномерно по кругу .
  6. Выложив второй круг, приступаем к созданию третьего ряда он состоит из 18 плоских лепестков. Переворачиваем на изнаночную сторону наш цветок и приклеиваем картонный круг, затем переворачиваем обратно на лицевую сторону. Теперь приклеиваем по 2 лепестка между двумя из предыдущего ряда. Иногда это будет довольно сложно, но не сдавайтесь.
  7. Закончив работу, мы приклеиваем с изнаночной стороны круг ткани. Тем самым придавая изнанке эстетичный вид.
  8. Закончив собирать наш цветок, логично закрыть серединку цветка: большой бусиной, жемчужиной, красивой пуговицей или любой другой фурнитурой. По желанию можно добавить несколько бусинок на сами лепестки, имитируя капельки росы.  Наша хризантема готова.

     VI. Закрепление по занятию.

      Мы сегодня проделали очень большую работу.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что научились выполнять?
  3. Какое значение имеет выбранный материал для цветка?
  4. Назовите основные материалы и инструменты для работы?

      Показ лучших работ, разборка ошибок: плохая фиксация лепестков, не симметричность лепестков у цветка, неаккуратность работы.

      Полученный цветок можно использовать как самостоятельный элемент в виде броши, или украсить им ободок, можно создать аксессуар для вашего платья. Кандзаси сейчас применяют не только в традиционном назначение. В этой технике можно изготавливать открытки, панно и декоративные элементы декора, которые помогут украсить дом в преддверие праздника. Главное ваша фантазия и желание творить (слайд 11).

     Мне было приятно с вами работать. Надеюсь вам понравилось новая техника.

     VII. Задача педагога:

  1. Проверить своевременное начало работы и организации рабочего места.
  2. Проверить правильность выполнения лепестков.
  3. Контролировать соблюдение техники безопасности при выполнение работы.
  4. Контроль качества выполнения операций и своевременное предупреждение ошибок.
  5.  Прием работы и оценка практических  заданий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Павлово-Посадские платки в японской технике КОМОНО»

Конспект и презентация открытого занятияМастер-класс «Павлово-Посадские платки в японской технике КОМОНО»План - конспект открытого занятияЦель занятия: приобретение практических навыков изготовл...

Презентация к открытому уроку "Выполнение декоративного панно в технике изонить". Технология,5 класс

На протяжении всего открытого урока презентация иллюстрировала  объяснение учителя, проверку знаний учащихся, делала урок более наглядным и понятным....

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

История об открытии профессии "Киномеханик" и специальности "Аудиовизуальная техника"

статья посвящена истории открытия профессии "Киномеханик" и специальности "Аудиовизуальная техника"...

История об открытии профессии "Киномеханик" и специальности "Аудиовизуальная техника"

статья посвящена истории открытия профессии "Киномеханик" и специальности "Аудиовизуальная техника"...

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"

Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....