Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
методическая разработка

Кузнецова Лидия Викторовна

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_tekst.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая тема:  Текст. Работа над текстом

Цели:

1. Совершенствование навыка составления текста.

2.Формирование умения устанавливать и соблюдать последовательность изложения.

3.Формирование умения устанавливать связи между частями и определять средства их выражения.

4.Закрепление навыка написания слов с безударной гласной.

Задачи:

- образовательные:

1. создание условий для осознания значимости правильного, последовательного изложения текста ;

2. закрепления навыка установления связей между частями текста;

3. обогащение словаря учащегося синонима;

4. развитие умения  последовательного пересказа.

- коррекционные:

1. совершенствование эмоциональной сферы личности;

2. развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания и памяти;

3. совершенствование мелкой моторики

- воспитательные:

1. формирование нравственных принципов учащихся (честность, порядочность, сострадание);

2. воспитание познавательной активности.

Оборудование:

  1. Карточки с деформированным текстом.
  2. Орфографический словарь.
  3. Мультимедийная презентации «Породы собак», «Веселый язычок».
  4. Контуры собак.
  5. Индивидуальные карточки с заданием


Ход урока

Логика построения урока

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Создание эмоционального настроя

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнем урок тогда.

 

Желаю вам, чтобы сегодня на уроке у вас все получилось.

Учащиеся занимают свои места

Учащиеся приветствуют присутствующих на уроке

Организация и проверка рабочего места

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте,

Все ль в порядке:

Карандаши, ручки и тетрадки?  

Учащиеся проверяют письменные принадлежности

Коррекция речевых нарушений

Проводим артикуляционную гимнастику (используется презентация «Веселый язычок»)

Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику согласно слайдов

  1. Актуализация знаний

Организация познавательной деятельности учащихся

Прочтите пословицу,  объясните её значение

Река познаётся в течении, а человек -   в  беседе.

Ответы учащихся

Постановка перед учащимися учебной задачи

Ознакомление с текстом:

Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, черный шарик она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку.

Однажды Люда принесла домой маленькую черную собачку. Мушка оказалась забавной, но очень пугливой. Все смеялись над Людой и говорили, что от такой защиты не жди.

После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой.

Как-то раз Люда играла с детьми во дворе. Вдруг из дома выскочила огромная собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала.

(по В. Чаплиной)

- Понятен ли смысл рассказа?

- Почему его трудно понять?

- Какому требованию должен отвечать текст, чтобы он был понятен?

- Что нужно изменить в тексте, чтобы он стал понятен?

Учащиеся читают текст

Ответы учащихся

Ответы учащихся:

Все события перепутаны. Части несвязанны между собой.

События должны излагаться по порядку, части должны быть связаны между собой.  

Порядок частей текста 

Постановка задач перед учащимися

Чему же мы будем учиться на уроке?

Корректировка ответа

Ответ учащихся:

Излагать содержание рассказа по порядку

  1. Использование приобретенных знаний, умений и их корректировка

Восстановление последовательности частей текста

- Какая часть должна быть первой? Докажите.

- О чем узнаем из этой части?

- Какая часть должна следовать за ней? Почему вы так думаете.

- Какое слово помогает связать эти части?

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Определение темы и главной мысли текста

Лексическая подготовка

- На что нужно обратить внимание, чтобы правильно определить главную мысль рассказа?

 (Автор описывает своих героев, их поступки, происходящие события, на то, какие слова употребляются)

- Найдите, как автор описывает героев рассказа.

- Назовите лишнее слово ОГРОМНАЯ, БОЛЬШАЯ, СТРАШНАЯ? Докажите  

-Найдите в тексте слова противоположные по смыслу (антонимы)

- С какой целью их использует автор

- Как вы считаете, какая разница между словами собака и собачка? В каком случае о Мушке сказано «собака»? Почему?

- Какие слова автор выбрал, чтобы изобразить действия героев и почему?

Корректировка ответов учащихся

- Как вы понимает слово «забавная»?

- Можно ли заменить словом «веселая»? Докажите

- Как вы думаете, было ли Мушке страшно? Если было, то почему же она все-таки защитила девочку?

- Определите главную мысль рассказа и озаглавьте его

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Огромная, большая, страшная собака; маленькая, черная Мушка;

Ответ учащихся: слово СТРАШНАЯ, т.к. слова большая и огромная – синонимы

Ответы учащихся

Огромная, большая – маленькая

Ответы учащихся

Передает презрительное отношение людей.

Ответы учащихся

Выскочила, бросилась, кинулась, т.к. они предают быстроту внезапность событий

Ответы учащихся

Смешная

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Учащиеся определяют главную мысль рассказа, озаглавливают его.  (записывают в тетрадь)

Физкультминутка

Для организации физкультминутки использовать слайд

Создание нестандартной ситуации

Работа с карточкой

- Разделите предложение на отдельные слова. Найдите предложение в тексте

ОднаждыЛюдапринесладомойбольшуючернуюсобачку

Исправьте ошибку

Учащиеся выполняют задание.

Ответ учащихся

Орфографическая подготовка

- Назовите трудные для написания слова

Выскочила, старалась, оказалась, испугалась  

- Для написания, каких слов можно воспользоваться орфографическим словарем?

Ответы учащихся

Учащиеся выписывают эти слова, объясняя орфограмму

Ответы учащихся

Использование приобретенных знаний

- Прочитайте текст про себя. Постарайтесь пересказать

Учащиеся читают текст (2 мин.).

Пересказ текста

Расширение словарного запаса

Знакомство с породами собак (использование презентации «Породы собак»).

Определение пород собак по контуру

Просмотр презентации

Выполнение задания

  1. Подведение итогов урока

Рефлексия урока: оценка собственной деятельности

- Чему вы научились на уроке?

- Что помогло определить последовательность частей текста?

Ответы учащихся:

Определять порядок частей текста

Ответы учащихся  

Оценка деятельность учащихся

Слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"

Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Освоение текстового процессора MS Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"

Освоение текстового процессора Word. Основные правила ввода текста. Работа с текстом. Методическая разработка занятия кружка "Мир мультимедиа технологий"...