Изучение состояния письменной речи у учащихся начальной школы
статья по теме

 В  работе представлен материал по вопросу изучения состояния письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательных школ, подробно рассмотрены приемы и методы исследования состояния письменной речи, позволяющие логопеду безошибочно диагностировать в ходе проведения проверочных работ у учеников нарушения письма, затем квалифицированно строить коррекционную работу с целью достичь максимального эффекта логопедического воздействия в ходе проведенных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение состояния письменной речи  у учащихся  начальной школы.

В работе школьного логопеда основную часть занимают занятия с детьми, которые имеют нарушения чтения и письма. Это мешает усвоению детьми программного материала не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам, так, как искаженное письмо и чтение не позволяет ребенку достаточно быстро ориентироваться в предлагаемом учителем новом материале, усваивать его и применять полученные знания на  практике.

  Ориентировочное представление об уровне сформированности письма и о характере ошибок можно получить, просматривая школьные тетради ученика, анализируя письменные контрольные работы и проводя специальные диагностические логопедические диктанты.

Однако для того, чтобы уточнить структуру дефекта, необходимо специально обследовать письмо посредством различных проб, включающих слуховой диктант, самостоятельное письмо и списывание с печатного текста.

Обследование начинается с письма букв, слогов, слов и продолжается предъявлением более сложных форм письменной речи (в зависимости от уровня обученности ребенка) - предлагается изложение по картине или сочинение на заданную тему, что позволяет определить одновременно и уровень развития устной связной речи, возможности последовательно и логически выдержанно излагать свои мысли на письме.

Детям – первоклассникам в конце учебного года предлагается письмо букв под диктовку. Эта запись выявляет, насколько четко ребенок воспринимает на слух звуки речи и как он переводит их в графем.

В ходе этого исследования могут быть обнаружены замены букв, соответствующие звуки которых являются акустически или артикуляционно близкими (например, может вместо диктуемого звука ш написать с или вместо д-т, вместо ч-ц и т.д.), т.е. происходит взаимозаменяемость, — это обычно указывает на дефект слухового или слухо-артикуляционного анализа.

Следующим этапом обследования является письмо отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, ба, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, уш, от), закрытые (сас, ран, дум, тан), слоги со стечением согласных (ста, дро, гво, скво, стра), оппозиционные (са- за, са-ша, ра-ла, ба-на, мя-ма, лю-лу, ри-ры, но-нё).

В данном случае необходимо определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс.

Затем детям предлагается письмо отдельных слов и коротких фраз. 

Помимо написания отдельных слов и фраз, по слуху проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ребенку предметы (например, козу, мяч, чашку и др.). Ученику предлагается написать названия предметов, изображенных на картинках, или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинке типа «Мальчик моет руки».

При обследовании необходимо вести наблюдения за характером процесса письма: может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или пишет с опорой на его проговаривание, ищет нужный звук и соответствующую букву.

При этом необходимо выяснить единичны эти ошибки или нет, на сколько групп звуков они распространяются, наблюдаются ли такие же замены в устной речи.

Ошибки за замену букв в письме в большинстве случаев сосуществуют с другими фонетическими ошибками. Поэтому необходимо установить допущены ли пропуски букв, слогов или даже элементов слова, слитное и раздельное написание одного и того же слова и другие ошибки, связанные с искажением его звуковой структуры.

Самостоятельное письмо детей,  позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова (замены букв, пропуски, перестановки букв и т.д.), так и аграмматизмы в устной речи учащихся.

Для этой цели можно предложить несложные задания, позволяющие  выявить зависимость усвоения письма от общего развития речи: сочинение предложений или небольшого рассказа по опорным словам или по деформированному тексту. Материалом для обследования в первом случае служат два-три изолированных слова, данных в исходной форме, например, орел и крылья; мотоцикл и мотоциклист. Ребенку предлагается дополнить словосочетание другими словами.

. У детей с общим недоразвитием речи в письме в большей степени, чем в устной речи, проявляются все проблемы в использовании грамматических категорий и форм слова. Нарушение письма у этих детей следует рассматривать как вторичное явление, зависящее от недостаточности общего развития речи (т.е. недоразвития не только фонетической, но и лексико-грамматических систем языка).

Как правило, наличие специфических ошибок сопровождается низким уровнем общей грамотности. Письмо таких учащихся пестрит множеством ошибок самого разного рода. Ошибки на правила правописания также должны быть тщательно проанализированы, т.к. в одних случаях они могут быть следствием плохого усвоения правила, а в других — свидетельствовать о недоразвитии речи.

Так, ребенок, недостаточно различающий мягкие и твердые согласные, именно поэтому не может усвоить правописание слов с мягким знаком в конце или в середине слова, с твердыми и мягкими согласными перед гласными. Ученики, слабо различающие звонкие согласные, обычно делают ошибки на правило правописания сомнительной согласной в середине и в конце слова. Дети с общим недоразвитием речи плохо усваивают правописание безударных гласных, т.к. из-за бедности и статичности словарного запаса затрудняются в подборе однокоренных слов, необходимых для их проверки. Поэтому в процессе обследования важно определить не только характер ошибок правописания, но и причины, их обусловливающие.

.

Обнаружив в письменных работах детей графические ошибки, связанные с начертанием букв, следует также определить их частотность появления и характер. Также  необходимо принимать во внимание, что эти ошибки отмечаются и при нормальном письме на начальных этапах его формирования, но на более поздних этапах обучения они, как правило, обусловлены не оптико-пространственными нарушениями, а нарушениями речевых систем.

При обследовании состояния письменной речи логопеда должны интересовать прежде всего те графические ошибки, которые имеют прямое отношение к патологии речевой деятельности. Случаи, когда они не связаны с нарушением речевых систем, не входят в сферу коррекционной работы логопеда.

 Таким образом, изучение состояния письменной речи у учащихся начальной школы должно быть всесторонним. Прежде всего, логопеду необходимо правильно квалифицировать дефект, проведя границу со сходными состояниями. Затем, на основании серьезного анализа письменных работ, можно будет  более качественно строить коррекционную работу на занятиях для достижения  максимальной эффективности логопедического воздействия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы.

Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся начльной школы....

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....

Статья. Формирование умений в иноязычной письменной речи у учащихся основной школы на основе ИКТ (на материале английского языка).

Система образования постоянно обновляется. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, является научно-технический прогресс, который не мыслится без информационных технолог...