Доклад Оценка достижений обучающихся на основе карт ИСРР
статья по теме

В докладе "Оценка достижений обучающихся на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка" описана мониторинговая система оценки достижений обучающихся с легкой степенью умственной отсталости  и обучающихся со сложной структурой дефекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Оценка достижений обучающихся на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка (ИСРР)»

Горнова С.В., заместитель директора по учебной работе

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

“Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида № 128”, город Снежинск

В 2008-2009 у/г педагогическим коллективом школы был сформирован перечень   ключевых компетенций обучающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей контингента детей школы. Одновременно с этим проводилась работа по конкретизации  содержания учебных умений,  входящих в ключевые компетенции обучающихся нашей школы.  В результате появилась необходимость в разработке инструмента для адекватной оценки достижений воспитанников.

Таким инструментом явилась разработанная нами мониторинговая система оценки достижений обучающихся, которая включает в себя:

  1. наблюдение и отслеживание уровня развития обучающихся по определенным параметрам п/ф развития;
  2. внесение полученных данных в разделы карт индивидуального сопровождения на каждого ребенка школы;
  3. математический анализ результатов;
  4. создание профилей, характеризующих наличие динамики развития обучающихся класса в целом и каждого ребенка в отдельности;
  5. обсуждение полученных в результате анализа данных на психолого-медико-педагогическом консилиуме школы для построения с их учетом индивидуальных образовательных маршрутов;
  6. и разработка специалистами школы рекомендаций по оптимизации коррекционной работы с классом и с каждым из обучающихся.

Данная система предназначена для всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации школы.  

Работа с картами позволяет нам отслеживать динамику:

  1. сформированности параметров психофизического развития;
  2. сформированности учебных навыков по предметам (дополняя и уточняя результаты отметочной аттестации).

Алгоритм работы с картой включает в себя:

  1. первоначальный ввод общей информации о ребенке;
  2. последующую фиксацию 2 раза в год (на конец каждого полугодия) уровня сформированности определенного параметра психофизического развития и учебных навыков по предметам;
  3. использование информации карты для планирования коррекционной работы учителями, воспитателями, классными руководителями.

В картах ведут записи следующие педагоги:

  1. классный руководитель;
  2. воспитатель;
  3. специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед;
  4. учителя-предметники.

Работа с картой ИСРР предполагает введение специальной и подробной шкалы оценивания. Существующая на сегодняшний день 5-балльная отметочная система представляется нам несовершенной в плане оценивания уровня сформированности ключевых компетенций воспитанников с разными возможностями обучения. Поэтому нами разработана и апробирована более подробная шкала оценивания сформированности того или иного параметра психофизического развития; а также учебных навыков обучающихся.

Система оценивания состоит из 5-ти уровней условных обозначений (низкий, ниже допустимого, допустимый, оптимальный, высокий). Каждый из уровней разбит на 3 подуровня с цифровым обозначением от 1 до 3.

В итоге, разработанная нами 15-балльная шкала позволяет нам:

  1. характеризовать минимальную динамику в  развитии детей 4-х групп по возможностям обучения;
  2. оценивать достижения детей в классах с безотметочной системой аттестации;
  3. оценивать коррекционный эффект обучения;
  4. проводить сравнительный анализ результатов отметочной аттестации по предметам и уровня сформированности академических знаний, умений и навыков, отраженных в карте при помощи условных обозначений.

В конце каждого учебного года проводится анализ динамики по каждому ребенку в отдельности и по классу в целом по двум блокам:

  1. сформированности психофизических параметров развития ребенка;
  2. и по усвоению программного материала по общеобразовательным предметам учебного плана.

На слайды помещены результаты итогового анализа на конец прошлого учебного года и промежуточного  анализа на конец 1 полугодия текущего учебного года.

Результаты оценивания уровня усвоения программного материала по общеобразовательным предметам обрабатываются педагогом-психологом школы и представляются в виде диаграмм. На диаграммах наглядно можно увидеть продвижение ребенка по «академическому» направлению образования уже не при помощи отметок, а через условные обозначения 15-балльной шкалы.

Информационный потенциал карты ИСРР используется нами:

  1. для постановки коррекционных задач на начало года классным руководителем, воспитателем, учителем;
  2. при планировании учителем коррекционной работы  с классом и каждым обучающимся класса;
  3. для определения зоны ближайшего развития ребенка по параметрам развития или по учебным навыкам;
  4. для решения проблемы, когда у ребенка наблюдается снижение успеваемости по сравнению с предыдущими результатами (по отметочной аттестации);
  5. при появлении у ребенка «тревожных симптомов» по какому-либо наблюдаемому параметру развития (н-р, в эмоционально-волевой сфере) и т.д.

Таким образом, мониторинговая система в виде карт ИСРР являет собой оптимальный инструмент для адекватной оценки достижений обучающихся с разными индивидуальными возможностями.

Работая с картами, мы пришли к выводу, что данная форма карты не подходит для мониторинга развития детей со сложной структурой дефекта, в т.ч. детей с растройством аутистического спектра, т.к.:

  1. некоторые параметры карты невозможно применить в связи с тем, что у детей данной категории они не могут сформироваться в силу их индивидуальных особенностей;
  2. критерии оценивания не актуальны, т.к. навыки в диапазоне от допустимого по высокий сформироваться не могут.

Поэтому в прошлом учебном году педагогическим коллективом было принято решение разработать другую форму карты для индивидуального сопровождения и отслеживания динамики развития детей специальных классов.

Теоретическим обоснованием нашей работы являются положения проекта специального федерального государственного образовательного стандарта. Согласно 4-ому варианту (индивидуальный уровень) проекта СФГОС, требования к результатам обучающихся данной категории группируются в соответствии с основными направлениями формирования жизненной компетенции.   И результат жизненной компетенции по сравнению с «академическим» становится доминирующим. Продвижение ребенка в этом направлении является основным искомым результатом образования.

На основании вышеизложенного, творческой группой в составе специалистов школы и учителей специальных классов были разработаны иные форма, содержание, система шкалы оценивания карты для оценки жизненной компетенции детей со сложной структурой дефекта.

Карта составлена по круговому принципу: 3 круговых поля соответствуют 3-м уровням развития воспитанников, где 3-ий уровень самый высокий. Каждый из уровней включает в себя 5 основных блоков (самообслуживание, психические процессы и ЭВС, речь, моторная сфера, социальная адаптация), состоящих из 13-ти разделов. Каждый из разделов представлен набором умений и навыков, уровень формирования которых отслеживается и фиксируется в данной карте:

№ раздела

Наименование

Количество параметров

  1. Самообслуживание

Еда

23

Туалет и умывание

17

Раздевание

41

Одевание

18

  1. Психические процессы и ЭВС

Восприятие и обследование объектов окружающего мира

41

Память

11

Мышление

49

Эмоционально-волевая сфера

19

  1. Речь

Пассивная речь

24

Активная речь

49

  1. Моторная сфера

Мелкая моторика

55

Общая моторика

47

  1. Социальная адаптация

58

Шкала оценивания содержит 3 вида условных обозначений:

  1. навык (умение) не усвоен - пустой квадратик;  
  2. навык (умение) усвоен частично – квадратик закрашивается наполовину по диагонали;
  3. навык (умение) усвоен в полном объеме - квадратик закрашивается полностью.

Достижения ребенка в данной карте фиксируются цветом 2 раза в год (на конец каждого полугодия). В каждый год обучения используется определенный оттенок одного цвета: в первой половине учебного года светлый оттенок, в конце года – тёмный.

Задачей педагогов является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам группы условных обозначений, характеризующих наличный уровень жизненной компетенции. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров в описании динамики развития жизненной компетенции.

Для целостного восприятия динамики развития каждого ребенка данные проведенного анализа обобщаются в карте ручной обработки  (ее вы видите на слайде). Также вариант ручной обработки данных более понятен родителям обучающихся.

Мониторинговая система в электронном варианте представлена в программе Exсel. На каждого ребенка заводится Exсel-документ, который включает 13 листов по количеству разделов карты. Представлю данную систему на примере одного из разделов - «Пассивная речь» (III блок карты «Речь»). По вертикали расположен перечень навыков, по горизонтали – периоды обучения по полугодиям. Наглядно видно, что навыки делятся на 3 уровня, в процессе обучения ребенок постепенно овладевает компетенциями более высокого порядка. Частичное овладение навыком фиксируется 50%-ым обозначением и заливается желтым цветом, при полном овладении навыка- 100%-ым и заливается красным цветом. Если навык в данный момент еще не сформирован, ячейка остается пустой и закрашивается  синим цветом. Показатели динамики представлены в вертикальных столбцах справа Столбец со средним значением показывает процент сформированности навыка за конкретный период (за полугодие). В столбцах «Динамика за год» и «Динамика за полугодие» рассчитан процент наличия динамики.

Полученные результаты переносятся в диаграмму для более наглядного восприятия динамики развития ребенка.

 Конечные данные мониторинга вносятся в индивидуальный профиль динамики развития жизненной компетенции ребенка (в электронном варианте).

Таким образом, совершенствуя систему мониторинга уровня развития обучающихся разных возможностей, мы делаем еще один шаг в решении задачи индивидуализации образовательного процесса в нашей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений обучающихся (личностных, метапредметных, предметных)

Самостоятельная работа по курсу ФГОС II поколения (ин.язык)...

Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про

Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...

Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). На примере разработки урока усвоения новых знаний «Общая характеристика грибов» (5 класс)

В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся...

Оценка достижений обучающихся при реализации дополнительной программы

Выявление специфики оценки достижений учащихся при освоении дополнительных образовательных программ в условиях внедрения ФГОС второго поколения....

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС

Данный материал поможет учителям ОБЖ в оценке достижений обучающихся на уроках ОБЖ в свете ФГОС...

Доклад " Оценка достижений учащихся по курсу ОРКСЭ"

Доклад для августовской конференции 2021 г....

Презентация к докладу "Оценка достижений по курсу ОРКСЭ"

Презентация является приложением к докладу "Оценка достижений по курсу ОРКСЭ"...