статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"
статья (7 класс) на тему

В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_vneklassnogo_chteniya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

В  России в результате демократических перемен, гуманизации специального образования и толерантного отношения к личности инвалида заметно усилилось внимание государства и общества  к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Главной задачей обучения таких людей является их социальная адаптация.

 Важную роль в решении этого вопроса играет современный подход к коррекционному обучению как к обучению с использованием инновационных образовательных технологий. В данном случае инновационный подход это не только использование новых технических образовательных ресурсов, но и  новых коррекционно-образовательных форм и методов в учебно-воспитательном процессе.

Я работаю в специальной коррекционной школе №231 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие интеллектуальные проблемы. Более 50 процентов обучающихся – инвалиды детства. Большое внимание в школе уделяется всестороннему развитию личности ребенка.

В школе проводится большое количество мероприятий, экскурсий, классных часов, где обучающиеся узнают много нового и интересного об окружающем мире, о жизни страны и города. Кроме того, нельзя переоценить стремления педагогов привить любовь к  чтению  детям-инвалидам, которые имеют достаточно низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес и  ограничены в общении с людьми.

Книги, читаемые детьми, хранят в себе идеи добра, справедливости, воздействуют на  эмоции детей, приучают их замечать события, происходящее вокруг них и давать   свою оценку.

Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы, а для нашей школы это имеет особое значение. От заложенных  навыков чтения зависят успехи обучения по всем предметам в дальнейшем, то есть навык чтения - это межпредметный навык.

Формирование навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется замедленно. Затруднение вызывает и овладение техникой чтения, и понимание  прочитанного.

Читая доступные рассказы, стихотворения, сказки обучающиеся учатся понимать общее содержание и главную мысль произведения, учатся давать оценку прочитанному, видеть отношение автора к событиям и героям произведений. Именно на уроках чтения у ребят развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному языку, художественной литературе, интерес к чтению. На уроках в процессе работы над художественными текстами они учатся отличать главное от второстепенного, выявлять взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на части, составлять план прочитанного и пересказывать в соответствии с ним. Всё это способствует развитию логического мышления учащихся.

Работая на уроках чтения с книгой, дети формируют необходимые умения: нахождение ответов на вопросы, учатся соотносить иллюстрации с текстом, находить в произведении необходимые эпизоды, составлять короткие рассказы по рисункам.

Уроки чтения формируют умения и навыки работы с книгой, необходимые для дальнейшего обучения и самообразования.

Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений ученика коррекционной школы, что впоследствии позволит ему социально адаптироваться. Наряду с навыками чтения, важной задачей уроков является овладение связной речью, как основной коммуникативной функцией. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает обучающимся устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения людей в обществе, что является  одним из главных условий адаптации выпускников коррекционной школы VIII вида.

Переоценить значение обучения  чтению невозможно, так как чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на конкретных примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь, таким образом, одним из незаменимых инструментов развития и коррекции речи и мышления учащихся.

При обучении  чтению детей  коррекционной школы VIII вида большое внимание уделяется правильному выбору методов и приемов организации урока, подбору   дидактических материалов,  дифференцированному  и индивидуальному подходу к  учащимся,  испытывающим  затруднения в овладении чтением.

Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи, а как следствие, адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет внеклассное чтение.

Цель внеклассного чтения: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам. Руководство учителя внеклассным чтением детей в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Ребенку необходимо внеклассное чтение для того, чтобы ему было интересно.

С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже в начальной школе. Едва научившись читать, он приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с родителями. В старшей школе в соответствии с программой уроки внеклассного чтения проводятся регулярно - один раз в месяц. Роль учителя здесь очень важна – он может помочь ученику стать самостоятельным читателем, привить любовь к чтению.      Важно, чтобы уроки внеклассного чтения проходили не только в классе, но и в школьной библиотеке. Сама атмосфера библиотеки и различные  формы работы, которые здесь проводятся, способствуют лучшему восприятию литературы, укрепляют, а главное, развивают читательские навыки ребят.

Подбирая литературу ученикам, учитывается: объем произведения, текстовая  доступность, актуальность произведения для данной категории учеников.

Для того чтобы уроки внеклассного чтения выполняли не только функцию контроля над пониманием прочитанного, но и работали на развитие читательских интересов, они зачастую отличаются от уроков чтения по методике проведения: праздничность уроков (нетрадиционные формы работы: различные игровые задания, заранее подготовленные выступления учеников, ребусы, кроссворды и т. д.).

Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются мероприятия, которые подводят итог чтения одной или нескольких книг, рассказов одного автора, книг по одной теме. Это могут быть: игра-конкурс, конкурс рисунков, конкурс чтецов, викторина, просмотр фильма, снятого на основе литературного произведения и т. д. В процессе таких занятий создаются широкие возможности для организации работы над   связной речью, над развитием мыслительных способностей, коррекцией таких психических процессов, как память, воображение, внимание.

В нашей школе стало традицией проводить заключительные уроки по внеклассному чтению в виде мероприятий, на которых используются разнообразные формы работ, позволяющие в доступной для учеников форме проверить, насколько они поняли прочитанное, еще раз пережить некоторые моменты с героями литературных произведений, сопоставить поступки героев со своими, оценить их критически. Были проведены открытые игровые уроки по творчеству В.В.Бианки, Н.Н.Носова, В.Ю.Драгунского. Ребятам очень нравятся такие мероприятия, а учитель имеет возможность увидеть плоды своего кропотливого каждодневного труда.

В качестве примера привожу конспект занятия по творчеству В.В.Бианки.

Литературная викторина

 по рассказам и сказкам В.В.БИАНКИ.

Цель мероприятия:

-вызвать интерес к творчеству В.В.Бианки;

-развивать устную речь учащихся;

-развивать активный  словарный запас учащихся;

-развивать представления об окружающем мире;

-научить учащихся работать в группах;

-систематизировать знания, приобретенные на уроках  литературного чтения,

  окружающего мира и занятий в библиотеке.

Оформление:  

-Плакат «Лесные объявления».

-Рисунки детей (иллюстрации к произведениям  В.В.Бианки).

-Портрет В.В.Бианки, выставка книг «Поляна Бианки».

-Звуковое сопровождение – «Звуки леса».

-ММО для просмотра презентации.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Звуки птичьих голосов.
  3. Вступительное слово.

Дорогие ребята, на наших уроках   мы с вами много говорили о природе, о красоте окружающего нас мира. На уроках чтения, которые проводили в классе и библиотеке узнали имя замечательного писателя Виталия Валентиновича Бианки.

Сегодня на нашем мероприятии мы ещё раз вспомним названия  произведений В.В.Бианки и  героев, которые живут в них.

слайд – ПОРТРЕТ В.В. БИАНКИ И ЕГО КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.

4.  Рассказывается биография В.В. Бианки.

 БИОГРАФИЯ В.В.БИАНКИ.

Будущий писатель родился в Санкт-Петербурге в семье биолога. С детства Виталий Бианки много времени проводил в лесу. Отец часто брал сына с собой на прогулки. Своего отца писатель называл первым и главным  «лесным учителем».

 Отец научил Виталия любить всё, «что дышит, цветёт и растёт». Окончив университет, Виталий Бианки побывал во многих уголках нашей  Родины.

За свою жизнь он написал более 300 рассказов, сказок, повестей. А самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной не существует. Её перевели на многие языки мира.

Сколько доброты, любви к природе чувствуем мы, когда читаем эти произведения. Перед нами оживают картины родной природы.

И те, для кого он писал свои произведения, и те, кто рисовал иллюстрации к его книгам, на всю жизнь влюблялись в творчество Бианки.

   слайд – СТИХОТВОРЕНИЕ.

 Читается стихотворение учеником.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

   
Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох,  так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.

Задание1.  

На страницах книг В.В.Бианки живёт много разных животных. Сейчас мы постараемся вспомнить их названия. Для этого разгадаем кроссворд.

     слайды – КРОССВОРД (Смотри приложение).

     слайд – ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ.

Задание2.

         Наступила золотая осень. Как красива природа в её убранстве. Но осень принесла и много хлопот и забот. Все происходящие изменения вокруг подмечает мудрый народ и говорит об этом в пословицах.

         В конвертах, которые вы получите, находятся пословицы, но их начало и конец написаны на разных карточках. Вам нужно из двух половинок сложить  целую пословицу.

(Дети составляют пословицы и объясняют их смысл)

В СЕНТЯБРЕ И ЛИСТ НА ДЕРЕВЕ   …….     НЕ ДЕРЖИТСЯ.

В СЕНТЯБРЕ ЛЕТО КОНЧАЕТСЯ, А ОСЕНЬ    ……  НАЧИНАЕТСЯ.

СЕНТЯБРЬ   В ДОРОГУ  …..   ПОГНАЛ.

В ОКТЯБРЕ НИ НА КОЛЁСАХ, НИ НА ….. САНЯХ.

БЫСТРО ТАЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ  ДЕНЬ   - НЕ ПРИВЯЖЕШЬ ЗА  …ПЛЕТЕНЬ.

ВНОЯБРЕ ЗИМА С ОСЕНЬЮ … БОРЕТСЯ.

В НОЯБРЕ СНЕГА НАДУЕТ, ХЛЕБА … ПРИБУДЕТ.

В ОКТЯБРЕ С СОЛНЦЕМ РАСПРОЩАЙСЯ, … БЛИЖЕ К ПЕЧКЕ ПОДБИРАЙСЯ.

Задание 3     

      Осень… Как она красива.  Гуляя по осеннему лесу люди собирают грибы, ягоды, и мы набрали целую корзину. Что же в ней?  Она целая загадок. Сейчас мы их разгадаем.

(ученики по очереди подходят к корзинке, достают карточки с загадками и отгадывают их).

Есть на речках лесорубы

В серебристо-темных шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.       (Бобры)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.      (Лягушка)

Вьётся верёвка,
На конце головка.    (Змея)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине?        (Улитка)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает.      (Крот)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?        (Волк)

Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги.      (Черепаха)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.           (Олень)

В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт.       (Лиса)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.   (Заяц)

У корней мохнатой ели

Темнокожий карапуз

Не по росту тащит груз.   (Муравей)

        А сейчас посмотрите на экран. Вы увидите небольшой отрывок из мультфильма, где главный герой муравей.

           (просмотр отрывка из мультфильма)

Вы посмотрели мультфильм, а как называется рассказ, где живёт его герой?

Как муравьишка домой спешил»)

Задание 4.

Давайте вспомним названия других сказок и рассказов В.В.Бианки.

Каждая команда получает конверт, в нём лежат 5 карточек с текстом. На четырех карточках текст из одного рассказа, а одна карточка с текстом из другого рассказа. Вам нужно прочитать все карточки, убрать лишнюю, а остальные четыре разложить в такой последовательности, чтобы получился небольшой отрывок из рассказа.

(Ученики читают получившиеся отрывки и называют рассказ).   

                  «Первая охота», «Люля».

  Задание 5.

   Посмотрите внимательно на доску. Нужно расшифровать  2 названия произведений В.В.Бианки.

Команды получают шифр, в котором каждая цифра соответствует квадрату со слогом.

Х                1

ТЕ                   2

ВОС         3

ЛЮ              4

Портрет Бианки

РЕ            6

ТЫ              7

МОК               8                          

ЛЯ           9

Шифры:    1-3-7 «Хвосты»;                   2-6-8 «Теремок»;                

Для обеих команд:  4-9 «Люля».                   

                

Задание 6.

   Хорошо живётся животным в рассказах и сказках В.В.Бианки. Они  хотят поделиться своими радостями, а иногда попросить помощи. Только очень забывчивы зверьки в лесу. Забыли они подписать свои объявления. Давайте поможем им.

                       (Ученики по очереди читают объявления и говорят, герой какого рассказа их написал).

-Меняю теремок на скворечник!

-Обучаю   заметанию     следов. 

-Открываю фабрику   по очистке  лесных орехов.

-Провожу конкурс на лучший нос.

-Покрываем стены   воском. Качество  гарантируем.

-Я инвалид - ножка   болит! Помогите добраться до дома.

-Учусь охотиться, пока не получается!

-Две недели отроду, а уже мореплаватель!

Задание 7.

К концу подходит наша игра. Пришло время проверить,  внимательно ли вы слушали  и что запомнили.

           (На экране тест по  произведениям В.В.Бианки) 

- Сказка “Теремок”. Какие звери и птицы в нём живут?

(Дятел, белка, куница, медведь, сыч, скворец)

   - Какие птицы спорили о том, чей нос лучше?

(Мухолов - тонконос, дубонос, клёст - крестонос, бекас - долгонос, кулик: шилонос и кроншнеп-серпонос, широконос, козодой - сетконос, пеликан, дятел, ястреб)

  - Какие лесные разведчики действуют в одноимённом рассказе Бианки?

(Корольки)

Какое растение Бианки назвал “комариная смерть”?

(Росянка)

Сказка “ Кто чем поёт”. Какая птица использует свой хвост для того, чтобы спеть песню?

(Бекас)

  1. Заключительное слово учителя.

      Сегодня мы поговорили о тех сказках и рассказах Бианки, которые вы недавно прочитали – это очень маленькая частичка того, что Бианки написал о природе. В скором будущем мы с вами познакомимся с удивительной и самой знаменитой книгой В.В.Бианки – «Лесная газета». Прочитав её, вы узнаете о поведении и повадках животных и птиц в разные времена года, о народных приметах погоды. Найдете ответы на многие вопросы :

- С какого дня по календарю считается начало весны?

- Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?

- Какой в России самый маленький зверь?

- Какая у нас самая маленькая птица?

- Вместе с произведениями В.В.Бианки вы окунетесь в чудесный мир русской природы.

Приложение.

Вопросы-загадки  к кроссворду.

По вертикали.

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?            (Белка).

  1. У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней?   (Лиса).

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.           (Олень).

  1. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.                 (Сорока).

  1. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.                       (Дятел).

  1. На овчарку он похож –

Что ни зуб, то острый нож.     (Волк).

  1. Бурый косолапый

По лесу бредет,

Любит «одолжить» он

У лесных пчел мёд.                (Медведь).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Обеспечение продуктивности коммуникативных навыков учащихся коррекционной школы 8 вида"

Социализация - обна из основных задач коррекционной школы. Одна из самых актуальных проблем- реализация компетентностного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. В своём сообщ...

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....

Выступление на тему "Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы"

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения...

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA.  Эта международная программа диагностирует результат...

Методика формирования вычислительных навыков в коррекционной школе посредством проведения устного счета на уроках математики

Формирование вычислительных навыков имеет огромное практическое значение для обучающихся коррекционной школы, т.к. её выпускники сразу вступают в самостоятельныю жизнь и включаются в произвеодстенный ...

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ - это образованные и успешные люди, о...