Сообщение "Обеспечение продуктивности коммуникативных навыков учащихся коррекционной школы 8 вида"
методическая разработка по теме

Агафонова Вера Васильевна

Социализация - обна из основных задач коррекционной школы. Одна из самых актуальных проблем- реализация компетентностного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. В своём сообщении я рассказываю о видах работ, методических приёмах ,  способствующих развитию речи и коммуникации детей в 1 классе коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение продуктивности коммуникативных навыков учащихся коррекционной школы 8 вида

Учитель: Агафонова Вера Васильевна

Запрудненская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида

Общение – важнейшее условие развития личности и творческих способностей ребенка. Оно является интегрирующей основой всех уроков и обеспечивает переход от урока – монолога к уроку живого диалога, создавая новый тип обучения через общение. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения является  развитие речи как основного средства коммуникативности. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. В условиях коррекционной школы принцип коммуникативной направленности является одним из ведущих принципов обучения. Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у таких детей затруднения в общении с окружающими людьми. У них отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращённого к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка..

Несомненно, что вся образовательная среда в специальной (коррекционной) школе 8 вида должна способствовать развитию речи и коммуникации обучающихся здесь детей. Любой урок, к какой образовательной дисциплине он бы не относился, будет служить решению задач речевого развития учащихся .

 Обучать коммуникативному общению необходимо с первого класса, с первого года обучения в школе, так как дети легко впитывают образцы речи, они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли.  Конкретно задачи работы по развитию речи учащихся первого класса специальной (коррекционной) школы 8 вида сводятся к следующему: 
1. Изучение речевого развития учащихся. 
2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков. 
3. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. 
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения. 
5. Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи. 
Изучение речи детей осуществляется преимущественно на первом году обучения, поскольку точное знание уровня речевого развития каждого ученика непременное условие правильного построения системы работы. Однако, внимание к проявлению специфических особенностей детей не должно совершенно исчезнуть и в дальнейшем. 
Устранение недостатков произношения и становление произносительных навыков важнейшая задача младших классов. Значимость её определяется зависимостью развития всех других сторон речи от правильно сформированных фонетических навыков. 

Развитие речи на основе практического усвоения средств языка выступает как одна из главных задач уже в добукварный период.

Но чтобы уроки состоялись учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на уроках надо превратиться в ритора, т.е. в человека владеющего словом.

В добукварный период я научила детей понимать и выполнять несложные инструкции: «Встань», «Сядь», «Подойди к доске». В данном случае слово взрослого становится регулятором поведения ребёнка. В дальнейшем, создавая условия, побуждающие школьника к высказыванию, формируется его речевая деятельность. В начале обучения учащихся коррекционной школы я соблюдаю общедидактические  требования к постановке вопросов:

1. Вопросы задаю всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать, понимать обращённую речь.

2. Учащимся даю время для обдумывания ответа.

3.Вопросы не должны предполагать односложного ответа.

4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа.

Для формирования у учащихся правильного речевого высказывания я стараюсь включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика.

-Как зовут этого мальчика?

-Этого мальчика зовут Коля?

К другим методическим приёмам продуктивности коммуникативных навыков  в 1 классе является сопряжённая, отраженная и хоровая речь с движением. При сопряжённой речи ученик вместе с учителем произносит ранее сказанную фразу. При отражённой – ученик самостоятельно повторяет услышанное предложение. Эти приёмы способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной дикции. Положительные результаты даёт хоровая речь.

Первый урок часто начинаю словами, которые являются речевой разминкой, что организует детей, настраивает на работу. Например:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Или:

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят, надо встать,

Четко, громко, отвечать.

Использую для развития речи и физкультминутки, которые стараюсь разнообразить и, по возможности, приближать к теме урока. При этом добиваюсь выразительности, артистичности произношения.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше

Раз- подняться, потянуться

Два -согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка…

Вместо стихотворных физкультминуток провожу динамические паузы. Дети учатся фантазировать: во время физ. пауз «бегали» в парк посмотреть, как насекомые готовятся к зиме, как падают листья, «искали» «оставшиеся цветущие растения», «ходили по глубокому снегу», «лепили снежки» и бросали их в цель.

В добукварный период в качестве речевого материала я использовала для прослушивания и беседы, для разучивания с голоса учителя четверостишья, сказки. Сказки  я предпочитала не читать, а рассказывать, иллюстрируя, или показывая слайды. Это помогает в понимании сюжета сказки.


Основная нагрузка в формировании речи умственно отсталых первоклассников падает на букварный период. На этих уроках внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его копированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте. В образовательной программе определены требования к речи школьников. 
Задачи развития речи  решаются на всех уроках в течение всего периода обучения. Ответы на вопросы учителя, самостоятельный пересказ прочитанного, составление устных рассказов по картинкам эти виды упражнений используются в любом классе. В зависимости от года обучения меняются требования к выполнению упражнений. В первом классе мы имеем следующие требования программы к знаниям и умениям учащихся: 
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; 
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу); 
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, ис-пользуя слова данного вопроса; 
составлять простые нераспространенные предложения; 
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов; 
знать названия изучаемых предметов, части предметов. 
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), реализуется, прежде всего, в процессе коммуникации. Отсюда обучение произносительным навыкам неразрывно связано с развитием словаря ребёнка. Слово в свою очередь может быть усвоено только тогда, когда оно выступает в сочетании с другими словами, используется в разных формах и контекстах. При знакомстве со словом я использовала стихи «Подскажи словечко», давала такие задания, как «Я сейчас произнесу слово, а вы скажете, как вы его понимаете. Подчёркивала, что слово всегда имеет значение, смысл. Можно прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка-это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка-это кошка

У кошки семь котят….

При знакомстве со звуками дети знакомятся со  словами –омонимами, например коса, с паронимами сук-сок.здесь я использую картинки, или слайды с этими словами, задаю вопросы что делают косой? Объясняю, показываю.

Предложение как языковая единица усваивается полноценно только при выполнении им определённых коммуникативных целей.

Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остается игра. У меня имеется ряд игр, которые широко использую на уроках. Но особое место занимают сюжетно-ролевые игры, так как они имеют особое значение в развитии индивидуальности ребенка, вовлекают всех детей в разговор, т.е. способствуют развитию коммуникативности. Ребенок берет на себя роль, действует в вооброжаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, вместе с ними создают сюжет игры. Так развивается коммуникативная активность детей. Например, на уроках «Окружающего мира» я ввожу различные игры – диалоги. В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные разговоры: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врачу» и др. В теме «Осень» организую «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме.  Интересно проходят игры на основе литературных произведений – разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек и т.д. А на уроках математики мы играем в «Математическое домино». Игры и игровые моменты всегда приводят к активной деятельности учащихся, развивают их речь.

Работаю с картинками по разным темам, например, «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Раздаю детям картинки. Дети начинают работать: рассматривают овощ, произносят слово про себя. Также даю задание придумать предложение на каждую картинку, охарактеризовать данный предмет (овощ), прочитать стихотворение на данную картинку, отгадать загадку и т.д. Я считаю, что такая работа помогает проводить не только словарную работу, но и определить лексический запас учащихся по данной теме, обогащают кругозор детей, развивают их речь, общение.

На уроках изучения нового материала стараюсь создавать проблемную ситуацию, при изучении новой буквы загадываю загадки, отгадки которых начинаются со звука, который будем проходить на данном уроке, или предлагаю назвать картинки, начинающиеся с определённого звука. Дети сами называют звук, с которым предстоит познакомиться на уроке.

Проблемные уроки провожу и на уроках чтения, окружающего мира, и, конечно, русского языка.

Решаю и проблему индивидуального подхода. При подготовке к уроку ориентируюсь на возможности и склонности каждого ребенка. Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я всегда стараюсь разнообразить урок загадками, яркой броской наглядностью. Вызывать активное общение с детьми помогают опоры на зрительную наглядность.

- опоры на графическую иллюстрацию:

- презентации уроков:

             

Использованная литература:

В. В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы»

А.К.  Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"

В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Методические рекомендации по формированию навыков свяной речи на уроках географии у учащихся коррекционной школы 8 вида

1.Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии в школе 8 вида.2.Виды работ по развитию связной речи....

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики...

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...