Игры для формирования успешного чтения
методическая разработка на тему

Игры, направленные на формирование умений успешного чтения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped2.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на формирование умений успешного чтения младших школьников.

Слог или слово.

    Описание игры: Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова.

Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

    Может быть, и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая – только слоги.

    Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ.

Найди лишнее, оставь только родственников.

    Оборудование: карточки слов.

    Описание игр. На доске устанавливаются в строчку карточки четырех слов, три из которых являются однокоренными, а четвертое не удовлетворяет соответствующим признакам:  

                   СОЛЬ                                      ВОЗ

                   СОЛЕНЫЙ                             ВАЗА

                   СОЛОВЕЙ                              ВОЗИТЬ  

                   СОЛИТЬ                                 ПОВОЗКА  

    Вызванный ученик читает слова, анализирует их, находит лишнее и снимает соответствующую карточку.

    Может быть, и такой вариант игры: наборы слов можно отпечатать на карточках. Класс делится на группы, каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв и слогов кассы букв. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием.  

Поймай выделенное слово.

    Описание игры. На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его или обводит кружочком.

    Например:

  1. Лиса                 липа, лис, лира, лиса, киса
  2. Лак                   лук, лак, сук, мак, рак, лак
  3. Лапа                 липа, лапа, папа, лиса  
  4. Лиза                 Лида, Липа, Лиза, Лиза

Чтение слов и предложений.

Назови, одним словом.

     Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

     Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия

(шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

     Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.

     Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске.

Помоги слову найти последнюю букву.

     Оборудование: касса букв и слогов.

     Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО                                З

ГЛА                                 М

СТО                                 К

ГРО                                  Н  

КРИ                                 Л

ПЛО                                 Б

ГРИ                                  В  

     Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

     Может быть, и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

Кто знает, пусть продолжит.

     Оборудование: карточки слов.

     Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус, табуретка и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

Отгадай и прочитай.

     Оборудование: карточки слов.

     Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, (его он берет в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово.

     Например, учитель называет значение слова: «Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека.

 

Найди свой зонтик.

     Оборудование: три картонных зонтика с рисунками, соответствующими графическим обозначениям гласного, согласного твердого и согласного мягкого звуков; слоговые карточки.

     Описание игры. На наборном полотне выставляются по горизонтали зонтики, на столе раскладываются слоги. Учитель сообщает игровую ситуацию: « Светило солнышко. Слоги играли на лесной полянке. Вдруг надвинулась туча, пошел дождь. Помогите слогам спрятаться под зонтиками». Учитель предлагает детям прочитать слог, определить качество первого звука: гласный, твердый согласный или мягкий согласный. В зависимости от качества звука слог устанавливается под соответствующим зонтиком.    

Кто как голос подает ?

     Оборудование: картинки животных птиц, кассы букв.

     Описание игры. Учитель показывает изображение животного или птицы.

.Дети находят в кассах слог, соответствующий их голосам: курица (ко), гусь (га), корова (му), кукушка (ку), коза (ме), мышь (пи ), комар (зи).   

Заяц и волк.

     Оборудование:  картонные заяц и волк.

     Описание игры. На доске в разброс написаны печатными буквами прямые открытые слоги с твердыми и мягкими согласными. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твердыми согласными. Вам необходимо провести зайца через полянку так, чтобы он не попался в лапы волку». К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведет зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, прочитывает его. Игру продолжает ученик, который ведет волка. Он останавливает свою игрушку возле слога с твердым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку и поставит свою игрушку возле слога с твердым согласным.

     Вариант 1. Волк догонит зайца, если они окажутся на слогах, стоящих рядом.

     Вариант 2. Слоги, возле которых ученики устанавливают свои игрушки, читает хором весь класс.

     Вариант 3. Можно менять игрушки. Игра, к примеру, может называться «Кот – мышки».

Строим слоги.

 

     Оборудование: демонстрационные карточки букв, индивидуальные кассы букв и слогов.

     Описание игры. Учитель показывает карточку с буквой, которая обозначает согласный звук, и называет гласный. Дети составляют слог, находят в кассе букв и слогов и показывают соответствующую слоговую карточку.

Посмотри и распутай линии.

     Описание игры. На доске даны два столбика букв: слева – буквы, которые обозначают согласные звуки, а справа – буквы, которые обозначают гласные звуки. Каждая из букв левого столбика соединена с одной из букв правого столбика причудливо извилистой линией. Вызванный ученик проводит указкой  по линии, которая ведет от выбранной им согласной, находит гласную и читает получившийся слог.

     Может быть, и такой вариант игры: дети играют с кассами букв. Каждый самостоятельно глазами проходит путь от согласной к гласной и составляет получившийся слог. Победителем будет тот, кто составит возможные слоги первым.

                     

Помоги подружиться буквам.

     Оборудование: карточки с изученными гласными и карточка с согласным звуком.

     Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «К нам в гости пришла новая буква. Ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим ее с гласными и поможем ей, подружиться сними. Сейчас Н поздоровается с А. Учитель, по очереди подносит карточку с новым согласным к карточкам с изученными гласными и произносит создавшийся прямой открытый слог – «буквы здороваются». Дети хором повторяют слог.

Живые слоги.

     Оборудование: карточки изученных букв.

     Описание игры. Учитель вызывает к доске 8-10 учеников и раздает им карточки. Половина получает карточки согласных, половина - карточки гласных. Дети становятся парами лицом к классу: слева – ученики с карточками согласных, справа – с карточками гласных. По сигналу учителя первая пара поднимает карточки вверх. Класс читает получившийся прямой  открытый слог. Затем по очереди поднимают свои карточки остальные пары.

     Вариант 1. На уроке знакомства с новыми согласными звуками и соответствующими буквами карточки с согласным одинаковые у всех, класс читает слоги с одинаковым согласным.

      Вариант 2. Карточки с буквами устанавливаются в иллюминаторах картонных ракет. Дети выходят из разных концов класса, сходятся у доски, соединяют ракеты – «производят стыковку», класс хором читает слог.

Чтение прямых двухбуквенных  открытых слогов.

Закончи предложение.

     Оборудование: кассы букв.

     Описание игры. Учитель, называя предложение, не договаривает последнего слова. Дети должны догадаться, каким будет этот слог, и выложить его из букв разрезной азбуки. Например:

     Садовник срезал ро…(зу)

     Над цветами летали бабоч…(ки)

     Пейте, дети, моло…(ко)

     Мы везем с собой ко…(та)

                   

 

Слоги, по местам!

     Оборудование: карточки слогов разной буквенной структуры.

     Описание игры. Слева от каждой из трех полосок наборного полотна напечатана буквенная структура разных слогов: СГ (согласный + гласный), ГС (гласный + согласный), ССГ (согласный + согласный + гласный).

     На столе разложены карточки слогов указанной структуры: МА, АМ, СМА; РО, ОР, КРО; ЛУ, УЛ, ГЛУ и др., повернутые тыльной стороной. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: слоги собрались играть и должны разделиться на три команды. В первую команду войдут слоги СГ, во вторую – слоги ГС, а в третью – слоги ССГ. Нужно помочь слогам найти свою команду. Вызванный ученик берет карточку, читает слог и устанавливает ее в соответствующей полоске.

     Примечание: буквенная структура усложняется по мере формирования навыка чтения.

     

Первый слог прочитай, второй – отгадай.

     Оборудование: слоговые карточки, предметные картинки.

     Описание игры. На наборном полотне установлены тыльной стороной предметные картинки. Рядом с каждой предметной картинкой находится прямой открытый слог, который является началом слова-названия предмета, изображенного на картинке. Вызванный ученик читает слог и договаривает второй так, чтобы получилось слово: гу…(си), ку…(ры), ро…(зы), ко…(зы), ли…(са), ру…(ка) и т. д. Назвав слово, ученик переворачивает картинку и проверяет себя: правильно ли он назвал слово.

     Может быть, и другой вариант игры: игра может проводиться в виде соревнования между двумя командами. Представители команд по очереди называют слова-названия картинок. Побеждает команда, у которой будет больше совпадений придуманных слов с действительными названиями картинок.

Напиши букву с закрытыми глазами.

     Оборудование: блокноты с нелинованной бумагой или планшеты для многоразовой записи, карточки букв, карандаши.

     Описание игры. Учитель называет букву, дети пишут ее в блокнотах, закрыв глаза ( буквы могут быть рукописными или печатными). По сигналу учителя дети, сидящие за одной партой, обмениваются блокнотами и выступают в роли учителей: сравнивают букву, написанную соседом, с образцом и исправляют недостатки.

Поезд.

     Оборудование: картонный поезд, к вагонам которого прикреплены кармашки; карточки изученных букв.

     Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: нужно посадить буквы в поезд. Посадка осуществляется таким образом: в первом вагоне будут ехать буквы, обозначающие гласные звуки, во втором – обозначающие согласные».  

     Вариантом игры может быть такой: на вагонах прикрепляются буквы, например С, Л, К. Дети получают картинки с изображением животных. Учитель предлагает помочь животным занять место в своем вагоне: в вагоне с буквой С будут ехать животные, название которых начинаются со звуков [с],  [с], - слон, свинья, собака, сорока и т. д.; в вагоне с буквой Л – животные, названия которых начинаются со звуков [л], [л], – лось, лев, лиса, лебедь и др.; в вагоне с буквой К животные, названия которых начинаются со звуков [к], [к], – кот, коза, корова, курица, кит и т. д. 

Жмурки.

     Оборудование: карточки изученных букв.

     Описание игры. С помощью считалки выбирается жмурка. Ему завязывают глаза и подводят к столу, на котором разложены карточки букв. Жмурка берет карточку, показывает ее классу. Дети называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. По названным словам жмурка должен догадаться, какую именно букву он держит в руках, и назвать ее. Правильность ответа подтверждается аплодисментами. В случае неправильного ответа класс по команде учителя хором называет нужную букву.

«Буква-гостья».

     Оборудование: карточки изученных букв.

     Описание игры. Дети образуют круг. Учитель (а позже кто-нибудь из учеников) называет букву и идет с ней вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово, которое начинается с соответствующего звука. Если ученик задержится с ответом, он должен выйти из круга или присесть в середине на корточки.

Сломанная лестница.

 

      Оборудование: полоски бумаги, символизирующие ступеньки лестницы, с написанными на них буквами.

     Описание игры. Учитель устанавливает на наборное полотно четыре-пять полосок-ступеней с буквами. Дети «бегают» вверх-вниз по ступенькам – читают установленные буквы.

     Учитель просит детей закрыть глаза, сам в это время убирает одну из ступеней лестницы. Дети открывают глаза и называют, какая ступенька сломалась – какой буквы не стало.

Найди на ощупь.

     Оборудование: пластмассовые, вырезанные из картона или наклеенные из наждачной  (бархатной) бумаги на карточки буквы, мешочек.

     Описание игры. Учитель дает задание найти  в мешочке определенную букву. Вызванный ученик из трех букв, находящихся в мешочке, на ощупь отыскивает нужную и показывает ее классу. Во время поиска учеником буквы в мешочке все остальные дети находят букву в своих кассах.  

Проведи белочку в дупло.

      Оборудование: белочка (картонная или мягкая игрушка), лист бумаги с нарисованным дуплистым стволом дерева, карточки с изученными буквами

     Описание игры. На доске изображен ствол  дерева с дуплом. Слева от него вразброс приклеены карточки с изученными буквами (можно просто написать на доске печатные буквы). Вызванный ученик соединяет мелом буквы с лева направо таким образом, чтобы получилась тропинка к дуплу. Затем он берет в руки белочку и ведет ее по тропинке, останавливая перед каждой буквой и называя ее.(Букву могут хором называть ученики.)

     Вариант 1. Тропинка мелом не проводится. Ученик сразу ведет белочку в дупло, заставляя ее прыгать с буквы на букву. Дети хором называют буквы, (это может делать и сам ученик).

     Вариант 2. Возле доски работают сразу два ученика: один называет букву, второй молча устанавливает возле нее белочку. Класс подтверждает правильность действий второго ученика, произнося хором, соответствующий звук или громко ойкает, жалея белочку, которая «свалилось с тропинки», если буква показана неправильно.

     

     

Помоги Незнайке.

     Оборудование: картонная или мягкая кукла Незнайка, набор карточек с изученными буквами.

     Описание игры. На наборном полотне выставлены карточки букв в разных положениях: повернутые набок, вверх ногами, тыльной стороной. Учитель сообщает игровую ситуацию «Незнайка торопился в школу, упал и рассыпал буквы. Нужно ему помочь правильно их собрать». Дети выходят к доске, ставят карточку правильно и называют букву на ней.

Поймай букву.

 

     Оборудование: Карточки с текстами из газет, старых книг.

     Описание игры. Все участники получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

     Может быть, и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, другую подчеркивают.

Буквы -  подружки.

 

     Оборудование: На доске или на наборном полотне выставляются два столбика букв: во втором таки еже, как и в первом, но в другом порядке.

     Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их веревочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

     Может быть, и такой вариант игры: оборудованием для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит букв – подружек раньше других.

Напиши букву, с которой начинается название предмета.

     Оборудование: предметные картинки.

     Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове – названии предмета, изображенного на ней, и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнования трех – четырех учеников у доски, а можно включить в нее весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах. 

Не потеряйся.

     Оборудование: карточки букв.

     Описание игры. Учитель выкладывает на столе тыльной стороной вверх карточки букв, которые запланировал повторить с учениками. Число букв должно соответствовать количеству учащихся. По команде учителя: «Буквы  З, ко мне!» дети, у которых на карточке названная буква, бегут к доске, поднимают вверх карточки с буквами и выстраиваются в шеренгу. Учитель переходит в другое место и вызывает к себе группу учащихся с другой буквой. В конце игры прочитываются буквы каждой группы: осуществляется проверка, все ли буквы находятся в своих командах.

Игры на запоминание графического облика букв.

Найди лишнюю букву.

     Оборудование: на доске записываются несколько строчек одной и той же буквы (по четыре в каждой строке). Среди четырех букв есть одна, которая отличается от остальных размером (она больше или меньше остальных), цветом или графикой.  

     Описание игры. По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, и обводит ее кружком.

       Вариант 1. Материал для игры размещается на индивидуальных карточках.

      Вариант 2. Меняется буквенный материал: в строчке среди трех одинаковых букв находится четвертая, обозначающая другой звук.

Соберем грибы в корзинку.

     Оборудование: Вырезанные из бумаги грибы с написанными на них буквами, картонные корзинки с кармашками, на которых те же буквы.

     Описание игры. Вызванные учащиеся берут корзинки и подбирают с ковра грибы с теми буквами, которые изображены на кармашках корзинок.

После сбора всех грибов осуществляется проверка. Грибники достают грибы из кармашка, весь класс хором читает букву, на них изображенную.

Что изменилось?

     Оборудование: касса букв.

     Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне четыре буквы, просит детей хором прочитать их. Дети читают, запоминают порядок букв и по сигналу учителя закрывают глаза. В это время расположение букв меняется. Открыв глаза, дети должны заметить изменения и охарактеризовать их: что изменилось.

Игры, направленные на формирование фонетика – фонематического восприятия у младших школьников.

  1. «Рыбалка».

      Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

      Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (л)» (и другими).

      Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком  отмечают правильный выбор.

      Количество играющих: один и более человек.

  1. «Телевизор».

       Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ  и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

        Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку Ребенок  (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал (и) слово, экран телевизора открывается.

       Например: месяц – спрятанное слово.

       Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

       Количество играющих:  один и более человек.

  1. «Рассели животных».

       Цель:  упражнять детей в  дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический  слух.

       Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки  животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть  звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их  в окошки с прорезями.

       Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

      Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

  1. «Цепочка слов».

      Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать  навыки звукового анализа слов.

      Ход игры. Ложится картинка, к ней  в виде  цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

      Количество играющих: один человек и более.

  1. «Собери цветок».

      Цель: упражнять  в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

      Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются  «цветочные липестки» на которых нарисованы  картинки со звуками [c], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [c].

      Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на  две команды).

  1. « Незнайка с кармашком».

      Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный  и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

       Ход игры.  

                  1 вариант.

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются  гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

                  2 вариант.

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова соответствующие схеме.

       Количество играющих: один и более человек.

  1. «Найди ошибку».

      Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

       Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

      Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

  1. «Собери букет».

      Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] - [л], упражнять детей  в различении основных и оттеночных цветов.

     Ход игры. Перед ребенком лежат две карточки с голубой и розовой вазами, в которой  стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «В какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л]). Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

      Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс поделенный на две команды).

  1. « Речевое лото».

      Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

     Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть  во всех. Затем ведущий показывает картинки  или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

      Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

  1.  Лото «Читаем сами».

      Цель: развивать фонематическое и  зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые  и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

      Ход игры.

      1 вариант.

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

      2 вариант.

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую  схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

      Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).

  1. «Волшебный круг»

      Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять  понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

      Ход игры.

                          1 вариант

     Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

                              Например:

мишка - мышка                            удочка - уточка

мак - рак                                       коза - коса

кит - кот                                        трава - дрова

усы - уши                                      кадушка - катушка

дом - дым

                         2 вариант

     Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова  с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

     Количество играющих: 1-2 человека и более.

 

  1. «Найди слова  в слове».

       Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация  звуков в словах, профилактика дисграфии.

        Ход  игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв  в слове, изображенном на ней (тогда дети  сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его  в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

        Количество играющих: 1-3 человека и более.

  1. «Математическая грамматика».

       Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование  процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

       Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

       Например:

  с + том – м + лиса – са + ца  = ? (столица)

      Количество играющих: 1-2 человека и более

  1. «Допиши словечко».

      Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

      Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

      Например:

Воробей взлетел повыше,

Видно все с высокой ________ (крыши).

       

      Количество играющих: 1-2 человека и более.

  1. «Занимательная грамматика».

      Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.

      Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:

__________+___________=  ___________?_______________.

Слова – слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда.

      Например:

1). первый слог – наименьшее трехзначное число;

     второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе;

     вместе – главный город страны (столица).

2). первый слог – личное местоимение;

     второй слог – тоже личное местоимение;

     вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).

Памятка для родителей.

  1. Обогащение словаря.

Задания:   Подобрать обобщающее слово.

              Назвать предметы ( Кто? Что? )

              Назвать слово по описанию действия: Где читают или обменивают книги? ( Библиотека. ) Где смотрят спектакли? Где живет скворец? Где зимой спит медведь? Где работает повар?

               Назвать действие по предъявленному предмету. ( Что делает? )

               Назвать признаки по предъявленному предмету. (Какой? Какая? Какое? Какие? )

-   цвет «по цвету яблоко какое?»

  1. форма «по форме яблоко какое?»
  2. вкус «на вкус яблоко какое?»
  3. на ощупь «на ощупь яблоко какое?»
  4. из чего сделан предмет, из какого материала?

                         Образование прилагательных от существительных.

Инструкция:   кукла из бумаги – бумажная;

  1. шапка из соломы –
  2. горка изо льда –
  3. варенье из яблок –

 Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…

  1. мороз –
  2. солнце -
  3. снег -
  4. ветер -
  5. дождь -

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…

  1. кошки –
  2. волка –
  3. льва –

              Как можно больше читайте с ребенком, объясняйте незнакомые слова, рассказывайте интересные истории.

   2. Работа над предложением, составлением связного текста.

     Задания:  Я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  1. мальчик, открывать, дверь
  2. в, Яша, саду, был
  3. ямки, и, я, моя, мама, копали
  4. яблони, посадили, мы  

                  Определи количество слов в предложении.

  1. Спала кошка на крыше. ( 4 слова )
  2. Мальчик открывает дверь. ( 3 слова )

                                 

                                    Определи количество предложений в тексте.

Муравей спустился к ручью. Он хотел напиться. Волна захлестнула его. ( 3 предложения ), (Родители читают предложения, делая в конце интонационную паузу.)    

                                     Составь рассказ по серии сюжетных картинок.

                                     Составь рассказ по картинке.

                                     Расположи сюжетные картинки последовательно.

                                     1. Временные последовательности: времена года; время суток; дни недели; месяцы; позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра; день, неделя, месяц, год; четверть, полугодие, год; прошедшее, настоящее, будущее. 2. Режим дня.

3. Родственные отношения: прапрадед – прадед – дед – отец – сын – внук –правнук - праправнук; прапрабабушка-прабабушка-бабушка-мать-дочь-внучка-правнучка-праправнучка. 4.Фамилия, имя, отчество. 5. Дата рождения. 6. Адресные данные. 7. Названия пальцев руки. 8. Пространственные последовательности: верх – середина - низ; слева - в центре - справа; влево – левее - еще левее; начало – середина - конец.  

                                      Прочитай и перескажи.

  1. Развиваем фонематический слух.

            Задания: - Прохлопай, как я: ( * *) ( * *-* ) ( *-***)

                                                                                    Родители хлопают в разных ритмах.

                             -Послушай мои хлопки. Посчитай их и начерти столько крестиков, сколько хлопков.

                             -Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж»:

                              лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы.

                             -Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ш»:

                              колесо, ящик, сушка, шапка, малина, чайник, лыжи, цапля, звезда.

                                                                                    Родителям можно менять заданный звук.

Пальцы рук разовьются не вдруг.

  1. Заниматься можно с первых недель жизни.
  2. Мелкий массаж кистей и пальцев рук, воздействие на активные точки.
  3. Выполнять простые игры, упражнения.
  4. Учить малыша дотягиваться и захватывать предметы.
  5. Развитие навыков самообслуживания.
  6. Запускать пальцами мелкие волчки.
  7. Разминать пластилин, глину, тесто.
  8. Катать каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  9. Сжимать и разжимать кулачки.
  10. Барабанить всеми пальцами по столу.
  11. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  12. Собрать все пальчики в щепотку.
  13. Собирать на нитку бусины.
  14. Выкладывать из круп заданные картинки.
  15. Завязывать узлы на толстом шнурке.
  16. Закручивать шурупы, гайки.
  17. Мять руками поролоновые шарики, губку, шить, резать ножницами.
  18. Рисовать.
  19. Раскрашивать.
  20. Штриховать.
  21. Выполнять пальчиковую гимнастику.

                             Игры.

                             «Рассортируй».

Возьмите коробку со смешанными, похожими, но все же заметно отличающимися друг от друга пуговицами. Например, десяток зеленых пуговиц и десяток красных. Поставьте перед ребенком две баночки. В одну нужно положить только красные пуговицы, в другую – только зеленые. При этом не забывайте называть цвет. Эту игру можно варьировать. Например, по форме, по величине.

                             «Волшебный мешочек».

Возьмите непрозрачный мешочек и несколько знакомых ребенку предметов (кубик, ручку, ложку). И пусть ребёнок на ощупь определяет, что ему попалось.

                             «Наждак».

Кусок наждачной бумаги приклеивается на картон. Ребенку предлагается рисовать пальцами различные предметы, фигуры, буквы. В результате у ребенка будут развиваться тактильные ощущения.

                             «Нанизывание».

На нитку нанизываются бусинки, пуговицы. На леску или шнурок макаронины. У ребёнка развивается мелкая пишущая моторика.

                             «Вот и вся семья!»

Ребенок должен поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.  

                             Это пальчик – дедушка,

                             Это пальчик – бабушка,

                             Это пальчик – папочка,

                             Это пальчик – мамочка,

                             Это пальчик – я,

                             Вот и вся моя семья!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

Успешное чтение на английском языке в начальной школе

Основная проблема которая возникает у учителей английского языка в больших группах - это прблема успешного чтения.  Как с ней бороться. Что может помочь....

Секреты успешного чтения

Данный элективный курс по английскому языку  разработан в помощь отстающим учащимся, имеющим пробелы в правилах чтения , при переходе в среднее звено....

Некоторые аспекты становления молодого специалиста в рамках реализации учебного проекта "Успешное чтение".

У нашего колледжа педагогическая направленность. Образ современного учителя не раз обсуждался на уроках и во внеурочной деятельности всего ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

     Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении уже с самого начала обучения, включая соответств...

Интерактивные игры по формированию навыка чтения у детей с ОВЗ

В данной презентации даются понятия, цели ,функции и методика  проведения интерактивных игр. Автор останавливается на развивающих интернет играх и их роли по овладению учащимися навыками чтения,а...

Формирование навыков анализа - синтеза у первоклассников - залог успешности чтения и письма.

Ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать.В системе логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы первоочередное внимание уделяется именно первок...