ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.
статья по музыке на тему

       Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении уже с самого начала обучения, включая соответствующие задания на уроках специальности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.В. Штифанова

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Ездоченская ДШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

Лучший способ научиться быстро читать –

это как можно больше читать.

.И. Гофман

       Многие педагоги и исполнители у нас в стране и за рубежом, говоря о первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, придают первостепенное значение быстрому чтению с листа «ибо, - как пишет Г.М. Коган, - чем искуснее читает исполнитель с листа, тем легче и скорее формируется у него ясное представление о произведении, а стало быть, и замысел, план интерпретации».

       Такие известные педагоги-музыканты (Н.Г. Рубинштейн, Н.С. Зверев, В.И. Сафонов, Л.В. Николаев, Г.Г. Нейгауз и др.) считали, что чтение с листа должно составлять определённую часть ежедневного «рациона» занятий учащегося, и связано это с тем, что владение данным навыком представляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой – различными композиторами, стилями, целыми эпохами – «… не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (В.А. Сухомлинский). «Сколько читаем – столько знаем» - старая истина, сохраняющая своё значение и в музыкальной педагогике.

       Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении уже с самого начала обучения, включая соответствующие задания на уроках специальности. Важным здесь является личностно-эмоциональное отношение самого преподавателя, его ясное представление о том, какие направления входят в многогранный навык «чтения с листа» и способность на каждом этапе развития ученика планомерно ставить конкретные задачи и осуществлять их.

       Следует наметить основные направления формирования навыка:

- необходимо формировать умение осуществлять анализ исключительно глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем, а со временем этот анализ делается учеником самостоятельно и сводится к взгляду на ноты для осознания и охвата «целого»;

- осознавать главные показатели содержания мелодии – жанр и характер. Фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер (марш, вальс, полька, песня)  достаточно традиционны. Основой сопровождения многих мелодий является аккордовая вертикаль, а вальсов, полек, многих песен – формула «бас-аккорд». Исходя из устного анализа фактуры сопровождения, следует выявлять жанр, характер произведения, обнаруживать сходство и различие фактурных элементов;

- уметь узнавать в тексте и осознавать внутренне собственным «предслышанием» набор стандартных ритмических формул, ясно представляя, какому жанру они могут принадлежать;

- обладать ощущением единой ритмической пульсации, мышлением с опорой на сильные доли, устремляя всё внимание на непрерывность читаемого текста;

- чтобы читать с листа музыкальный текст, ученик должен уметь быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности (мелодической, гармонической) и воспринимать их как единое целое. Образующиеся при этом слуховые представления ассоциируются со зрительными представлениями клавиш и мышечно-тактильными ощущениями, образуются слухо-клавиатурные связи;

- способность осознавать подобные (похожие) интонации – восходящее движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др. в дальнейшем приводит к тому, что при повторной встрече ученик их легко узнаёт;

- для того чтобы грамотно играть с листа, нужна и техническая подготовка, практическое знание аппликатурных формул диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов; видя октаву, трезвучие, секстаккорд, гармонические фигурации, вовремя «узнавая», осознавая конкретные элементы, ученик привыкает, не раздумывая, брать их определённой стандартной аппликатурой, и, таким образом, зрительные ощущения автоматически переводятся в мышечные;

- учащийся должен быть знаком технически с различными несложными типами фортепианной фактуры и узнавать их в произведениях;

- фигурационные фактуры необходимо научить «собирать» в аккорды и представлять более крупно, при этом эффективен приём сжатия гармонической фактуры в аккордовую последовательность, чтобы более наглядно и конкретно представить логику и динамику развития;

- внимательно и точно воплощать басовую линию, так как неправильно взятый бас искажает саму основу, суть произведения и нарушает пульсацию движения;

- хорошо ориентироваться в клавиатуре наощупь, чтобы не было потребности искать клавиши, часто на нее поглядывая и теряя из виду нотную запись.

       Занимаясь на уроках специальности чтением с листа, каждый раз необходимо ставить перед учеником конкретную задачу.

       Начинать обучение целесообразно с облегчённой задачи – с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом и т.п.), для этого используются различные упражнения. Например, ученик читает ноты, произнося-диктуя названия нот вслух, а преподаватель одновременно исполняет простейшие песенки. Или иначе: преподаватель начинает играть фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжает её, вначале просто называя ноты вслух, но при этом сохраняя непрерывность движения. Тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и «смотреть-слышать» вперёд. Возможно другое упражнение: преподаватель играет мелодию, а ученик фиксирует хлопками ритм сопровождения.

       При исполнении  этих упражнений очень важным моментом является  необходимость  обращать внимание ученика  на паузы.  Ребенок должен осмысленно понять и  «пережить» явление, называемое паузой.  В этом, например,   учащемуся может помочь  специальный жест  – разведение  ладоней внутренней стороной  вверх  (как бы  в руках  ничего  нет).

        Уже на «устном» этапе следует обращать внимание ученика на рисунок мелодии, количество тактов, лиги, фразы, уча осознавать «целое». Здесь же можно учить находить сходство, различие, тождественность в элементах текста, то есть развивать музыкальное мышление.

       Подобные задания с начинающими учениками по «устному чтению» незнакомого текста предлагается выполнять на каждом уроке по специальности и включать в домашние задания.

       Одновременно хочется обратить внимание на то, что именно в этот период происходит формирование чувства времени, ощущение внутренней пульсации. Преподаватель для того и участвует в процессе чтения ученика, чтобы приучать последнего к непрерывности движения, исключающего любые задержки и остановки. Специальные задания на ощущение чувства движения тактами, такие как: подчёркивание первой сильной доли на детском шумовом инструменте, в то время как преподаватель исполняет простую пьеску; называние по ходу исполнения пьесы первой ноты такта (можно давать в любой руке), не теряя при этом общего движения-пульсации, - дают опыт мышления более крупными долями.

       Таким образом, ещё до перехода к самостоятельной игре незнакомого нотного текста будет проделана подготовительная работа, облегчающая создание внутренних музыкальных представлений, пробуждающая заинтересованность ученика, развивающая любознательность и активность, облегчающая формирование практического навыка чтения с листа.

       Переходя к собственно чтению – игре на инструменте, на первых порах рекомендуется использовать «комбинированные» способы, когда можно вдвоём с учеником «прочитать» ритм + мелодию (ученик – текст правой руки, учитель – левой и наоборот), или текст в левой руке + ритм правой.

       Следует учить ученика смотреть и слышать вперёд на один-два шага, затем – на целый такт, с тем, чтобы внутреннее музыкальное представление-предслышание нотного текста, мысленное предвосхищение шло впереди реального звучания, учить узнавать повторы фраз и уметь использовать паузы для подготовки к дальнейшему движению и развитию.

       Начинать чтение необходимо с пьес, написанных в пределах интервала терции, и в пределах одной аппликатурной позиции, постепенно добавляя количество звуков и расширяя интервал. Ритмический рисунок первых произведений не должен быть новым для ученика, учащийся должен быть уже знаком  с вариантом такого рисунка.

       Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыка чтения нот с листа, поэтому работу над способностью ориентирования пальцев и рук на клавиатуре, необходимо начинать одновременно с формированием слуховых представлений, т.е. ещё в донотном периоде.

      Известно, что, быстрота и точность двигательной реакции ученика на читаемый текст в большой степени зависит от аппликатурной техники. «Типичная аппликатура изначальных формул фортепианной техники – гамма, пассажей, аккордов – должна войти ученику в кровь, иначе ситуация может дойти до анархии с выбором случайной аппликатуры». Поэтому необходимо вести  тщательную и направленную работу по освоению специальных упражнений у обучающегося, только так можно развить осязательную  ориентировку на клавиатуре. Эти упражнения дают наибольший эффект, если их сочетать с работой по освоению клавиатуры «слепым методом».

       Примеры аппликатурных упражнений:

- на трёх рядом расположенных клавишах (например ре, ми, фа) с обязательным включением чёрных клавиш, учащемуся предлагается играть каждой рукой отдельно, 1, 2, 3 пальцами во всех комбинациях. При этом выбор ритмической фигуры можно предоставить самому ученику. Затем, эти же комбинации исполнить в сопровождении квинты, одной рукой, затем в другой;

- играем (сочиняем, что будет более интересно ученику) мелодические мотивы на четырёх звуках, усложняя ритмический рисунок;

- упражнения в пределах одной позиции на пяти звуках. Ученик играет их одной аппликатурой от разных звуков и разной артикуляцией.

       При исполнении упражнений игра должна быть живой и энергичной по темпу, упражнения должны иметь острый ритм, контрастную динамику, быть разнообразными в артикуляционном отношении.

       Целью всех аппликатурных упражнений является  воспитание мгновенной реакции пальцев учащегося на мотив из трёх-пяти звуков в одной позиции.

       Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое «фотографирование». Для этого, ученику в течение нескольких секунд, показывается определённый  отрезок текста (для начала это мотив, затем фраза, и на дальнейшем этапе работы предложение), он должен проанализировать, запомнить, представить мысленно этот отрезок в звучании и затем сыграть. В момент исполнения ученик «фотографирует» и запоминает уже следующий фрагмент. В начале работы, такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у учащегося увеличивается скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.

       Ещё одним из немаловажных моментов в работе с учащимся  по формированию навыка чтения нот с листа, является и то что, не следует оставлять эту работу  на конец урока, т.к. за наличием  повседневных задач при освоении обязательной программы на это часто не остаётся времени. Уделять время чтению необходимо где-нибудь в середине урока, при этом перемена вида деятельности позволит немного активизировать общий тон занятия.

       Работа педагога с учащимся над формированием навыка чтения нот с листа ни в коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обучения. Развивать этот навык необходимо на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.

       Систематическая и продуманная работа в этом направлении, её верное соотношение с изучением основной программы, способствует более быстрому продвижению учащегося, а так же пробуждает интерес к предмету, что не менее важно.

       Способность быстро и свободно читать с листа, дает в большей степени возможность ознакомления   молодым музыкантам  с богатейшим наследием  музыкальной литературы. И конечным результатом этих занятий, должна стать потребность юного музыканта познавать новое, постоянно музицировать.    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. – М., 1937.

2.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в первые годы обучения.– Варшава, 1976.

3.Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа. – М., 1960.

4.Гофман  И. Фортепианная игра. – М., 1961.

5. Нейгауз Г.Г. Об оикусстве фортепианной игры. – М., 1967.

6.Современный пианист под ред. Соколова, Москва 1970.,Л.

7. Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с учащимися-пианистами // Вопросы инструментальной подготовки. – М., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

«Формирование и контроль техники плавания на первом году обучения»

Методическая разработка на тему «Формирование и контроль техники плавания на первом году обучения»...

Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано

За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно ...

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ

Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...